Методика коррекции физических нагрузок учащихся сельских школ Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:40, статья

Описание работы

Коррекция физиаческих нагрузок сельских школьников на внеклассных занятиях по физической культуре на основе учета внеурочной двигательной активности.
До настоящего времени специфике организации учебно-воспитательного процесса (УВП) на внеклассных занятиях по физической культуре с одаренными учащимися из сельских школ с учетом реакции детского организма на ранее выполненную физическую работу и степени его восстановления не уделялось должного внимания.

Работа содержит 1 файл

Snezhickij Korekcija fizichseskich nagruzok.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Методика  коррекции физических нагрузок сельских школьников как условие непрерывного формирования их высокой физической, технической и функциональной подготовленности  

                      П.В.Снежицкий  

      Последние два десятилетия научному обоснованию  двигательной активности (ДА) как фактору формирования физической и функциональной подготовленности детей школьного возраста посвящены работы Э.Р.Андрис (1991), И.П.Волкова (1994), В.И.Глейзерова (1996), Н.Т. Лебедевой (1996, 2000), Э.Х. Величук (2001), Н.М.Куликова (2006), Н.Н.Юдиной (2006), А.В.Жмулина (2008) [1 - 8]. Данными авторами проблема ДА в формировании физической и функциональной подготовленности детей рассматривается как количественная мера. Вместе с тем, согласно закону Ж.Б. Ламарка, физическая работа формирует развитие органа в меру его употребления, что указывает на непосредственную зависимость функционального, а следственно и физического состояния подростков не только от продолжительности, но и от содержания их ДА, которая не всегда адекватна последним [9].

      До  настоящего времени специфике организации учебно-воспитательного процесса (УВП) на внеклассных занятиях по физической культуре с одаренными учащимися из сельских школ с учетом реакции детского организма на ранее выполненную физическую работу и степени его восстановления не уделялось должного внимания. Научное обоснование внеклассных и внеурочных занятий школьников выполнено в работах Х.Р.Салман (2006), Н.М.Машарской (2007), А.М.Титовой (2008) [10 - 12], в сельских школах – В.Ф Усмановым (1999), О.В.Баяновой (2000), Р.М.Расуловым (2008) [13 - 15]. Однако в данных исследованиях авторами не учитывается фактор занятости сельскохозяйственным трудом и степень его влияния на функциональное состояние организма детей среднего и старшего школьного возраста (12 – 17 лет), у которых процессы роста и развития являются доминирующим морфофункциональным фоном, когда воздействие двигательной среды наиболее значимо.

      Решению обозначенной проблемы служит разработанная  нами методика коррекции физических нагрузок с учетом внеурочной ДА сельских подростков на основе показателей экспресс-контроля текущего функционального состояния. Выбор секции общей физической подготовки (ОФП) обусловлен наибольшим соответствием цели и задач указанной формы внеклассных занятий специфике школ и жизнедеятельности учащихся сельской местности. По причине существенной неоднородности групп занимающихся в качестве реализации методики определен личностно-деятельностный подход [16].

      Цель  методики – обеспечение возможности достижения высоких показателей по физической, технической и функциональной подготовленности сельскими школьниками на основе адекватности физических нагрузок их текущему функциональному состоянию.

      Разработанная методика содержит три этапа:

      I этап – предварительный контроль физического состояния, физической подготовленности и внеурочной двигательной активности учащихся с последующим определением интенсивности и направленности первоначальных физических нагрузок. Задачей методики на этом этапе является изучение, анализ и оценка физического состояния, физической подготовленности и объема внеурочной двигательной активности сельских школьников в начале учебного года. На основании полученных результатов определяется интенсивность и направленность первоначальных физических нагрузок на внеклассных секционных занятиях. Для ее решения осуществляется контрольно-педагогическое тестирование и оценка:

      - уровня физического состояния  на основании расчетных величин  индексов Робинсона и Руфье, силового индекса, жизненного индекса и оценки соотношения показателей длины и массы тела по центильному методу;

      - уровня физической подготовленности  по шести нормативам базового  компонента Программы по предмету  физическая культура и здоровье  для V – XI классов;

      - объема внеурочной двигательной  активности при помощи хронометрии  и пульсометрии основных видов сельскохозяйственного труда в личном приусадебном хозяйстве и предприятиях агропромышленного комплекса региона и других видов ДА.

      На  персональном компьютере в разработанной  нами программе подбора физических упражнений на базе «Mikrosoft Excel» учащимися определяется направленность и темп выполнения физических упражнений соответственно полученным оценкам. Результат: составляется индивидуальная диагностическая карта, определяющая долевое соотношение направленности физических упражнений для индивидуального двигательного режима в секции ОФП и темп их выполнения адекватно функциональному состоянию учащегося.

