Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:01, реферат
История физической культуры и спорта (ФКиС) России является составной частью всемирной, или, как ее еще называют, всеобщей истории. В ее составе она прошла многовековой путь своего развития.
История физической культуры и спорта России есть история нашей Родины, нашего Отечества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVIII в 4
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С XVIII в. ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. 6
3. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 8
4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В НАЧАЛЕ XX в. 10
5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ В ПЕРИОД 13
ОТ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 г. ДО НАЧАЛА 20-х гг. 13
6. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В 20-е ГОДЫ 14
7. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В 30-е ГОДЫ 15
8. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ 22
ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы: 25
Российский государственный
торгово-экономический университет
Факультет
управления
Курс 3
Группа 36
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Физическая культура» на тему:
История развития физической культуры и спорта в России
Работу выполнила студентка:
Москва 2009
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVIII в 4
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С XVIII в. ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. 6
3. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 8
4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В НАЧАЛЕ XX в. 10
5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ В ПЕРИОД 13
ОТ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 г. ДО НАЧАЛА 20-х гг. 13
6. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В 20-е ГОДЫ 14
7. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В 30-е ГОДЫ 15
8. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ 22
ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы: 25
История физической культуры и спорта (ФКиС) России является составной частью всемирной, или, как ее еще называют, всеобщей истории. В ее составе она прошла многовековой путь своего развития.
История физической культуры и спорта России есть история нашей Родины, нашего Отечества.
Развитие физической культуры и спорта среди нашего народа имеет свои особенности, обусловленные устройством нашего государства на разных этапах его существования, своеобразием экономики, политики, культуры, быта, психологического склада, национального уклада и географической среды нашей огромной страны.
Изучая историю физической культуры и спорта России, можно более подробно, наглядно и убедительно видеть, какое место в жизни человеческого общества занимала наша страна в тот или иной период развития мировой истории.
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (до IX В. Н.Э.)
Возникновение физических упражнений и игр у народов, проживающих на территории бывших СССР, относится к первобытному строю. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое.
Каждый из мелких и больших народов и народностей, населявших территорию нашей страны в далекие времена, внес свой вклад в развитие отечественной физической культуры и спорта.
В своем развитии восточные славяне, жившие на территории европейской части нашей страны, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, бортничеством.
Самобытная народная система физического воспитания на Руси. Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней, и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои - групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как средство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России.
Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен применяли лыжи. В бытовой жизни применялись лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле.
Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах. Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Воспитывая и обучая детей, они использовали народные формы физического воспитания.
Большие физические требования предъявлялись к службе в княжеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и «городовых» полках (XVI в.). Много внимания уделялось верховой езде, конному спорту (скачкам), конной охоте. Их обучали также искусству владеть наступательным и оборонительным оружием: копьями, луками, саблями, щитами, а с появлением огнестрельного оружия - стрельбе из него. В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки.
Физическое воспитание и спорт у народов, вошедших в состав России. Значительную роль играли народные виды упражнений в системе военно-физической подготовки украинского казачества в Запорожской Сечи. Среди казаков особой популярностью пользовались верховая езда, борьба, плавание, бег, упражнения с оружием.
В средние века дальнейшее развитие получили народные виды физических упражнений и игр в Средней Азии. Широкое распространение получила игра в шахматы. Среди народных игр было много таких, которые включали в себя элементы борьбы, бега, метаний и прыжков. Туркмены и узбеки успешно выполняли сложнейшие акробатические упражнения на высоко натянутом канате.
У народов Армении бытовали такие виды физических упражнений, как бег, метание копья, игры, отражавшие процессы трудовой деятельности.
В сельской общине у армян существовала групповая форма обучения и воспитания молодежи. В некоторых местах создавались общества холостых или дома молодежи. Основное внимание в них уделялось военно-физическому воспитанию.
В Грузии в период Средневековья также имелась довольно стройная система военно-физического воспитания.
К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры.
Реформы, проведенные в начале XVIII в., оказали существенное влияние на развитие физической культуры. Особенно большую роль в развитии физического в области просвещения и военного дела.
Школы, гимназии, лицеи. Учебные заведения главным образом были рассчитаны на обучение дворянской молодежи. К основным средствам физического воспитания относились фехтование («рапирная наука»), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.
В начале XIX в. создалась государственная система образования в стране.
В приходских и уездных училищах физическое воспитание не было даже предусмотрено, а в гимназиях и университетах числилось как необязательный предмет: его рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями.
Несколько лучше физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях - лицеях.
Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии.
Петр I. Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского полков. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым.
В конце 30-х гг. XIX в. в некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения в силу косности и реакционности военного командования.
В народных школах физическое воспитание отсутствовало. В такой обстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоев населения оставались самобытные формы физических упражнений и игр.
Игры и физические упражнения народов отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство и др.), военный и семейный быт народа. Особой популярностью пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.). Катание на санках и деревянных коньках с металлическими полозьями. Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами, верховая езда и стрельба из лука.
Наиболее самобытные системы военно-физической подготовки существовали у казаков (донских, украинских, уральских и черноморских), башкир, калмыков, киргизов, черкесов, которые несли обязательную службу в регулярной российской армии в особых военных подразделениях. Все они в быту широко использовали различные конноспортивные игры, борьбу, фехтование, метание дротиков и копий.
С развитием капиталистических отношений в стране происходят большие перемены. Рост промышленного производства и торговли требовал притока рабочей силы. Происходила большая миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, в сельской местности постепенно приходили в упадок самобытные формы физического воспитания народа, а с другой стороны, среди жителей городов распространялись народные физические упражнения и игры. Многие из них трансформировались постепенно в современные виды спорта.
В быту дворянской знати широко были развиты фехтование на эспадронах, саблях, рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из ружей, лука и пистолетов; охота пешая, конная, псовая и с птицами; верховая езда как среди мужчин, так и женщин. Это были дворянские виды спорта.
В первой половине XIX в. получили
распространение различные
В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом, шахматы, шашки. Дворяне с увлечением играли в волан (напоминавший наш бадминтон), лапту, горелки, крокет и другие игры.
Развитие спорта и игр среди дворян, помещиков, князей, баев, купцов и высших чиновников входило в общую систему воспитания.
В начале второй половины XIX в. феодально-крепостническая система переживала глубокий экономический, политический и военный кризис. Правительство вынуждено было пойти на проведение некоторых реформ.
Шло оформление новой для страны системы физического воспитания и спорта, ее организационных, методических и идеологических основ.
Физическое воспитание учащейся молодежи. В 60 -70-е гг. XIX в. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимназиях и университетах. Эти реформы, хотя и в малой степени, но все же коснулись и постановки физического воспитания в учебных заведениях.
В 1870 г. гимнастику ввели
в программу учительских
Физическая подготовка в армии. Развитие капитализма в России привело к буржуазным преобразованиям в армии. В конце 50-х и начале 60-х гг. в гвардейских и других полках гимнастика, фехтование и штыковой бой были введены как обязательные предметы обучения воина.
Возникновение спортивных клубов и развитие спорта в дореформенной России происходило в новых экономических и социально-политических условиях, порожденных буржуазным обществом. Быстрое развитие капитализма, строительство заводов и фабрик, железных дорог, расширение торговли обусловили рост городского населения.
Спортивные общества и клубы. В крупнейших промышленных городах открывались различные спортивные общества и клубы.
Клубы культивировали любительский спорт, рекреативные формы физической культуры и профессиональный спорт.
Развитие профессионального
спорта было связано либо с промышленным
производством, либо со зрелищным
Информация о работе История развития физической культуры и спорта в России