Методические основы физического воспитания в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Работа содержит 1 файл

3 семетр.docx

— 25.71 Кб (Скачать)

методические  основы физического  воспитания в вузе

 

 

   Обучение  в высшем учебном заведении сопряжено  с большим объемом учебной  работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

   Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего  периода обучения в вузе зависят  от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между  физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности  при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния  ЦНС, что благоприятно отражается и  на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения  наиболее эффективен двигательный режим  в объеме 6–8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в  вузе (Б.К.Замаренов, 1972).

   Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения [З].

   1. Занятия  физическими упражнениями (обязательные  и самостоятельные), как правило,  должны содержать в первой  полотне каждого семестра 70–75\% упражнений, направленных на Развитие скоростных  способностей, скоростно-силовых качеств  и скоростной выносливости. Интенсивность  нагрузки у студентов по ЧСС  может доходить до 160–170 уд./мин.

   Во  второй половине каждого семестра примерно 70–75\% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит  до 150 уд./мин).

   Такое построение учебных и самостоятельных  занятий оказывает стимулирующее  влияние на умственную работоспособность  студентов.

   2. На  занятиях физического воспитания, проводимых как первая пара, целесообразно  использовать нагрузки малой  интенсивности (ЧСС = 110–130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130–150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50–60\%. Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

   В случае, когда урок физического воспитания проводится на 3–4-й паре, ЧСС не должна превышать 150–160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

   3. Проведение  физкультурных занятий 2 раза  в неделю с малотренированными  студентами и нагрузками большой  интенсивности существенно снижает  умственную деятельность в течение  учебной недели. Поэтому важно  учитывать уровень физической  подготовленности при планировании  физических нагрузок, чтобы не  привести к снижению умственной  активности.

   4. Занятия  различными видами спорта по-разному  оказывают воздействие на умственную  работоспособность. Так, с одной  стороны, игровые виды и единоборства  предъявляют повышенные требования  к психике. Это обусловлено  повышенным функционированием эмоционально-психических  механизмов. Следствием таких занятий  является снижение умственной  активности. С другой стороны,  непродолжительные игровые эмоциональные  нагрузки стимулируют учебную  деятельность. Наилучший эффект  достигается тогда, когда содержание  физкультурных занятий достаточно  разнообразно, а не монотонно.

   5. В  период экзаменационной сессии  занятия желательно проводить  не более 2 раз в неделю на  свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60–70\% от обычного  уровня. Целесообразно использовать  упражнения циклического характера  (плавание, лыжи, бег).

   Таким образом, направленность занятий физическими  упражнениями в период сессии может  быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для неспортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов).

   В рамках учебной недели с целью обеспечения  устойчивой умственной работоспособности  рекомендуется следующая исходно-ориентировочная  схема планирования занятий по физическому  воспитанию:

   – понедельник  – занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;

   – среда  – занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;

   – пятница (или суббота) – занятия физическими  упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

   Следует отметить, что только систематическое  использование разнообразных средств  физического воспитания создает  объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.

   Физическое  воспитание студентов включает в  себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.

   Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и др.

   Спортивное  направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним  из видов спорта в отделениях спортивного  совершенствования (секциях), а также  участие в спортивных соревнованиях  с целью повышения уровня спортивного  мастерства.

   Профессионально-прикладное направление способствует использованию  средств физического воспитания в системе научной организации  труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности  с учетом ее особенностей.

   Гигиеническое направление предусматривает использование  средств физического воспитания для восстановления работоспособности  и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, питание в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки и др.

   Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование  средств физического воспитания при организации отдыха и культурного  досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристские походы, экскурсии, подвижные игры и др.

   Лечебное  направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных  функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.

II.Физическая подготовка

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное  для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

1. Организация  и руководство физическим воспитанием

Целью физического  воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов. 
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: 
- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высоко, производительному труду; 
-сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; 
-всесторонняя физическая подготовка студентов; 
-профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; 
-приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; 
-совершенствования спортивного мастерства студентов спортсменов; 
-воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. 
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. 
Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. 
В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. 
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. 
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

2. Формы физической  подготовки студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего  периода обучения студентов и  осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. 
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. 
Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. 
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. 
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. 
Эти занятия могут проводиться во вне учебное время по заданию преподавателей или в секциях. 
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. 
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

3. Программное  построение курса физической  подготовки

Содержание курса  физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов "Физическое воспитание". 
Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов. 
Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. 
Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем. 
Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе. 
Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы: 
" гимнастика, 
" лёгкая атлетика, 
" плавание, 
" лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт), 
" туризм, 
" спортивные игры, 
" стрельба. 
В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям. 
Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования. 
Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.

Контроль  и самоконтроль в  процессе занятий  физической культурой

Прежде чем  начать самостоятельно заниматься, нужно  получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового  врача или в районном врачебно-физкультурном  диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим  самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и  после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика  или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются  объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется  для определения тренированности  занимающегося.

Оценка реакции  сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

У физически  тренированных людей частота  пульса значительно реже - 60 и менее  ударов в минуту, а у тренированных  спортсменов - 40-50 ударов, что говорит  об экономичной работе сердца. В  состоянии покоя частота сердечных  сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в  покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс  считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более  чем на один удар от предыдущего  подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных  сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у  спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения  тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Существует много  функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма  при физических нагрузках. Мы рассмотрим их ниже.

Врачебный контроль.

В Положении  о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:

1. Врачебные  обследования всех лиц, занимающихся  физкультурой и спортом.

2. Врачебно-педагогическое  наблюдение в процессе учебно-тренировочных  занятий и соревнований.

3. Диспансерное  обслуживание отдельных групп  спортсменов.

4. Медико-санитарное  обеспечение производственной гимнастики.

5. Медико-санитарное  обеспечение соревнований.

6. Профилактика  спортивного травматизма.

7. Предупредительный  и текущий санитарный надзор  за местами и условиями проведения  физкультурных занятий и соревнований.

8. Врачебная  консультация по вопросам физкультуры  и спорта.

9. Санитарно-просветительская  работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10. Агитация и  пропаганда физической культуры  и спорта среди населения.

 

  
 
 
 

1.http://bugabooks.com/book/261-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta/63-134-metodicheskie-osnovy-fizicheskogo-vospitaniya-v-vuze.html

2. http://www.100let.net/st_9yunoshi_podgotovka.htm

3. http://www.textreferat.com/referat-5177-1.html

Информация о работе Методические основы физического воспитания в вузе