Лечебная физкультура (ЛФК). Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Лечебная гимнастика (ЛФК) — это комплекс упражнений при большинстве хронических заболеваний человека, связанных с потерей мышечной силы и объёма движений суставов.

Работа содержит 1 файл

лфк.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Университет Физической Культуры Спорта и  Туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по лечебной физической культуре

на тему:

«Лечебная физкультура (ЛФК). Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

 студент  4 курса, 2 отделения, 10 группы

Солодилов Николай Евгеньевич  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва2011

Лечебная  физкультура (ЛФК). Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника

Лечебная гимнастика (ЛФК) — это комплекс упражнений при большинстве хронических заболеваний человека, связанных с потерей мышечной силы и объёма движений суставов.

Лечебная гимнастика при неврологических проявлениях  должна проводится в положениях и при условиях отсутствия болевого синдрома, или, по крайней мере – на границе болевых ощущений. В противном случае развивается “феномен обкрадывания”, проявляющийся компенсаторными замещениями со стороны непораженных сегментов тела; в результате – тренировке подвергаются интактные мышечные группы, то есть “слабое” обкрадывается “сильным”, а “больное” – “здоровым”.

Лечебная физкультура  должна сочетаться с уходом за больным. Перед занятиями необходимо производить  проветривание палат и кабинетов  лечебной физкультуры. Занятия целесообразно проводить при открытых форточках, окнах, на верандах. Больные занимаются в легких спортивных костюмах.

Если больной  находится на полупостельном режиме, необходимо подготовить его к  занятиям - откинуть одеяло, оправить простыню, правильно разместить или убрать лишние подушки. В конце занятия при соответствующих клинических данных больному следует придать положение, которое имеет лечебное значение (лечение положением): надеть лямки для вытяжения, прибинтовать лонгету, перевести больного в положение сидя на кресло. Необходимо вести наблюдение за состоянием и самочувствием больного, о всех наблюдениях инструкторов или медицинской сестры проводить записи, сообщать врачу.

Утренняя гигиеническая  гимнастика проводится утром, после сна, до завтрака. Занятия с больными проводит методист лечебной физкультуры, либо палатная медицинская сестра.

Больные, имеющие  двигательные нарушения, делают утреннюю гимнастику в палате, лица без ограничений  движений - в спортивном зале или  на воздухе. Помещение, в котором занимаются больные, должно хорошо проветриваться. В процессе гимнастики организм выходит из состояния заторможенности физиологических процессов во время сна, повышается общий и эмоциональный тонус, усиливается деятельность всех органов и систем. Подбор упражнений для гигиенической гимнастики и дозировка физической нагрузки определяются возрастом больного, характером основного заболевания, степенью и формой нарушенных функций. В процессе утренней гимнастики осуществляется подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем к предстоящим в течение дня нагрузкам. Комплекс упражнений подбирается с тем расчетом, чтобы он был доступен всем больным данной группы. Для больных с двигательными нарушениями упражнения начинаются в исходном положении лежа, затем больные переходят в положение сидя. Продолжительность утренней гимнастики - 10 - 20 мин. В комплекс утренней гимнастики включают не более 8 - 12 упражнений с повторением каждого из них от 3 до 6 -8 раз.

Лечебная гимнастика - основная форма лечебной физкультуры. Применяют два метода лечебной гимнастики - индивидуальный и групповой. Урок лечебной гимнастики состоит из вводного, основного и заключительного разделов.

Вводный раздел предполагает подготовку больного к  выполнению последующих физических упражнений. Больному разъясняется цель урока, подсчитывается пульс, проводят дыхательные, общеразвивающие и подготовительные упражнения. Продолжительность этой части урока - 5-10 мин.

Основной раздел включает физические упражнения, оказывающие  специальное и общее воздействие на организм больного. Цель их - восстановление и компенсация дефектных функций, помощь больному в овладении двигательными навыками, повышение физической подготовки и адаптации к условиям жизни. Продолжительность основного раздела - 25 - 30 мин. Заключительный раздел направлен на постепенное снижение общей нагрузки, активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижение эмоционального напряжения и приведение больного в исходное состояние. Длительность этого раздела -5-10 мин.

Задачи урока определяет врач. При проведении занятий нагрузку регулируют на основании так называемой физиологической кривой - кривой изменения частоты пульса в течение занятий. При правильном построении урока максимальное учащение пульса не должно превышать более, чем на 50% исходной частоты сердечных сокращений.

Особенно ответственным  является создание комплекса упражнений, отвечающего задачам восстановления нарушенных функций. Это, в частности, относится к двигательным нарушениям. В соответствии с характером поражения и этапами восстановительного лечения используются пассивные и активные движения.

При пассивном  воспроизведении определенного  движения импульсы поступают в те клетки коры головного мозга, которые  его вызывают. При отсутствии активных движений используются пассивные с одновременной посылкой волевых импульсов больным.

По мере увеличения силы мышц в паретичных конечностях  появляется возможность выполнения активных движений, которые вначале  выполняются с помощью персонала, затем самостоятельно. Важное значение имеет соблюдение последовательности в тренировке отдельных мышечных групп и получение изолированных активных движений.

Важным условием в методике урока лечебной физкультуры  имеет дозировка физической нагрузки, которая определяется рядом показателей. К ним относятся: подбор физических упражнений, который строится на основе принципа постепенности: от простого к сложному. Продолжительность физических упражнений определяется временем, затрачиваемым больным на их выполнение. Число повторений определяется характером заболевания и особенностью упражнений. Упражнения общеукрепляющего типа целесообразно повторять 5 - 6 раз, направленные на укрепление ослабленных мышечных групп 10 - 20 раз.