      II этап – разработка, коррекция и реализация учащимися индивидуальных двигательных режимов на занятиях в секции ОФП на основе данных экспресс-контроля, исходного, этапного и итогового контроля и самоконтроля. Задачей методики на этом этапе является формирование у учащихся навыков самостоятельной разработки с помощью персонального компьютера индивидуальных двигательных режимов с последующей их коррекцией во время реализации на занятиях в секции ОФП. Для ее решения нами разработана программа «Коррекции индивидуальных двигательных режимов учащихся» на базе «Mikrosoft Excel». После ее изучения учащимися на основании индивидуальной диагностической карты разрабатывается карта индивидуального двигательного режима с указанием конкретных количественных показателей коррекции количества повторений, темпа и длительности упражнений. В случае улучшения функционального состояния от исходного уровня на каждую условную единицу по индексу Руфье (15 бальная шкала) длительность выполнения упражнения увеличивается на 10 %; соответственно при ухудшении на каждую условную единицу – длительность сокращается на 10 %. Коррекция длительности упражнений осуществляется в начале каждого занятия при помощи эксперсс-контроля текущего функционального состояния школьников (проба Руфье). При постоянстве показателей более двух недель, отражающих стабилизацию функционального состояния учащегося, для уточнения индивидуального двигательного режима производится этапный (четвертной) контроль физического состояния. Результат: обеспечение соответствия физических нагрузок сельских школьников в секции ОФП их текущему функциональному состоянию и физической подготовленности.

      III этап – итоговый контроль, обобщение и анализ результатов, определение эффективности методики и разработка рекомендаций учащимся. Задачей на этом этапе является определение эффективности методики и разработка рекомендаций по коррекции индивидуальных двигательных режимов учащимся для самостоятельных занятий на летних каникулах. Задача решается учащимися на персональном компьютере под руководством учителя. В программе «Mikrosoft Excel» производятся расчеты с данными исходного, этапных и итогового контролей. Строятся диаграммы отражающие динамику показателей физического состояния и физической подготовленности за учебный год. Дается оценка эффективности внеклассных занятий для каждого учащегося. Согласно полученным результатам и изменениям внеурочной двигательной активности корректируются индивидуальные двигательные режимы для самостоятельных занятий на период летних каникул. Учителем производится обобщение и анализ результатов применения методики в целом по группе учащихся. На основании чего дается оценка эффективности методики в группе. Результат: пополнение базы данных новой информацией об эффективности внеклассных занятий для дальнейшего совершенствования методики коррекции физических нагрузок сельских школьников.

   Эффективность данной методики подтверждается следующими результатами (p ≤0,001) [15]:

      - увеличение у девочек уровня физической подготовленности (УФП) на 14,09 % и уровня функционального состояния (УФС) на 64,69 % (в контрольной группе увеличение УФП на 1,02 % и уменьшение УФС на 9,35 %);

      - увеличение у мальчиков УФП  на 20,06 % и УФС на 65,33 % (в контрольной группе увеличение УФП на 6,4 % и уменьшение УФС на 10,1 %);

      - показатель пропущенных учащимися  по болезни дней в экспериментальной группе на 78,54 % ниже, чем в КГ;

      - эффективность приспособительных  реакций системы кровообращения (АД) и регуляции сердечной деятельности (ЧСС) выросла в покое у девочек  на 13,17 % (КГ – 2,63 %), у мальчиков  на 12,38 % (КГ – 1,82 %) и при нагрузке – у девочек на 14,29 % (КГ – 0,98 %), у мальчиков на 11,74 % (КГ – 1,01 %);

    - достигнуты приросты по показателям  проблемных физических качеств  у сельских школьников: гибкость (наклон вперед) – 50,01 % (КГ –  16,3 %), быстрота (бег 30 м) – 7,02 % (КГ – 4,36 %) и ловкость (челночный бег 4 х 9 м) 8,18 % (КГ – 1,2 %).

      Представленные  данные свидетельствуют о том, что  за экспериментальный период у учащихся ЭГ произошли положительные сдвиги как в функциональном состоянии, так и в физической подготовленности, свидетельствующие о повышении адаптационных возможностей организма.

      Вывод: методика коррекции физических нагрузок с учетом внеурочной ДА сельских подростков на основе показателей экспресс-контроля текущего функционального состояния достаточно эффективно обеспечивает адекватность физических нагрузок в секции ОФП текущему функциональному состоянию сельских школьников, что является условием непрерывного формирования их высокой физической, технической и функциональной подготовленности [16 - 17].

