Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:40, статья
Коррекция физиаческих нагрузок сельских школьников на внеклассных занятиях по физической культуре на основе учета внеурочной двигательной активности.
До настоящего времени специфике организации учебно-воспитательного процесса (УВП) на внеклассных занятиях по физической культуре с одаренными учащимися из сельских школ с учетом реакции детского организма на ранее выполненную физическую работу и степени его восстановления не уделялось должного внимания.
Методика
коррекции физических
нагрузок сельских школьников
как условие непрерывного
формирования их высокой
физической, технической
и функциональной подготовленности
П.В.Снежицкий
Последние два десятилетия научному обоснованию двигательной активности (ДА) как фактору формирования физической и функциональной подготовленности детей школьного возраста посвящены работы Э.Р.Андрис (1991), И.П.Волкова (1994), В.И.Глейзерова (1996), Н.Т. Лебедевой (1996, 2000), Э.Х. Величук (2001), Н.М.Куликова (2006), Н.Н.Юдиной (2006), А.В.Жмулина (2008) [1 - 8]. Данными авторами проблема ДА в формировании физической и функциональной подготовленности детей рассматривается как количественная мера. Вместе с тем, согласно закону Ж.Б. Ламарка, физическая работа формирует развитие органа в меру его употребления, что указывает на непосредственную зависимость функционального, а следственно и физического состояния подростков не только от продолжительности, но и от содержания их ДА, которая не всегда адекватна последним [9].
До настоящего времени специфике организации учебно-воспитательного процесса (УВП) на внеклассных занятиях по физической культуре с одаренными учащимися из сельских школ с учетом реакции детского организма на ранее выполненную физическую работу и степени его восстановления не уделялось должного внимания. Научное обоснование внеклассных и внеурочных занятий школьников выполнено в работах Х.Р.Салман (2006), Н.М.Машарской (2007), А.М.Титовой (2008) [10 - 12], в сельских школах – В.Ф Усмановым (1999), О.В.Баяновой (2000), Р.М.Расуловым (2008) [13 - 15]. Однако в данных исследованиях авторами не учитывается фактор занятости сельскохозяйственным трудом и степень его влияния на функциональное состояние организма детей среднего и старшего школьного возраста (12 – 17 лет), у которых процессы роста и развития являются доминирующим морфофункциональным фоном, когда воздействие двигательной среды наиболее значимо.
Решению обозначенной проблемы служит разработанная нами методика коррекции физических нагрузок с учетом внеурочной ДА сельских подростков на основе показателей экспресс-контроля текущего функционального состояния. Выбор секции общей физической подготовки (ОФП) обусловлен наибольшим соответствием цели и задач указанной формы внеклассных занятий специфике школ и жизнедеятельности учащихся сельской местности. По причине существенной неоднородности групп занимающихся в качестве реализации методики определен личностно-деятельностный подход [16].
Цель методики – обеспечение возможности достижения высоких показателей по физической, технической и функциональной подготовленности сельскими школьниками на основе адекватности физических нагрузок их текущему функциональному состоянию.
Разработанная методика содержит три этапа:
I этап – предварительный контроль физического состояния, физической подготовленности и внеурочной двигательной активности учащихся с последующим определением интенсивности и направленности первоначальных физических нагрузок. Задачей методики на этом этапе является изучение, анализ и оценка физического состояния, физической подготовленности и объема внеурочной двигательной активности сельских школьников в начале учебного года. На основании полученных результатов определяется интенсивность и направленность первоначальных физических нагрузок на внеклассных секционных занятиях. Для ее решения осуществляется контрольно-педагогическое тестирование и оценка:
-
уровня физического состояния
на основании расчетных
-
уровня физической
-
объема внеурочной
На персональном компьютере в разработанной нами программе подбора физических упражнений на базе «Mikrosoft Excel» учащимися определяется направленность и темп выполнения физических упражнений соответственно полученным оценкам. Результат: составляется индивидуальная диагностическая карта, определяющая долевое соотношение направленности физических упражнений для индивидуального двигательного режима в секции ОФП и темп их выполнения адекватно функциональному состоянию учащегося.
