Контроль и самоконтроль на уроках физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:51, реферат

Описание работы

Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятии физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, группах ОФП, походах, экскурсии, самостоятельные, занятия дома и т. д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания.

Содержание

1. Введение 3
2. Педагогический контроль 4
3. Врачебный контроль 4
4. Рекомендации по оказанию первой доврачебной помощи при спортивных травмах 8
5. Самоконтроль 10
6. Формы организации физического воспитания студентов 18
7. Заключение .19
8. Список используемых источников 20

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ЗабГУ)

Факультет технологии, транспорта и связи

Кафедра «Физики и техники  связи» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Физическое воспитание»

Тема  «Контроль и самоконтроль на уроках физического воспитания» 
 
 
 
 
 

                    Выполнила студентка

                    Группы  ТКР-09

                    Я. А. Н. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Чита, 2011 

     Содержание

     1. Введение 3

     2. Педагогический контроль 4

     3. Врачебный контроль 4

     4. Рекомендации по оказанию первой доврачебной помощи при спортивных травмах 8

     5. Самоконтроль 10

     6. Формы организации физического воспитания студентов 18

     7. Заключение .19

     8. Список используемых источников 20

 

      Введение

     Самоконтроль  учащихся за состоянием своего здоровья при занятии физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, группах ОФП, походах, экскурсии, самостоятельные, занятия дома и т. д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания.

     Прежде  всего, самоконтроль предполагает знания учащихся влияния физических упражнений на организм человека, главным образом  на показатели гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений и т.д.), а в старшем возрасте и закономерность физического развития.

     Известно, что регулярные и методически  правильно организованные занятия  физической культурой оказывают  положительное влияние на сердечно-сосудистую систему.

     Говоря  о правилах самоконтроля, надо иметь в виду следующее:

  1. Все изменения проводить в одно и тоже время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях.
  2. Данные самоконтроля заносятся в дневник.
 

     Целью контроля является:

     оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.

     Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в  себя следующие виды контроля:

  • педагогический контроль;
  • врачебный контроль;
  • самоконтроль.
 

 

      Педагогический контроль связан с получением информации о физической подготовленности занимающихся, а также о степени освоения теоретических и методических знаний-умений с целью проверки эффективности занятий физической культурой.

     Содержание  педагогического контроля:

  • контроль за состоянием спортсмена;
  • контроль уровня знаний по ФК;
  • контроль физических нагрузок;
  • контроль техники выполнения движений;
  • контроль физической подготовленности;
  • контроль подготовленности по виду спорта или оздоровительной системе физических упражнений;
  • контроль уровня овладения жизненно необходимыми умениями и навыками;
  • контроль профессионально-прикладной физической подготовленности.
 

     Врачебный контроль выявляет уровень здоровья, физическое развитие человека и влияние на него занятий физической культурой.

     При оценке здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, важно учитывать их возраст, пол и морфофункциональное состояние.

     Врачебное обследование:

  • первичное (определяет отношение к медицинской группе: основной, подготовительной или специальной);
  • повторное (ежегодное для студентов основной и подготовительной групп, для специальных медицинских групп — два раза в год);
  • дополнительное (после перенесенных заболеваний и травм и для спортсменов высокой квалификации).

     Врачебный контроль включает анализ показателей:

  • телосложения — под телосложение понимают формы и пропорции тела. Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки, спины, живота и ног;
  • физического развития. Физическое развитие — это изменение форм и функций человека в течение его индивидуальной жизни. Определяется уровень и особенности физического развития с помощью антропометрии;
  • функционального состояния организма. Функциональное состояние — комплекс свойств определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответа организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работы.

  Таблица 1. Внешние признаки утомления при физических напряжениях

 
 

  Таблица 2. Примерные сроки возобновления занятий физкультурой учащимися основной медицинской группы после некоторых заболеваний и травм (от начала посещения школы)

 

 

 

      Рекомендации по оказанию первой доврачебной  помощи при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и при воздействии других неблагоприятных факторов

     Общие принципы оказания первой помощи

     Первая  помощь – это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно возникшего заболевания. Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.

     Каждый  человек должен уметь оказать  первую помощь по мере своих способностей и возможностей.

     Сущность  первой помощи заключается в прекращении  дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

     При оказании первой помощи необходимо:     

     1) вынести пострадавшего с места происшествия;      

     2) обработать поврежденные участки  тела и остановить кровотечение;      

     3) иммобилизовать переломы и предотвратить  возможные осложнения (травматический  шок, западение языка, аспирация  и т.п.);     

     4) доставить или же обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

     При оказании первой помощи следует руководствоваться  следующими принципами:     

     1) правильность и целесообразность;      

     2) быстрота;     

     3) обдуманность, решительность и спокойствие.

     При осмотре пострадавшего  устанавливают:     

     1) вид и тяжесть травмы;     

     2) способ обработки раны, места  повреждения;     

     3) необходимые средства первой  помощи в зависимости от данных  возможностей и обстоятельств.

     При оказании первой помощи необходимо установить:     

     1) обстоятельства, при которых произошла  травма;     

     2) время возникновения травмы;     

     3) место возникновения травмы.

 

      Самоконтроль — это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

     Самоконтроль:

  • Субъективные показатели (самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых ощущений, сон, аппетит, отношения к занятиям и др.);
  • Объективные показатели (чистота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.).

     Наиболее  удобная форма самоконтроля —  дневник самоконтроля.

     Самоконтроль  помогает занимающимся физическими  упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

     При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

     Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

     Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

     Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

     При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

     Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

     Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

     В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

     Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

     Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Информация о работе Контроль и самоконтроль на уроках физического воспитания