 

Список литературы 

  1. Ходжаев, Ф.К. Физическая подготовленность учащихся  6-7 классов городских и сельских школ Узбекистана / Ф.К. Ходжаев, Э.Р. Андрис // Физическое воспитание и школьная гигиена: тезисы докл. IV Всесоюз. конф. – Архангельск, 1991. – С. 121-122
  1. Волков, И.П. Влияние различных режимов двигательной активности на фундаментальные показатели организма и физическое развитие детей / автореф. … дис. д-ра. Биол. Наук: 03.00.13 / И.П. Волков; Акад. Наук. Бел. ин-т. физиол. – Мн., 1994. – 33 с.
  1. Глейзеров, В.И. Моторная зрелость учащихся младших классов сельских школ / В.И. Глейзеров // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 9. – С. 42 – 44.
  1. Лебедева, Н.Т. Гигиенические проблемы здоровья школьников / Н.Т. Лебедева //  Сборник материалов объед. пленума Республиканской проблемной комиссии по гигиене и Правления научного общества гигиенистов; под общ. ред. В.П.Филонова, С.М.Соколова. – Минск, 2000. – С. 124 – 128.
  1. Эльжбета Хук Величук, Станислав Ляховски. Труд сельских детей и состояние их здоровья / Эльжбета Хук Величук, Станислав Ляховски. // Физическое воспитание и современные проблемы формирования и сохранения здоровья: Материалы международной научной конференции / Гродненский госуниверситет; редкол.: И.В. Муравов, А.И. Яроцкий [и др.]. – Гродно, 2001. - С. 54-55.
  1. Куликов, Н.М. Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся сельских школ: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.М. Куликов // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: www.teoriya.ru/dissert/avtoref/kulikovn. – Дата доступа: 19.08.2006.
  1. Юдина, Н.Н. Формирование двигательной активности сельских школьниц / Н.Н. Юдина, Н.И. Бурмистрова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teoriya.ru/search/index.php. – Дата доступа: 25.08.2006.
  1. Жмулин, А.В. Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов в системе школьного физического воспитания / автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Жмулин; Моск. Гос. акад. Физ. культ. – Малаховка, 2008. – 24 с.
  1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – Москва: Советский спорт, 2004. – 464 с.
  1. Салман, Х.Р. Оздоровительная физическая культура мальчиков 12 – 14 лет во внеурочное время / автореф. … дис. канд. наук по физ. восп. и спорту: 24.00.02 / Х.Р. Салман; Харк. Гос. акад. Физ. культ. – Харьков, 2006. – 23 с.
  1. Машарская, Н.М. Самостоятельные занятия физическими упражнениями юношей старшеклассников (предпосылки и методика повышения эффективности) / автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.М. Маршанская; Бел. гос. ун-т физ. культ. – Мн., 2007. – 23 с.
  1. Титова, А.В. Внеклассная работа по физическому воспитанию с девочками 11 – 12 лет на основе аэробики / автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Титова; Моск. Гос. акад. Физ. культ. – Малаховка, 2008. – 23 с.
  1. Усманов, В.Ф. Педагогическое управление самообразованием сельских школьников в сфере физической культуры / автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Ф. Усманов; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург, 1999. – 22 с.
  1. Баянова, О.В. Оценка морфологических и функциональных параметров сельских школьников в условиях внедрения здоровьесберегающих технологий / автореф. … дис. канд. биол. наук: 03.00.13 / О.В. Баянова; Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2000. – 25 с.
  1. Расулов, Р.М. Совершенствование внеклассной работы по физическому воспитанию в сельских общеобразовательных школах / автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Р.М. Расулов; Узбекс. гос. инст. физ. культ. – Ташкент, 2008. – 27 с.
  1. Снежицкий, П.В. Оптимизация физических нагрузок: управление воспитанием физических качеств на внеклассных занятиях в сельской малокомплектной школе / П.В. Снежицкий // Народная асвета. – 2007. – № 4. – С. 85–87.
  1. Sniezycki, Pawel. Stan zdrowia fizycznego uczniow a problemy wychowania fizycznego w wiejskich szkolach na Bialorusi / Pawel Sniezycki, Wiktor Grigorewicz // Spoleczno-edukacyjne oblicza wspolczesnego sportu i olimpizmu. Wychowanie fizyczne i sport dzieci wiejskich i w malych miastach; redakcja naukowa: Jerzy Nowocien. – Warszawa, 2008 – T.I. – C. 324 – 328.
 

 

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА

районной  научно-практической конференции “Одаренные дети: выявление, обучение, развитие” 

Фамилия, имя, отчество Снежицкий Павел Владимирович

Ученая  степень, ученое звание нет

Место работы ГУО “Учебно педагогический комплекс Вердомичский детский сад – средняя школа”

Должность директор

Телефон раб/дом/моб 29554, 29458, +375336854721

Факс нет

E-mail snezhickijj@mail.ru

Название  статьи Методика коррекции физических нагрузок сельских школьников как условие непрерывного формирования их высокой физической, технической и функциональной подготовленности (в контексте работы с одаренными детьми)

Форма участия доклад с публикацией

Необходимость в бронировании гостиницы да

Домашний  адрес 231972, д.Вердомичи, ул.Новая, д. 17, Свислочский район, Гродненская область

Дата 27.10.2011 

Подпись _________________

Информация о работе Методика коррекции физических нагрузок учащихся сельских школ Беларуси