Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:02, реферат
Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ - явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.
Введение 3
Поддержание здорового образа жизни на Руси 4
Взгляды на здоровье в 18-20 веке. Внедрение основ здорового образа жизни в педагогический процесс. 5
Понятие о здоровом образе жизни в современном мире. 10
Вывод 12
Список используемой литературы 14
Объединению взглядов Лесгафта и Покровского способствовали работы В.В. Гориневского (начало XX в.), который определял задачи физического воспитания следующим образом.
• Первая задача — сохранение и укрепление здоровья. Оздоравливающий эффект упражнений, по его мнению, проявляется тогда, когда они распространяются на все тело, вызывают оживление всех функций, укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
• Вторая задача — это выработка умения пользоваться своими силами, достигать результатов с наименьшей затратой времени в кратчайший срок.
• Третья задача — формирование нравственно-волевых качеств с развитием положительных черт характера.
Ученый подчеркивал, что упражнения для детей не должны быть специализированы; кроме того, крайне важным является необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, так как не все упражнения оказывают на них положительное влияние. Таким образом, инициированная исследованиями К.Д. Ушинского, получившая теоретическую основу в работах П.Ф. Лесгафта, в России к началу XX столетия сложилась определенная система взглядов на физическое воспитание, способствующая как сохранению здоровья, так и общему физическому развитию детей.
Помимо физического воспитания в рамках экспериментальной педагогики, психологии и физиологии, начиная с 70-х годов XIX в., появился ряд исследований, в которых изучалось непосредственное влияние обучения на здоровье детей.
Первоначальные
гигиенические исследования были нацелены
на выяснение причин «школьных болезней»:
нарушение зрения, искривление позвоночника,
утомление. В результате была разработана
модель образцовой классной комнаты, специальная
школьная мебель
(Ф.Ф. Эрисман), положение о правильном
освещении, которые способствовали профилактике
нарушений осанки и зрения учащихся.
Серьезное внимание
ученых привлекла разработка гигиенических
требований к организации чтения,
письма, к оформлению учебников и
учебных пособий. Исследования психофизиологического
механизма письма помогли сформулировать
правила его рациональной организации,
учитывающие положение
Особое внимание необходимо обратить на то, что формирование школьной гигиены в России проходило на фоне подъема педагогической науки и шло первоначально в общем русле поисков научного основания педагогических процессов.
Характерным являлось
стремление ставить и решать гигиенические
задачи в сочетании с педагогическими.
Круг проблем школьной гигиены в
представлении ее основоположников
и теоретиков был широк и касался
всех сторон жизни ребенка в школе.
Н.П. Гундобин, известный русский
педиатр, занимавшийся изучением возрастных
анатомо-физиологических
Многочисленные исследования и наблюдения врачей и педагогов свидетельствовали о зависимости здоровья детей не только от внешних условий, но и от самой системы обучения, не согласованной с физиологическими и психологическими требованиями детского организма, а во многом находящейся с ними в прямом противоречии.
Основоположники школьной
гигиены сочетали научную деятельность
с просветительской и практической.
Вопросы школьной гигиены освещались
в педагогической прессе, обсуждались
на заседаниях научных, врачебных и
педагогических обществ, на съездах. Так,
на Втором съезде деятелей по техническому
и профессиональному
1. Главные вопросы
школьной гигиены могут быть
решены в теории и
2. Необходимо школьных
врачей сделать полноправными
членами педагогических
3. Необходимо устроить для педагогов публичные курсы по школьной гигиене.
Анализируя этапы становления школьной гигиены, необходимо обратить внимание на следующие факты.
• Уже на начальном
этапе своего развития гигиенические
знания являлись внешними по отношению
к педагогической деятельности: «Гигиенически
образованному учителю
• Различие в понимании
задач гигиены в начале XX в. и
в современности. Так, в начале
XX века Ф.Ф. Эрисман подчеркивал, что «гигиена
была бы весьма односторонняя, если бы
она в своих стремлениях, сохраняя нормальное
состояние человеческого организма, не
обращала большого внимания на умственную
и нравственную сторону человеческой
жизни. Нормальные отправления умственных
способностей, внутреннее удовлетворение
своими занятиями, душевное спокойствие
и надежда на будущее суть важные условия
физического благополучия».
Ф.Ф. Эрисман изначально подчеркивал важность массово общественного характера санитарных мер, создания таких условий, при которых «без всякого с их (людей) стороны воздействия, обнаруживается действие какого-нибудь общественного учреждения или общего благоустройства на их здоровье». Не возражая против заботы о личном здоровье, Эрисман для гигиены как науки считал приоритетным общественное здоровье. Такое видение проблем гигиенической науки было во многом обусловлено конкретно-историческими условиями: высокой детской смертностью, распространенностью бактериальных инфекций, низким уровнем гигиенической культуры населения.
Отечественными учеными
отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность
личности на укрепление и развитие
личного и общественного
А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С.
Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:
— объективных общественных
условий, социально-экономических
— конкретных форм жизнедеятельности,
социально-экономических
— системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
До недавнего времени
под «здоровьем» в
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни,
по мнению ведущих медицинских
Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Авторы монографии выделили
три основных компонента здорового
образа жизни: 1) объективные общественные
условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности,
позволяющие реализовывать
(Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский
и др.).
Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев
(1986) дают следующее определение:
«Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности,
направленный на сохранение и улучшение
здоровья людей как условия и предпосылки
существования и развития других сторон
образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает
грань образа жизни, органически присущую
обществу и направленную на заботу о людях.
Здоровый образ жизни
выражает и определенную ориентированность
деятельности личности в направлении
укрепления и развития личного и
общественного здоровья. Тем самым
здоровый образ жизни связан с
личностно- мотивационным воплощением
индивидами своих социальных, психологических,
физических возможностей и способностей.
Отсюда понятно огромное значение формирования
здорового образа жизни в создании
оптимальных условий
Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.
Здоровый образ жизни
— основа профилактики заболеваний
(Изуткин Д.А.,
1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется
самый ценный вид профилактики — первичная
профилактика заболеваний, предотвращающая
их возникновение, расширяющая диапазон
адаптационных возможностей человека.
Однако функция ЗОЖ значительно шире,
она выходит за рамки чисто медицинской
проблемы.
Проблема здоровья человека и здорового образа жизни теоретически начала оформляться в конце 19 – начале 20 века, а сегодня вышла на одно из значительных мест в современном мире. Здоровье людей повсеместно ухудшается, и основные факторы этого процесса сейчас уже хорошо известны: это загрязнение воздуха, почвы, питьевой воды, продуктов питания, глобальные изменения климата, накопление в атмосфере газов, создающих парниковый эффект, усиливающееся космическое излучение, влияющее на самочувствие миллионов. В глобальную проблему превратилось появление новых опасных болезней, мутация бактерий и вирусов, от которых пока нет лекарств и методов лечения. Разрушительное воздействие на здоровье людей оказывает увеличивающийся алкоголизм и наркомания, особенно среди молодежи. Резко возрос уровень смертности, особенно на постсоветском пространстве и в Украине. Не может не вызывать беспокойства и состояние здоровья молодых людей: среди призывников, студентов, учащихся только 30% оказываются практически здоровыми.
Разрушенная
государственная система
Отношение общества и человека к здоровью изменялось на протяжении общественного развития, выполняя различные задачи и принимая специфические формы. Это определялось конкретными историческими и социальными условиями жизни общества.
Лесгафт П.Ф. Руководство
по физическому образованию
Пономарев Н.И. Возникновение
и первоначальное развитие
Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М., 1993.
Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни - важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.
http://www.libsid.ru/
http://revolution.allbest.ru/
http://lib.sportedu.ru/books/
Информация о работе Исторические аспекты определения здорового образа жизни