II этап – разработка, коррекция и реализация учащимися индивидуальных двигательных режимов на занятиях в секции ОФП на основе данных экспресс-контроля, исходного, этапного и итогового контроля и самоконтроля. Задачей методики на этом этапе является формирование у учащихся навыков самостоятельной разработки с помощью персонального компьютера индивидуальных двигательных режимов с последующей их коррекцией во время реализации на занятиях в секции ОФП. Для ее решения нами разработана программа «Коррекции индивидуальных двигательных режимов учащихся» на базе «Mikrosoft Excel». После ее изучения учащимися на основании индивидуальной диагностической карты разрабатывается карта индивидуального двигательного режима с указанием конкретных количественных показателей коррекции количества повторений, темпа и длительности упражнений. В случае улучшения функционального состояния от исходного уровня на каждую условную единицу по индексу Руфье (15 бальная шкала) длительность выполнения упражнения увеличивается на 10 %; соответственно при ухудшении на каждую условную единицу – длительность сокращается на 10 %. Коррекция длительности упражнений осуществляется в начале каждого занятия при помощи эксперсс-контроля текущего функционального состояния школьников (проба Руфье). При постоянстве показателей более двух недель, отражающих стабилизацию функционального состояния учащегося, для уточнения индивидуального двигательного режима производится этапный (четвертной) контроль физического состояния. Результат: обеспечение соответствия физических нагрузок сельских школьников в секции ОФП их текущему функциональному состоянию и физической подготовленности.
III этап – итоговый контроль, обобщение и анализ результатов, определение эффективности методики и разработка рекомендаций учащимся. Задачей на этом этапе является определение эффективности методики и разработка рекомендаций по коррекции индивидуальных двигательных режимов учащимся для самостоятельных занятий на летних каникулах. Задача решается учащимися на персональном компьютере под руководством учителя. В программе «Mikrosoft Excel» производятся расчеты с данными исходного, этапных и итогового контролей. Строятся диаграммы отражающие динамику показателей физического состояния и физической подготовленности за учебный год. Дается оценка эффективности внеклассных занятий для каждого учащегося. Согласно полученным результатам и изменениям внеурочной двигательной активности корректируются индивидуальные двигательные режимы для самостоятельных занятий на период летних каникул. Учителем производится обобщение и анализ результатов применения методики в целом по группе учащихся. На основании чего дается оценка эффективности методики в группе. Результат: пополнение базы данных новой информацией об эффективности внеклассных занятий для дальнейшего совершенствования методики коррекции физических нагрузок сельских школьников.
Эффективность данной методики подтверждается следующими результатами (p ≤0,001) [15]:
- увеличение у девочек уровня физической подготовленности (УФП) на 14,09 % и уровня функционального состояния (УФС) на 64,69 % (в контрольной группе увеличение УФП на 1,02 % и уменьшение УФС на 9,35 %);
- увеличение у мальчиков УФП на 20,06 % и УФС на 65,33 % (в контрольной группе увеличение УФП на 6,4 % и уменьшение УФС на 10,1 %);
-
показатель пропущенных
-
эффективность
-
достигнуты приросты по
Представленные данные свидетельствуют о том, что за экспериментальный период у учащихся ЭГ произошли положительные сдвиги как в функциональном состоянии, так и в физической подготовленности, свидетельствующие о повышении адаптационных возможностей организма.
Вывод: методика коррекции физических нагрузок с учетом внеурочной ДА сельских подростков на основе показателей экспресс-контроля текущего функционального состояния достаточно эффективно обеспечивает адекватность физических нагрузок в секции ОФП текущему функциональному состоянию сельских школьников, что является условием непрерывного формирования их высокой физической, технической и функциональной подготовленности [16 - 17].
Список
литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАЯВКА УЧАСТНИКА
районной
научно-практической
конференции “Одаренные
дети: выявление, обучение,
развитие”
Фамилия, имя, отчество Снежицкий Павел Владимирович
Ученая степень, ученое звание нет
Место работы ГУО “Учебно педагогический комплекс Вердомичский детский сад – средняя школа”
Должность директор
Телефон раб/дом/моб 29554, 29458, +375336854721
Факс нет
E-mail snezhickijj@mail.ru
Название статьи Методика коррекции физических нагрузок сельских школьников как условие непрерывного формирования их высокой физической, технической и функциональной подготовленности (в контексте работы с одаренными детьми)
Форма участия доклад с публикацией
Необходимость в бронировании гостиницы да
Домашний адрес 231972, д.Вердомичи, ул.Новая, д. 17, Свислочский район, Гродненская область
Дата
27.10.2011
Подпись _________________
Информация о работе Методика коррекции физических нагрузок учащихся сельских школ Беларуси