Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:29, контрольная работа
Во многих областях знаний и практической деятельности пользуются специальной терминологией с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий. Гимнастика охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые совсем не характерны для повседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология, свой язык.
Гимнастическая терминология — это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений
Ведение………………………………………………………………3
Правила гимнастической терминологии
(Способы образования терминов) ………………………………….4
2.1Правила применения терминов……………………………………5
2.2Правила сокращения (опускание отдельных терминов)...………6
Характеристика гимнастической терминологии………………….8
Правила и формы записи упрожнений
Формы и типы записи упражнений……………………………….10
4.1Текстовая запись конкретных упражнений………………………12
Список литературы....………………………………………………….14
К гимнастическим терминам предъявляются следующим требования:
Таким образом, в гимнастической терминологии используются специальные слова, условные выражения, смысл которых необходимо раскрывать в процессе обучения. Краткость обозначений вызывает необходимость в создании словарей гимнастических терминов. Гимнастическая терминология руководствуется правилами не только русского языка, но и своими собственными. С изучения этих правил и начинается знакомство с содержанием современной русской гимнастической терминологии.
Способы образования новых терминов:
Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений:
Все гимнастические термины делятся на две основные группы: общие и конкретные термины.
Общие термины используют для обозначения:
Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений и делятся на основные и дополнительные:
К основные средствам гимнастики, в которых применяется гимнастическая терминология, относятся:
1. Строевые упражнения (СУ);
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ);
3. Прикладные упражнения;
Правила и формы записи упражнений
Формы и типы записи упражнений
Существует две формы записи гимнастических упражнений: текстовая и графическая, каждая из них, в свою очередь, подразделяется на типы. Так, текстовая запись может быть развернутой и сокращенной.
Текстовая развернутая запись построена на использовании гимнастической терминологии в полном объеме. Развернутый текст может представлять собой обобщенную или конкретную запись:
а) обобщенная запись используется в тех случаях, когда необходимо указать целые группы упражнений, не раскрывая их конкретного содержания, например в учебных программах: простые прыжки с пружинного мостика, разноименные перемахи на коне, кувырки;
б) конкретная запись предусматривает точное терминологическое обозначение каждого гимнастического элемента в соответствии с правилами, с использованием конкретных терминов основных и дополнительных.
Текстовая сокращенная запись подразделяется на условную и знаковую:
а) условная запись предполагает
сокращение всех или почти всех терминов,
при этом сокращенные обозначения
могут соответствовать не только одному, но и двум-трем терминам развернутой
записи, например: Исх: Стк нврз рнпс пСед
рк (вп) —- Стк Лр (лв) Пр дуг (нз-вв) ,что
означает: Исходное положение —
стойка ноги врозь, руки на пояс — присед,
руки вперед — встать (в стойку), левую
руку влево, правую руку дугой назад вверх
— ;
б) знаковая запись использует для обозначения элементов или соединений
символы (крестики, кружки, прямые и волнистые
линии и т.д.), что удобно для ведения записи
упражнений на соревнованиях без привлечения
технических средств. В настоящее время
знаковая запись не стандартизирована,
и каждый может
применять те знаки, которые считает удобными.
На практике чаще всего используется смешанная текстовая, иначе говоря, частично сокращенная запись, которая отличается от развернутой только тем, что некоторые наиболее часто употребляемые термины записываются сокращенно, например: гимн. — гимнастический, упр. — упражнение, эл. — элемент, соед. — соединение. Смешанная запись применяется и в печатных изданиях с использованием таких общеизвестных и общепринятых сокращений, как:
и. п. — исходное положение;
о. с. — основная стойка;
в/ж — верхняя жердь, н/ж — нижняя жердь разновысоких брусьев.
Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.
Графическая запись подразделяется на три типа:
а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. 1,а, б, в);
б) полуконтурная запись предполагает несколько более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук (рис. 2, а, б), и часто используется для иллюстрации печатных изданий — учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п.;
в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев (рис. 3), такая запись требует навыков рисования. Конкретная развернутая текстовая запись позволяет полно описать любое гимнастическое упражнение. Принята следующая схема такой записи
Текстовая запись конкретных упражнений
Конкретная развернутая текстовая запись позволяет полно описать любое гимнастическое упражнение. Принята следующая схема такой записи:
1.Название упражнения.
2.Исходное положение.
3.Содержание упражнения. Даже в записи отдельного элемента можно иногда выделить указанные части, например (в скобках — номера частей): опорный прыжок (1), углом (3), с косого разбега (2).
Название упражнения обычно представляет собой название вида упражнений или вида гимнастического многоборья, назначение упражнения, данные музыкального сопровождения, например:
Упражнения на брусьях разной высоты для девочек 14 — 15 лет;
Парные общеразвивающие упражнения на гимнастической стенке;
Перекладина низкая, упражнение для учащихся VI класса;
Упражнение для развития силы разгибателей мышц плеча;
Опорный прыжок через козла в длину, высота 135 см, мостик в 1 м от снаряда.
Исходное положение указывается обычно в виде сокращения «и.п.», например: и.п. — о. с. (см. рис. 1, а); и.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны (см. рис. 1, б). В упражнениях на снарядах в качестве и. п. указывается, из какого положения или с каких движений начинается первый элемент комбинации, например: из виса стоя, из размахивания в висе, с прыжка.
Содержание упражнения записывается поэлементно по прави-I лам гимнастической терминологии. Каждый элемент описывается в следующей последовательности:
При записи элемента основные термины обычно стоят на первом месте. Дополнительные термины могут отделяться от основных запятой, например: стойка, руки вверх; сед, руки на пояс; стойка на коленях, голову направо. Если дополнительный термин отражает основную особенность самой стойки {в последнем примере — «на коленях»), виса, седа и т.д., а не положение других звеньев, то он не отделяется запятой, даже если является деепричастием, например: вис стоя; упор стоя согнувшись; упор лежа правым боком.
Упражнения могут записываться построчно или непрерывно. При непрерывной записи элементы разделяются знаком тире, например: руки к плечам — руки вверх — дугами наружу руки вниз.
В построчном виде каждый элемент записывается с новой строки. Так записывают вольные упражнения с музыкальным сопровождением или обязательные упражнения в любом виде гимнастического многоборья. В последнем случае справа цифрами записывается стоимость элемента (или соединения) в баллах, например:
Длинный кувырок, встать 1,0
Переворот в сторону 2,5 и т.д.
На уроках физической культуры исходное положение для выполнения очередного упражнения не описывается, как в тексте, а даются команды для его изменения, например: упор присев принять! прыжком стойку ноги врозь принять! Изменение положений рук сопровождается командой «ставь». Например: руки вперед ставь! руки в стороны ставь!
Используются
также другие глаголы повелительного наклонения, например:
наклониться вперед! сесть! повернитесь
направо! коснитесь ладонями пола.
Список литературы