Изменения,происходящие в организме при регулярных занятиях спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:54, реферат

Описание работы

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….....................2
1. Факторы,влияющие на здоровье человека………………………………………………...4
2. Изменения,происходящие в организме при регулярных занятиях спортом.6
2.1 Изменения опорно-двигательного аппарата…………………………………………….6
2.2 Изменения сердечно-сосудистой системы………………………………………………..7
2.3 Изменения дыхательной системы……………………………………………………………..8
3. Влияние спорта на обмен веществ в организме………………………………………….8
4.Нервная система…………………………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Содержание физ кул.docx

— 118.82 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….....................2

1. Факторы,влияющие на здоровье человека………………………………………………...4

2. Изменения,происходящие в организме при регулярных занятиях спортом.6

2.1 Изменения опорно-двигательного аппарата…………………………………………….6

2.2 Изменения сердечно-сосудистой системы………………………………………………..7

2.3 Изменения дыхательной системы……………………………………………………………..8

3. Влияние спорта на обмен веществ в организме………………………………………….8

4.Нервная  система…………………………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических  способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая  культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического  и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его  двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического  воспитания, физической подготовки и  физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Физическая  культура в высшем учебном заведении  является  неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы  гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является  одним из средств формирования всесторонне  развитой личности, оптимизации физического  и психофизиологического состояния  студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе  учебно-воспитательного  процесса в высшей учебной школы  лежит комплексный, системный характер образования, воспитания  и профессиональной подготовке специалистов, в которых  органически сливаются формирование мировоззрения,  общественно-политическое, трудовое, нравственное,  физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации.

Как не парадоксально  это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания.

Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.

В настоящее  время в высшей школе начинают складываться  гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система  образования должна отводить должное  место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

 

 

Составные части  физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет  известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и  объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельносной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.

Спорт

Спорт в традиционном выражении  «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в  узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно  не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности.

Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких  результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических  и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия  в соревнованиях. Такому выделению  двух различных количественных и  качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом  и соответствуют известные у  нас названия «культурник» и «спортсмен».

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых  случаях рассматриваться с отрицательной  стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и  организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время  вредны и перегрузки. Поэтому и  при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной  физической культурой, укреплять организм.

Физическая  культура оказывает оздоровительный  и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей  с различными заболеваниями постоянно  растёт.

Физическая  культура должна входить в жизнь  человека с раннего возраста и  не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь  нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему  вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека.

1.Факторы,влияющие на здоровье человека

Факторы

Удельный вес, %

Генетические

15-20

Состояние окружающей среды

20-25

Медицинское обеспечение

10-15

Условия и образ жизни

50-55


 

Здоровый образ жизни — это оптимальный двигательный режим; закаливание; рациональное питание; рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек.

Оздоровительная направленность физической культуры. Физическая культура составляет важную часть общей культуры общества, всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Принцип оздоровительной направленности. Для повышения функционального уровня и коррекции функциональных отклонений организма у детей и подростков в процессе физического воспитания необходимы:

  • рост неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды в процессе физического воспитания;
  • стимулирование процессов роста и гармоничное развитие;
  • совершенствование терморегуляции и закаливание организма.

Принцип комплексности. Наибольший оздоровительный эффект занятий физической культурой и спортом возможен только при применении широкого комплекса средств (физические упражнения, их режим, применение закаливающих процедур, характер и режим питания). Физическая культура имеет большое оздоровительное и профилактическое значение не только для здоровых учащихся, но и для тех, у кого имеются некоторые отклонения в физическом развитии, в состоянии опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, деформации позвоночника, уплощения стоп), а также различные заболевания внутренних органов, и прежде всего сердечно-сосудистой системы.

Функции всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, совершенствуются, если тренировка проводится правильно. Очень  важен также гигиенический режим занятий: систематичность, регулярность, разносторонность и постепенное увеличение физических нагрузок. При перерывах в занятиях и тренировках необходимо начинать с более легких нагрузок по сравнению с теми, которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться с легкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышечные группы также необходимо чередовать на разных этапах тренировки или занятий. В противном случае возможна перетренировка, а в итоге — плохое субъективное состояние спортсменов.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под  воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических  границах) объему и интенсивности  физических нагрузок. Если соблюдаются  все необходимые условия (нагрузки не превышают той меры воздействия  на организм, за которой начинается переутомление), то чем больше объем  нагрузок, тем значительнее и прочнее  адаптационные перестройки. Чем  интенсивнее физические нагрузки, тем  мощнее процессы восстановления.

Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом индивидуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмики основных физиологических  функций, умственной и физической работоспособности, возрастных морфологических и функциональных особенностей, а также климатогеографических  и социальных факторов.

Физическое воспитание детей  и подростков направлено на общее  оздоровление. Научно обоснованное и  правильно организованное физическое воспитание детей должно благотворно  влиять на растущий организм: оно должно способствовать гармоничному физическому  и психическому развитию; расширять  двигательные возможности; повышать защитно-приспособительные  реакции и усиливать устойчивость организма к неблагоприятным  воздействиям внешних факторов; вырабатывать у детей и подростков оптимизм и бодрость; создавать условия  для высокопродуктивной учебы и  высокопроизводительного труда.

Основными факторами физической культуры и спорта, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются: условия  внешней среды, в которых ведутся  занятия (температура, влажность и  скорость движения воздушных масс, солнечная радиация, освещенность мест занятий и спортивных сооружений, качество воздушной среды, воды); характер двигательной активности (объем, интенсивность  и организация); характер питания (достаточность  и сбалансированность основных пищевых  компонентов, режим питания). Наряду с оздоравливающим влиянием эти факторы при определенных условиях способны неблагоприятно воздействовать на организм занимающегося: вызвать нарушения функционального состояния вплоть до стойкой патологии.

Принцип соответствия объема и характера  физических нагрузок возрастно-половым  функциональным возможностям и особенностям организма занимающихся — один из важнейших. Рассмотрим некоторые физиологические механизмы оздоровительного воздействия занятий физической культурой и спортом на организм занимающихся.

2.Изменения, происходящие в организме при регулярных занятиях спортом.

2.1Изменения опорно-двигательного  аппарата

Основная функциональная нагрузка в спорте приходится на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий.

Мышцы являются единственным двигательным элементом организма  человека, и потому любое движение или работа является результатом  их сокращения. Сразу заметим, что  сокращение мышц – это результат  согласованной работы нервных центров, нервов и мышц, как таковых. Произвольная работа денервированных мышц (мышц лишенных нервов) невозможна. Любое  движение, не зависимо от его сложности  и предназначения зарождается в  центральной нервной системе (головной и спинной мозг) в виде активности определенных групп нейронов. Нервный  импульс от этих клеток по нервным  стволам передается мышцам и вызывает их сокращение. Интересен тот факт, что во время занятий спортом  первыми «устают» не мышцы, а нервные  клетки, которые регулируют их активность; этот механизм предотвращает истощение  мышц. Во время тренировок, следовательно, тренируются не только мышцы, но и  нервные центры, ответственные за движение. Одним из видов допинга  являются психостимуляторы, которые  повышают активность нервной системы, и тем самым, увеличивают физические (мышечные) характеристики спортсмена.

Тренировка мышц заключается  главным образом в утолщении  мышечных волокон. Мышечная масса наращивается за счет увеличения количества толщины  мышечных волокон. Утолщение мышечных волокон сопровождается синтезом сократительных элементов – миофибрилл. Миофибриллы  похожи на длинные белковые нити, которые  способны сокращаться, поглощая энергию. Работа миофибрилл всецело зависит  от энергетического состояния клетки, то есть от количества питательных  веществ, кислорода, витаминов и  минералов. Регулярные тренировки приводят к разрастанию в мышцах кровеносных  сосудов (это увеличивает снабжение  мышц кислородом и питательными веществами), а также к увеличению концентрации в мышечных клетках различных  ферментов, при помощи которых вырабатывается энергия. Как стало понятно, для  развития мышц необходимы не только белки, но и витамины и минералы, способствующие выделению энергии и сокращению мышц (сокращение мышц, например, невозможно без кальция).

Информация о работе Изменения,происходящие в организме при регулярных занятиях спортом