Комплексная реабилитация детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:20, доклад

Описание работы

Детский церебральный паралич - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени, чем характер воздействующих факторов. Заболевание сопровождается не только собственно грубыми двигательными нарушениями, но и извращением программы нормального развития движений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Екатеринбургский  колледж физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: Комплексная реабилитация детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссаровой  А.А.

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ДЦП В АМБУЛАТОРНОМ РЕЖИМЕ. 

Детский церебральный паралич - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени, чем характер воздействующих факторов. Заболевание сопровождается не только собственно грубыми двигательными нарушениями, но и извращением программы нормального развития движений. 
Детский церебральный паралич нельзя отнести к не прогрессирующим заболеваниям, поскольку научными исследованиями последних десятилетий в нашей стране и за рубежом доказан текущий характер патофизиологических процессов в центральной нервной системе при данной болезни. В патогенезе ДЦП, наряду с непосредственным поражением моторной зоны коры головного мозга, подкорковых образований и пирамидного тракта, большое значение имеет поражение перивентрикулярной области (ПВО), атрофические и субатрофические процессы в коре головного мозга в целом, чаще в лобно-височных отделах, нарушение кровоснабжения головного мозга и ликвородинамические нарушения. 
ДЦП является прогрессирующим заболеванием с явлениями прогрессирующей перивентрикулярной лейкомаляции, возникающей вследствие подострого или хронического процесса тканевого некроза на фоне аутосенсибилизации организма внутримозговым антигеном, и возникновением так называемого воспалительного синдрома аутоаллергической природы. При хронической сосудистой мозговой недостаточности, наблюдающейся при данном заболевании, истощаются антиоксидантные ресурсы мозга и зона некроза в перивентрикулярной области, области ишемического или геморрагического поражения может увеличиваться по типу "чернильного пятна". 
Динамика морфологических изменений на НСГ, КТ и МРТ мозга, биохимических показателей и клинической симптоматики в постнатальном периоде подтверждают, что при ДЦП отмечается процессуальность течения болезни с включением аутоимунных механизмов продукции цитокинов и других иммунологических медиаторов, поддерживающих текущий процесс. 
В последние 20 лет, благодаря развитию методов ультразвукового сканирования мозга новорожденных и детей раннего возраста, рентгенологической и микрорезонансной компьютерных томографий, убедительно показана связь изменений ПВО во внутриутробном и интранатальных периодах с последующим возникновением у детей нарушений развития стато-моторных и психо-речевых функций. 
И.А.Скворцов и Н.А.Ермоленко (2003 г.) отмечают, что ПВО имеет важное значение в нормативном и патологическом нейроонтогенезе, являясь медленной неспецифической системой мозга, которая, в отличие от других - быстрых неспецифических систем (ретикулярной формации, лимбической системы, диэнцефальной области), поддерживающих стабильность быстрых процессов в мозге (главным образом, интенсивности и ритма его работы), контролирует медленные мозговые процессы: выполняет матричную, формообразующую функции, обеспечивает структурное и функциональное созревание мозговых структур, и, главное, на протяжении всего нейроонтогенетического пути осуществляет поддержание иммунной и трофической стабильности в мозге. При патологии перивентрикулярной области все эти медленные мозговые процессы нарушаются. 
Явления повышенной гидрофильности и отёка, демиелинизации нервных волокон и реактивных изменений клеток глии являются причиной изменения плотности белого вещества ПВО. Гипоксические и ишемические изменения в ПВО приводят чаще к деструктивным, нередко обратимым, процессам, реже к выраженной деструкции мозгового вещества и лейкомаляции с необратимыми последствиями. В основе перивентрикулярной лейкомаляции (ПВЛ) лежат многокомпонентные и мультифакториальные структурные, трофические, иммунные и метаболические нарушения. 
У детей, больных ДЦП, часто имеющих гестационную незрелость, наблюдается незрелость структур и функций мозга в целом, нарушение этапов их созревания. Отмечается также структурная незрелость перивентрикулярного белого вещества и его сосудистой системы. Незрелость мозга и ПВО определяют особую ранимость, повышенную чувствительность ПВО к гипоксии с развитием перивентрикулярной лейкомаляции. Однако в то же время эта незрелость структур и тканей мозга, процессуальность течения болезни предоставляет возможность восстановления сосудистых и клеточных нарушений при раннем начале адекватной восстановительной терапии. 
Необходимость и возможность ранней постановки диагноза ДЦП в первые месяцы жизни больного ребёнка, раннего начала восстановительной терапии была убедительно доказана ещё работами Л.О.Бадаляна, основоположника отечественной детской неврологии, и работами К.А.Семёновой, описавшей принципы диагностики и лечения детского церебрального паралича с обеспечением этапности и непрерывности комплексной реабилитации. 
Так называемая перинатальная энцефалопатия с первых дней жизни больного ребёнка имеет чёткие признаки поражения определённых структур центральной нервной системы, что подробно описано в работах Л.О.Бадаляна, Якунина, А.Ю.Ратнера, а, значит, позволяет поставить топический диагноз и определить обоснованный комплекс лечебных мероприятий. Нельзя понять установку поликлинических врачей сохранять неопределённый диагноз перинатальной энцефалопатии, чаще всего без точного описания симптомов и синдромов поражения ЦНС, до 1-1,5 лет жизни больного ребёнка, даже в тех случаях, когда диагноз детского церебрального паралича уже очевиден. В последние годы появилась совершенно неадекватная тенденция затягивать постановку диагноза ДЦП и долее 1-1,5 лет жизни ребёнка, что приводит к неадекватно позднему лечению детей и усугублению патологических проявлений болезни, нарастанию степени их инвалидности. 
Успешность реабилитации больных ДЦП в большой степени зависит от ранних сроков начала лечения, от непрерывности комплексной реабилитации, направленной на нормализацию патогенетических механизмов развития болезни, восстановление двигательных, речевых и психических функций. 
Непонятно и крайне опасно мнение некоторых специалистов не назначать полноценную лекарственную и прочую терапию в первые месяцы жизни ребёнка с поражением ЦНС и угрозой формирования ДЦП, якобы из-за опасности спровоцировать судорожную готовность мозга. Несвоевременное начало восстановительной терапии как раз и способствует прогрессированию патологических процессов с формированием судорожной готовности мозга, о которой следует думать, своевременно её выявлять и корректировать. 
В нашей стране уже в 60-70-е годы были разработаны чёткие принципы комплексного поэтапно-непрерывного восстановительного лечения и реабилитации детского церебрального паралича, а несколько позднее -уникальные методы реабилитации с применением высоких технологий. 
Как показал наш 20-летний опыт работы с больными детским церебральным параличом с многолетним лечением и наблюдением каждого пациента, при обеспечении адекватной непрерывной реабилитации возможность ходить приобретают не менее 80% детей, исключая пациентов с выраженной степенью умственной отсталости. Следует подчеркнуть, что необходимым условием является обучение родителей больных детей всем доступным методам реабилитации с ежедневным их применением в домашней жизни, без чего успешное лечение невозможно. Необходим целостный подход к реабилитации этих больных с объединением усилий профессиональных специалистов и членов их семей в соблюдении непрерывности процесса реабилитации, что позволит обеспечить им полноценную жизнь с возможностью самостоятельно ходить, учиться и работать. 
С 1988 по 2002 г.г. под нашим наблюдением длительностью от 2 до 6 лет находилось 360 детей в возрасте от 2 до 14 лет. Под наблюдением находились больные со спастическими, спастико-гиперкинетической и гиперкинетической формами ДЦП. Комплексная реабилитация включала: 
- массаж и ЛФК 
- круглосуточное соблюдение ортопедического режима с применением ортопедических аппаратов, туторов, лонгет, ортопедических стульев, технических средств реабилитации 
- физитерапевтическое лечение с применением лазерной, магнитной терапии, рефлексотерапии, электрофореза, СМТ-терапии, тепловой терапии, лечебных ванн и гидромассажа 
- обоснованную лекарственную терапию 
- педагогические методы реабилитации с привлечением логопедов, психологов, педагогов-дефектологов, воспитателей-дефектологов 
- оперативное лечение строго по показаниям. 
Патогенетическое воздействие каждого из выше перечисленных методов восстановительного лечения и реабилитации описаны в литературе достаточно давно и подробно. Однако нами соблюдались следующие чёткие принципы лечения: 
1. Массаж и ЛФК проводился одним специалистом-методистом, имеющим соответствующее комплексное образование, понимающим патогенез ДЦП и принципы этапного лечения. Процедура занимала от 60 до 90 минут с последовательным применением лечебных укладок, массажа, разработок объёма движений в суставах и суставных контрактур, лечебной физкультуры с максимально активным участием ребёнка в выполнении упражнений. 
2. Тепловые физиотерапевтические процедуры проводились непосредственно до массажа. Остальные физиотерапевтические процедуры проводились чаще после сеанса массажа с ЛФК и распределялись в течение всего дня в зависимости от рекомендаций физиотерапевта. 
3. После процедур, направленных на увеличение объёма движений в суставах конечностей применялись тутора, лонгеты и аппараты, позволявшие фиксировать физиологическое положение конечностей и туловища, желательно с сохранением возможности ходить в дневное время. Ортопедический режим соблюдался круглосуточно с употреблением не только туторов и аппаратов, но и ортопедических стульев, с фиксацией пациентов в вертикализаторах во время педагогических занятий или еды, чтобы не терять время для активных движений и занятий. 
4. Рефлексотерапия сочеталась по времени с проведением лечебного массажа и ЛФК, позволяя необходимым воздействием на тонус мышц и ребёнка в целом повышать эффективность занятий. 
5. Педагоги и логопеды обсуждали план занятий с неврологом с целью выработки единой направленности воздействия на пациентов. 
6. Непрерывность реабилитации обеспечивалась участием в лечебном процессе персонала учреждений (включая санитарок, нянечек, воспитателей и педагогов), а также родителей больных детей, обеспечивавших непрерывность соблюдения ортопедического режима и необходимой двигательной нагрузки. 
7. Лекарственная терапия применялась строго по показаниям без употребления каких либо схем лечения, и, при необходимости, была направлена на снижение спастического тонуса мышц, подавление гиперкинезов, проведение курсов ноотропной терапии с достаточными перерывами между лекарственной стимуляцией корковых функций не менее одного-двух месяцев. 
В среднем один раз в год пациенты госпитализировались в 18 ДПНБ с целью диагностики состояния и эффективности реабилитации, проведения хирургической и консервативной терапии. Оперативное лечение было проведено не более чем у 12% больных старше 6 лет при отсутствии эффекта от консервативной терапии. 
Непрерывную нестационарную комплексную реабилитацию пациенты получали с 1988 по 1994 годы в отделении реабилитации детского дома интерната №28 для глубоко умственно отсталых детей. Интеллект детей был умеренно снижен, двигательные нарушения были средней степени тяжести. Возраст пациентов на момент начала лечения был от 4 до 14 лет. 
С апреля 1994 года по декабрь 2002 года реабилитация 280 детей дошкольного возраста, начиная с 1,5- летнего, проводилась на базе Центра восстановительного лечения детей с поражением ЦНС №2 УЗ СВАО г. Москвы, работающем в режиме детского сада с дневным и пятидневным пребыванием детей. В данном центре находились дети с сохранным или умеренно сниженным интеллектом, перспективные для обучения по общеобразовательной или вспомогательной программе. Степень двигательных нарушений была лёгкой или средне тяжёлой, 32 ребёнка в начале лечения самостоятельно не сидели, являясь лежачими пациентами, но перспективными в плане восстановительного лечения с дальнейшей возможностью самостоятельного передвижения. 
Полностью соблюдая принципы лечения и реабилитации, разработанные Л.О.Бадаляном, К.А.Семёновой, С.А.Бортфельд, мы полностью подтвердили действенность разработанных ими принципов. Было убедительно доказано, что даже при позднем начале комплексной непрерывной реабилитации, при соблюдении этапности и непрерывности восстановительного лечения, знании патогенеза заболевания и правильном поэтапном воздействии на звенья патогенеза каждым применяемым методом в комплексе, не менее 80% детей получили возможность самостоятельно передвигаться ( иногда с помощью ходунков или палочек ), обучаться в школе по общеобразовательной или вспомогательной программе, и в перспективе иметь возможность полноценно жить и работать. 
В отделении реабилитации на базе детского дома интерната из 100 больных детей возможность ходить самостоятельно или с опорой на палочки и ходунки получили 87 детей через 3-4 года непрерывной комплексной реабилитации. У остальных выраженная интеллектуальная недостаточность и тяжёлые двигательные нарушения, поэтому реабилитационные мероприятия оказались не эффективными. Строгое соблюдение ортопедического режима с применением разнообразных ортопедических изделий помогало избежать деформаций суставов и в большинстве случаев оперативного лечения пациентов, и значительно ускоряло процесс реабилитации до возможности самостоятельно передвигаться и приобретать навыки самообслуживания. 
Поставить на ноги детей дошкольного возраста, проходивших лечение на базе амбулаторного дошкольного реабилитационного центра, было гораздо легче. При соблюдении всех рекомендаций через 2-3 года непрерывной реабилитации все наблюдаемые пациенты начинали ходить, но требовали дальнейшего лечения и наблюдения для постоянного улучшения своих двигательных возможностей. Показания к оперативному лечению были не более чем у 5% наблюдаемых больных. 
Обеспечение реабилитации в не стационарном режиме на базе вышеназванных учреждений по эффективности не уступало стационарному восстановительному лечению, однако переносилось детьми значительно лучше, поскольку они оставались в привычной обстановке. Дети реже болели инфекционными заболеваниями, отсутствовало отрицательное воздействие психологической и социальной депривации (госпитализма), даже при проживании детей в условиях интерната, бывшего лучшим среди учреждений данного типа. 
Результаты восстановительного лечения и реабилитации больных детей на базе дошкольного реабилитационного центра проявлялись гораздо быстрее и были более эффективными, что было обусловлено не только более ранним возрастом пациентов, но и в огромной степени их проживанием в родных семьях и активным участием родителей в обеспечении непрерывности реабилитационного процесса. Собственно фактор сохранения семьи для больного ребёнка и предотвращения социального сиротства и послужил основным стимулом для разработки и создания нами данного реабилитационного центра в 1994 году. 
С 2001 года по настоящее время под нашим наблюдением с обеспечением поэтапной непрерывной реабилитации находилось 186 детей в возрасте от 6 месяцев, страдающих детским церебральным параличом - спастические формы, спастико-гиперкинетическая и гиперкинетическая. Степень тяжести заболевания была от лёгкой до средне тяжёлой. Интеллект сохранный или умеренно снижен. Дети проживали в родных семьях, реабилитация проводилась только в амбулаторных условиях с широким вовлечением родителей в лечебный процесс и обучением их всем доступным методам медико-педагогически-социальной реабилитации больных детей. Родители обеспечивали ежедневно домашнюю лечебную физкультуру, круглосуточное соблюдение ортопедического режима, домашние педагогические занятия и полную социальную реабилитацию, соответствующую принципам кондуктивной педагогики. 
В комплекс восстановительного лечения и реабилитации, наряду с перечисленными выше медико-педагогическими методами, были включены методы высоких технологий - функциональное ортезирование с применением лёгких высокопрочных импортных материалов и технологий, метод динамической функциональной проприоцептивной коррекции с применением нагрузочных костюмов "Адели", метод искусственной коррекции движений путём функционально программируемой электро-нейро-миостимуляции с применением аппаратно-программного комплекса "АКорД - Мультимиостим" (НМФ "Статокин", Россия). В 2005 г. комплекс восстановительной терапии был дополнен методом гипербарической оксигенации, фармакологической баротерапии, остеопатическим методом мануальной терапии. 
Таким образом, использовался широкий набор методов восстановительного лечения и социально-педагогической реабилитации с составлением индивидуальной программы реабилитации для каждого больного на каждом этапе лечения. 
Курс профессиональной нагрузочной реабилитации, проводимой в амбулаторном режиме без отрыва от привычного образа жизни ребёнка, проводился в течение 15-25 дней. Длительность перерыва с обеспечением ежедневной домашней реабилитации зависела от состояния ребёнка, динамики восстановления психических, речевых и двигательных функций и добросовестности родителей ребёнка, обученных всем необходимым приёмам реабилитации, и составляла от 2-3 до 5-6 месяцев. Как правило, в начале лечения дети получали нагрузочную профессиональную реабилитацию 3-4 раза в год, затем постепенно курсы комплексной реабилитации проводились 3 и 2 раза в год при осмотре больных каждые 3-4 месяца. 
Огромное значение имело раннее применение ортезов уже с первого года жизни пациентов. Благодаря сотрудничеству с немецкими коллегами и наличием немецкой ортопедической мастерской ортезы изготавливались по немецким технологиям и нашим авторским разработкам с применением лёгких высокопрочных пластиков, облегчённых шарниров и мягкого пористого вспененного полиэтилена, выстилающего внутреннюю поверхность изделий. Тутора на конечности применялись во время сна, в качестве лечебных укладок и при выполнении определённых упражнений ЛФК. Ходили дети в функциональных ортезах, чаще приспособленных для ношения под обычную обувь. Это обеспечивало возможность физиологических движений в суставах конечностей. 
Хорошие результаты отмечены при ранней вертикализации детей не ходячих (и даже лежачих) от 1,5 лет с применением аппаратов на обе ноги с полукорсетом. Такие аппараты, являясь по сути вертикализаторами, одновременно позволяли обучать ходьбе с поддержкой спины и нижних конечностей в физиологически правильной установке. Дети начинали ходить в брусьях, затем использовали ходунки, а затем, в течение 1,5-3 лет получали возможность ходить самостоятельно. Ортопедические аппараты постепенно упрощались до аппаратов на голеностопные суставы с лёгким шарниром. 
Процесс реабилитации и восстановления двигательных и психоречевых функций больных детей значительно ускорился с применением комплекса нагрузочных методов лечебной физкультуры (кинезотерапии): метода ДПК в ЛНК "Адели" в соответствии с опубликованными рекомендациями проф. К.А. Семёновой и проф. Е.Г. Сологубова; а также метода искусственной коррекции движений путём ФПЭС с использованием отечественной разработки - Аппаратно-программного комплекса "АКорД - Мультимиостим" (НМФ "Статокин", Россия) в соответствии с изложенными в руководствах и монографиях рекомендациями проф. А.С. Витензона.  
Известно, что метод ДПК позволяет воздействовать на структуры мозга, в т.ч. вестибулярную систему, потоками скорригированной проприоцептивной импульсации от мышечно-суставно-связочного аппарата. Происходит нормализация афферентного потока, создание нормализованных, но отягощённых актов движения в суставах опорно-двигательного аппарата с ослаблением или усилением тех или иных мышечных групп, создание близких к норме условий позной регуляции. Скорригированная проприоцепция активирует структуры вестибулярной системы, ядра ретикулярной формации и различные отделы двигательного анализатора, стимулирует восходящие влияния общетонизирующего характера, воздействует на двигательную активность, речевую и психоэмоциональную сферу ребёнка. Занятия в ЛНК позволяют снизить спастичность мышц, гиперкинезы, подавить патологические синкинезии, уменьшить патологические установки и контрактуры в суставах опорно-двигательного аппарата. В целом применение ЛНК значительно усиливает эффективность основного метода лечения ДЦП - лечебной физкультуры, а также ортопедического лечения. 
Метод ФПЭС в точном соответствии с естественным возбуждением и сокращением мышц во время двигательного акта в процессе длительной тренировки повышает функциональное состояние мышц, одновременно корригируя неправильно выполняемые движения и постепенно вырабатывая приближающийся к нормальной ходьбе двигательный стереотип. В отличие от традиционной электростимуляции мышц в покое, ФПЭС моделирует выработанную в процессе эволюции пространственно-временную организацию мышечной активности. Это служит предпосылкой для формирования и закрепления физиологических паттернов движения на более высоких уровнях ЦНС - в стволовых и полушарных мозговых структурах управления двигательной деятельностью, а также обусловливает стойкость достигнутых перестроек. 
Таким образом, оба метода воздействуют не только на периферический двигательный аппарат, но и на двигательные мозговые центры, при этом оказывая опосредованное воздействие на психомоторное и речевое развитие ребёнка, его поведение. При этом основой лечения являлась правильно подобранная индивидуальная программа воздействия на определённые мышечные группы. 
Применение гипербарического кислорода на фоне умеренного повышения давления позволило воздействовать на патогенез детского церебрального паралича. Дефицит кислорода, или тканевая гипоксия, являлся пусковым механизмом метаболических расстройств в клетках головного мозга при церебральной ишемии и травматических повреждениях мозга с последующим развитием проявлений ДЦП. 
Согласно литературным данным, при гипербарической оксигенации (ГБО) кислород запускает механизм устранения этих же метаболических расстройств в клетках ЦНС и восстановление нормальных биохимических процессов. На фоне насыщения периферической крови и клеток ЦНС кислородом подавляются процессы свободнорадикального окисления липидов, уровень перкисного окисления липидов плазмы крови и эритроцитов возвращается к норме, в крови уменьшается количество средне молекулярных пептидов, что свидетельствует об уменьшении степени эндогенной интоксикации. Восстанавливается процесс внешнего и тканевого дыхания, усиливается митохондриальное окисление, восстанавливаются резервы кислорода и углекислого газа, улучшается микроциркуляция крови в тканях головного и спинного мозга, в мышцах, эндокринных органах, подкожно-жировой клетчатке, нормализуется перекисное окисление липидов. Отмечается регресс асимметрий мозгового кровотока, нормализация реологии и вязкости крови, восстанавливается центральная регуляция сосудистого тонуса и процессы ликвородинамики. 
Как известно, ГБО воздействует на иммунные механизмы организма, мембраны и рецепторную активность иммунокомпетентных клеток, их окислительный метаболизм, синтез специфических антител и аутоиммунных регуляторов , на кослород-зависимые и кислород-независимые системы фагоцитов, комплементарную активность, а также на факторы естественной защиты организма. Эти механизмы помогают остановить процесс перивентрикулярной лейкомаляции. 
Наши наблюдения подтвердили положительное воздействие баротерапии как таковой или с одновременным применением необходимых фармакологических препаратов на течение болезни. Гораздо легче исчезали нарушения мышечного тонуса, патологические рефлексы и установки, патологические движения. Педагоги отмечали улучшение папяти, внимания, всех когнитивных функций, эмоционального состояния детей после каждого курса баротерапии. 
Остепатический метод мануальной терапии с применением краниосакральных методик очевидно ускорял процессы восстановления нарушений гемо- и ликвородинамики, что подтверждалось данными ЭХО ЭС и рентгенологическими исследованиями. Устранял без применения лекарственных средств вегетативные и психоэмоциональные нарушения. Особое значение имело восстановление нефиксированных нарушений позвоночника (нарушения осанки, кифоз, сколиоз, гиперлордоз и пр.) и деформаций суставов конечностей с нормализацией мышечного тонуса и устранением его асимметрии. 
Эффективность комплексной реабилитации более всего зависела от возраста ребёнка на момент начала терапии. 
Начало восстановительного лечения у детей в возрасте до 1,5 лет с лёгкой или средне-тяжёлой степенью спастической диплегии, гемипареза или спастико-гиперкинетической формы ДЦП позволяло в течение года практически нормализовать тонус мышц. Дети быстро вертикализировались и начинали ходить с поддержкой "за палец" родителей, вскоре самостоятельно с использованием ортезов на голеностопные суставы или мало сложной ортопедической обуви. Однако патогенез заболевания и интенсивный рост детей требовали дальнейшего применения комплекса восстановительных мероприятий с определённой частотой как минимум до конца периода роста ребёнка, и постоянной работы над нормализацией рисунка ходьбы. 
Применение широкого комплекса восстановительного лечения в ранние сроки заболевания позволяло устранять или значительно уменьшать выраженность гиперкинезов и проявлений мышечной дистонии, однако очевидна необходимость дальнейших исследований в изучении динамики данных патологических симптомов под влиянием применяемых методов восстановительного лечения. 
У больных старше 1,5- 2 лет регресс патологических проявлений на фоне комплексной реабилитации был также очевидным в конце каждого курса нагрузочной терапии: отмечалось увеличение активно-пассивного объёма движений в суставах конечностей не менее чем на 10- 15 % (р < 0,05), в этапах физического развития при оценке за год реабилитации прирост баллов по разным позициям составлял от 2 до 4 баллов и более.  
Практически все больные получали возможность самостоятельно ходить, хотя работа над нормализацией рисунка ходьбы продолжалась постоянно. Биомеханическое исследование походки до и после каждого курса комплексной нагрузочной терапии показывало уменьшение времени цикла шага в среднем на 9-10%, уменьшение периода опоры и увеличение периода переноса, т.е. улучшение рисунка и темпа ходьбы. 
Положительные изменения при динамической НСГ, МРТ головного мозга, ЭЭГ и ЭНМГ исследованиях были максимальными у детей до 3 лет, в старшем возрасте положительная динамика на фоне лечения тоже отмечалась, но была менее выраженной. 
Предлагаемый комплекс восстановительного лечения, за исключением метода ДПК и ФПС, не применяемых в столь раннем возрасте, обеспечивал быстрое улучшение картины НСГ у детей первого года жизни с уменьшением кистозных изменений и явлений перивентрикулярной лейкомаляции. Динамическое МРТ-исследование головного мозга показывало также улучшение процессов миелинизации в пострадавших зонах белого вещества. 
На ЭЭГ уже после полугода лечения отмечалось часто наблюдавшееся снижение межполушарной асимметрии по абсолютной мощности альфа-активности по затылочным отведениям, нормализация пространственного распределения ритмов, достоверное снижение абсолютной и относительной мощности бета-ритма, особенно выраженного у детей с гиперкинезами - количества и высоты амплитуды бета-активности во всех областях головного мозга. В дальнейшем отмечалось уменьшение амплитуды и выраженности медленных волн с возрастанием мощности альфа-ритма и нормализацией зональных взаимоотношений. 
ЭНМГ также позволяла судить о динамике патологического процесса при лечении детей. У больных в возрасте до 2-3 лет через 6 месяцев реабилитации было выявлено отчётливое нарастание сниженных скоростей и амплитуд вызванных М-ответов срединного и большеберцового нервов, увеличение СПИ- эфф. по локтевым и большеберцовым нервам. У детей старше 3 лет положительные изменения были менее выраженными. 
Таким образом, своевременное начало комплексной реабилитации больных ДЦП с применением широкого набора медико-педагогических методов восстановительного лечения позволяет успешно лечить большинство из них, добиваться значительного восстановления двигательных функций с возможностью самостоятельно ходить и не только обслуживать себя, но и учиться, становясь полноценными членами общества. 
Раннее начало, поэтапность и непрерывность реабилитационного процесса имеют решающее значение в успехе реабилитационных мероприятий. Соблюдение этих принципов невозможно без активного участия в процессе реабилитации членов семьи больного ребёнка, и гораздо легче обеспечивается при проведении реабилитации в амбулаторном режиме. В связи с этим крайне необходимо приближение процесса реабилитации к месту проживания больных детей, что невозможно без создания сети амбулаторных окружных и городских реабилитационных центров, для дошкольников работающих в режиме детских садов с дневным и пятидневным пребыванием. 
Введение в комплекс реабилитации больных ДЦП методов высоких технологий восстановительного лечения позволяет воздействовать на патогенез заболевания и многократно ускорять скорость восстановления нарушенных функций. Это позволит значительно снизить степень инвалидности у таких больных и дать им возможность полноценной жизни.


Информация о работе Комплексная реабилитация детей