Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:57, реферат
Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.
Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.
Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6–8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе (Б.К.Замаренов, 1972).
Сочетание
двигательных нагрузок с умственной
деятельностью осуществляется эффективно,
если учитываются следующие
1. Занятия
физическими упражнениями (обязательные
и самостоятельные), как правило,
должны содержать в первой
полотне каждого семестра 70–75\% упражнений,
направленных на Развитие
Во второй половине каждого семестра примерно 70–75\% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).
Такое
построение учебных и самостоятельных
занятий оказывает
2. На
занятиях физического
В случае, когда урок физического воспитания проводится на 3–4-й паре, ЧСС не должна превышать 150–160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
3. Проведение
физкультурных занятий 2 раза
в неделю с малотренированными
студентами и нагрузками
4. Занятия
различными видами спорта по-
5. В
период экзаменационной сессии
занятия желательно проводить
не более 2 раз в неделю на
свежем воздухе с
Таким
образом, направленность занятий физическими
упражнениями в период сессии может
быть по своему характеру как оздоровительно-
В рамках
учебной недели с целью обеспечения
устойчивой умственной работоспособности
рекомендуется следующая
– понедельник
– занятия физическими
– среда
– занятия физическими
– пятница (или суббота) – занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Следует
отметить, что только систематическое
использование разнообразных
Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и др.
Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.
Гигиеническое
направление предусматривает
Оздоровительно-рекреативное
направление предусматривает
Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.
II.Физическая
подготовка
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду). 1. Организация
и руководство физическим Целью физического
воспитания в вузах является содействие
подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных
специалистов. 2. Формы физической подготовки студентов Физическое воспитание
в вузе проводится на протяжении всего
периода обучения студентов и
осуществляется в многообразных формах,
которые взаимосвязаны, дополняют друг
друга и представляют собой единый процесс
физического воспитания студентов. 3. Программное построение курса физической подготовки Содержание курса
физического воспитания регламентируются
государственной учебной Контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой Прежде чем
начать самостоятельно заниматься, нужно
получить рекомендации по режиму физической
подвижности у своего участкового
врача или в районном врачебно-физкультурном
диспансере. Затем, используя советы
врачей или специалистов по физической
культуре (или популярную методическую
литературу), подобрать себе наиболее
полезные виды упражнений. Заниматься
следует регулярно, стараясь не пропускать
ни одного дня. При этом необходимо
систематически следить за своим
самочувствием, отмечая все изменения,
происходящие в организме до и
после занятий физическими Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У физически
тренированных людей частота
пульса значительно реже - 60 и менее
ударов в минуту, а у тренированных
спортсменов - 40-50 ударов, что говорит
об экономичной работе сердца. В
состоянии покоя частота При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается. Существует много
функциональных проб, критериев, тестов-упражнений,
с помощью которых производится
диагностика состояния Врачебный контроль. В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю: 1. Врачебные
обследования всех лиц, 2. Врачебно-педагогическое
наблюдение в процессе учебно- 3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов. 4. Медико-санитарное
обеспечение производственной 5. Медико-санитарное обеспечение соревнований. 6. Профилактика спортивного травматизма. 7. Предупредительный
и текущий санитарный надзор
за местами и условиями 8. Врачебная
консультация по вопросам 9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом. 10. Агитация и
пропаганда физической |
1.http://bugabooks.com/book/
2. http://www.100let.net/st_
3. http://www.textreferat.com/
Информация о работе Методические основы физического воспитания в вузе