Выбор исходных положений зависит также от особенностей заболевания и характера выполняемых упражнений. Различают три основных исходных положения: лежа, сидя и стоя. Исходные положения расцениваются как важный элемент в регулировании физической нагрузки.

Различают медленный, средний и быстрый темпы движений. При медленном темпе движения выполняются на 4 счета, при среднем - на два, при быстром - на один счет. Выбор темпа движений зависит от особенностей течения болезни, возраста больного и его индивидуальных особенностей. Регулировать нагрузку при физических упражнениях позволяют также степень усилия, точность выполнения движения. На величину нагрузки влияет степень сложности движений. Необходимо постепенно усложнять движения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

Ритмичность движений способствует улучшению крово- и лимфообращения и уменьшает утомление.

Количество отвлекающих  упражнений. Посредством их чередования  с основными достигается повышение  работоспособности мышц. Эти упражнения используют также в заключение урока.

Использование эмоционального фактора состоит в том, чтобы при занятиях физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции. Это достигается включением в занятия элементов игры или соревнования, музыкального сопровождения и др.

Дозирование физической нагрузки в процессе занятий физическими упражнениями обеспечивается тщательным врачебно-педагогическим контролем и индивидуальным подходом к больному. Планирование лечебного использования физических упражнений по периодам осуществляет методист под контролем врача. Уточняются формы лечебной физкультуры, порядок их применения в режиме дня, в комплексе с другими лечебными воздействиями, составляются примерные комплексы занятий лечебной физкультурой.

Самостоятельные занятия больных представляют собой  одну из форм лечебной физкультуры. Больному подбирают комплекс упражнений, которые он повторяет в течение дня несколько раз. В зависимости от особенностей заболевания на комплекс упражнений затрачивается от 2-3 до 10-15 мин. Для больных с тяжелыми двигательными нарушениями, которые нуждаются в интенсивном лечении, но в силу дефекта самостоятельно заниматься не могут, рекомендуется проведение занятий при помощи родственников, которые предварительно обучаются приемам лечебной физкультуры и тем упражнениям, которые задаются для выполнения с больным.

При проведении системы лечебной физкультуры следует  иметь в виду упражнения спортивно-прикладного  типа, к которым относятся основные виды естественных движений человека, - ходьба, бег, прыжки, ползание, упражнения в равновесии и т. д. Ходьба широко используется в лечебной физкультуре в качестве физического упражнения, представляющего собой естественный способ передвижения. Ходьба повышает обмен веществ, улучшает кровообращение и дыхание, оказывает положительное воздействие на весь организм. Ходьбу используют при занятиях лечебной гимнастикой, в прогулках и др. Показания к применению ходьбы как лечебного средства очень широки.

Бег по сравнению  с ходьбой является более сильным  средством лечебного воздействия  на организм больного человека. Бег  в лечебной физкультуре применяется в строго дозированной форме с ограничением его скорости. Тренировку больного в ходьбе и беге проводят по специальному графику на основе принципа постепенности и последовательности при тщательном врачебно-педагогическом контроле.

Прыжки по своему физиологическому действию являются кратковременными упражнениями значительной интенсивности. Применение прыжков целесообразно  в периоде выздоровления.

Метание помогает восстанавливать координацию движений, способствует улучшению подвижности суставов, увеличению силы мышц конечностей и туловища, скорости двигательных реакций, развивает меткость. Используют метания мяча, палок, диска.

Лазанье по гимнастической стенке способствует увеличению подвижности  суставов, развитию силы мышц.

Упражнения в ползании используются преимущественно для коррекции различных искривлений позвоночника.

Упражнения в  равновесии применяются при заболеваниях, связанных с нарушением функции  вестибулярного аппарата и мозжечка.

Спортивные игры в системе лечебной физкультуры используют как одно из важных средств физического воспитания больного человека. Игры воспитывают и развивают ряд ценных физических и морально-волевых качеств: силу, быстроту, ловкость, внимание, выдержку и др. Большое значение игр в том, что они стимулируют положительные эмоции и тонизируют нервно-психическую сферу больных. Применяются преимущественно игры, не дающие большой нагрузки на организм больного, относительно простые и доступные по техническому выполнению. Их делят на малоподвижные, подвижные и спортивные. Малоподвижные игры чаще проводятся с лежачими больными. Подвижные игры складываются из различных сочетаний ходьбы, бега, прыжков и т. п. Спортивные игры в рамках лечебной физкультуры применяются ограниченно.

Плавание и  упражнения в воде. Характеризуются сочетанием воздействия движений и водной среды. Нахождение в воде повышает обмен веществ, активизирует кровообращение. В специальных условиях (ванна, бассейн) облегчаются движения атрофических, ослабленных мышц. Плавание назначается также с закаливающими и оздоровительными целями.

Используются  и другие спортивные упражнения как  ходьба на лыжах, езда на велосипеде и  т. п.

Двигательные  режимы. Лечебная физкультура является неотъемлемой составной частью всех двигательных режимов. Подбор физических упражнений, форм их проведения, нагрузка на занятиях в каждом отдельном случае должны соответствовать двигательной активности, допускаемой отдельными режимами.

Различают строгий  постельный режим, постельный режим, полупостельный, расширенный, умеренно тренировочный, общетренирующий.

В реабилитационное отделение поступают, как правило, больные, которые находятся на полупостельном, либо на расширенном режимах, строго постельный режим соблюдают больные  в остром периоде болезни.

Информация о работе Лечебная физкультура (ЛФК). Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника