Исторические аспекты определения здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:02, реферат

Описание работы

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ - явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.

Содержание

Введение 3
Поддержание здорового образа жизни на Руси 4
Взгляды на здоровье в 18-20 веке. Внедрение основ здорового образа жизни в педагогический процесс. 5
Понятие о здоровом образе жизни в современном мире. 10
Вывод 12
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

валеология индивидуалка.docx

— 37.58 Кб (Скачать)

Объединению взглядов Лесгафта и Покровского способствовали работы В.В. Гориневского (начало XX в.), который определял задачи физического  воспитания следующим образом.

• Первая задача — сохранение и укрепление здоровья. Оздоравливающий эффект упражнений, по его мнению, проявляется тогда, когда они распространяются на все тело, вызывают оживление всех функций, укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

• Вторая задача — это выработка умения пользоваться своими силами, достигать результатов с наименьшей затратой времени в кратчайший срок.

• Третья задача — формирование нравственно-волевых качеств с развитием положительных черт характера.

Ученый подчеркивал, что упражнения для детей не должны быть специализированы; кроме того, крайне важным является необходимость  учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, так как не все  упражнения оказывают на них положительное  влияние. Таким образом, инициированная исследованиями К.Д. Ушинского, получившая теоретическую основу в работах  П.Ф. Лесгафта, в России к началу XX столетия сложилась определенная система  взглядов на физическое воспитание, способствующая как сохранению здоровья, так и  общему физическому развитию детей.

Помимо физического  воспитания в рамках экспериментальной  педагогики, психологии и физиологии, начиная с 70-х годов XIX в., появился ряд исследований, в которых изучалось  непосредственное влияние обучения на здоровье детей.

Первоначальные  гигиенические исследования были нацелены на выяснение причин «школьных болезней»: нарушение зрения, искривление позвоночника, утомление. В результате была разработана  модель образцовой классной комнаты, специальная  школьная мебель  
(Ф.Ф. Эрисман), положение о правильном освещении, которые способствовали профилактике нарушений осанки и зрения учащихся.

Серьезное внимание ученых привлекла разработка гигиенических  требований к организации чтения, письма, к оформлению учебников и  учебных пособий. Исследования психофизиологического  механизма письма помогли сформулировать правила его рациональной организации, учитывающие положение пишущего, расположение его руки, высоту сиденья. Этими проблемами занимались А.С. Вирениус, Н.В. Зак, И.А. Сикорский.

Особое внимание необходимо обратить на то, что формирование школьной гигиены в России проходило  на фоне подъема педагогической науки  и шло первоначально в общем  русле поисков научного основания  педагогических процессов.

Характерным являлось стремление ставить и решать гигиенические  задачи в сочетании с педагогическими. Круг проблем школьной гигиены в  представлении ее основоположников и теоретиков был широк и касался  всех сторон жизни ребенка в школе. Н.П. Гундобин, известный русский  педиатр, занимавшийся изучением возрастных анатомо-физиологических особенностей детей, считал, что «правильное образование, как его представляют в настоящее  время», невозможно без участия гигиены, «которая ставит своей целью заботу об устранении вредного влияния массового  скопления детей в школьной обстановке, на правильное развитие как тела, так  и ума молодого поколения».

Многочисленные  исследования и наблюдения врачей и  педагогов свидетельствовали о  зависимости здоровья детей не только от внешних условий, но и от самой  системы обучения, не согласованной  с физиологическими и психологическими требованиями детского организма, а  во многом находящейся с ними в  прямом противоречии.

Основоположники школьной гигиены сочетали научную деятельность с просветительской и практической. Вопросы школьной гигиены освещались в педагогической прессе, обсуждались  на заседаниях научных, врачебных и  педагогических обществ, на съездах. Так, на Втором съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895) по докладу о педагогических основаниях школьной гигиены была принята Резолюция. Вот ее основные тезисы.

1. Главные вопросы  школьной гигиены могут быть  решены в теории и осуществлены  на деле только при совместном  участии врачей, педагогов и семьи.

2. Необходимо школьных  врачей сделать полноправными  членами педагогических советов  и уездных училищных советов.

3. Необходимо устроить  для педагогов публичные курсы  по школьной гигиене.

Анализируя этапы  становления школьной гигиены, необходимо обратить внимание на следующие факты.

• Уже на начальном  этапе своего развития гигиенические  знания являлись внешними по отношению  к педагогической деятельности: «Гигиенически  образованному учителю справедливые требования врача покажутся уже  совершенно в ином свете, и он охотно будет способствовать их выполнению» (Ф.Ф. Эрисман).

• Различие в понимании  задач гигиены в начале XX в. и  в современности. Так, в начале  
XX века Ф.Ф. Эрисман подчеркивал, что «гигиена была бы весьма односторонняя, если бы она в своих стремлениях, сохраняя нормальное состояние человеческого организма, не обращала большого внимания на умственную и нравственную сторону человеческой жизни. Нормальные отправления умственных способностей, внутреннее удовлетворение своими занятиями, душевное спокойствие и надежда на будущее суть важные условия физического благополучия».

Ф.Ф. Эрисман изначально подчеркивал важность массово общественного характера санитарных мер, создания таких условий, при которых «без всякого с их (людей) стороны воздействия, обнаруживается действие какого-нибудь общественного учреждения или общего благоустройства на их здоровье». Не возражая против заботы о личном здоровье, Эрисман для гигиены как науки считал приоритетным общественное здоровье. Такое видение проблем гигиенической науки было во многом обусловлено конкретно-историческими условиями: высокой детской смертностью, распространенностью бактериальных инфекций, низким уровнем гигиенической культуры населения.

Понятие о здоровом образе жизни в современном  мире.

Отечественными учеными  отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность  личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, 
А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ  в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

— системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

До недавнего времени  под «здоровьем» в преобладающем  количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С  данной точки зрения здоровье можно  рассматривать как универсальную  способность к разносторонней адаптации  в ответ на воздействие внешней  среды и изменения состояния  внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных  возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни  в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой  социальную ценность, укрепление которой  — важнейшая задача любого цивилизованного  общества.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, —  это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической  и социально-психологической системы  профилактических мероприятий, в которой  важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда  и отдыха, развитие устойчивости к  психоэмоциональным перегрузкам, преодоление  трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо- кинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитчснко, Э.Я.Каплан, В.Н.Артамонов, 1990).

Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что  под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и  что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Авторы монографии выделили три основных компонента здорового  образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность 
(Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.).

Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев (1986) дают следующее определение: 
«Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.

Здоровый образ жизни  выражает и определенную ориентированность  деятельности личности в направлении  укрепления и развития личного и  общественного здоровья. Тем самым  здоровый образ жизни связан с  личностно- мотивационным воплощением  индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным  видам медико-социальной деятельности.

Здоровый образ жизни  — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 
1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. 
Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

 

Вывод

Проблема здоровья человека и здорового  образа жизни теоретически начала оформляться  в конце 19 – начале 20 века, а сегодня  вышла на одно из значительных мест в современном мире. Здоровье людей  повсеместно ухудшается, и основные факторы этого процесса сейчас уже  хорошо известны: это загрязнение  воздуха, почвы, питьевой воды, продуктов  питания, глобальные изменения климата, накопление в атмосфере газов, создающих  парниковый эффект, усиливающееся космическое  излучение, влияющее на самочувствие миллионов. В глобальную проблему превратилось появление новых опасных болезней, мутация бактерий и вирусов, от которых пока нет лекарств и методов лечения. Разрушительное воздействие на здоровье людей оказывает увеличивающийся алкоголизм и наркомания, особенно среди молодежи. Резко возрос уровень смертности, особенно на постсоветском пространстве и в Украине. Не может не вызывать беспокойства и состояние здоровья молодых людей: среди призывников, студентов, учащихся только 30% оказываются практически здоровыми.          

Разрушенная государственная система физической культуры и спорта вызвала гиподинамию, а повальное увлечение молодежи компьютером и просмотром телепрограмм, изобилующие сценами насилия  и жестокости – нарушение психического здоровья в первую очередь подростков и детей. Все это вызывает настоятельную  потребность анализа и обсуждения такой важнейшей категории как  здоровья человека и отношение к  нему современного общества.         

Отношение общества и человека к здоровью изменялось на протяжении общественного развития, выполняя различные задачи и принимая специфические формы. Это определялось конкретными историческими и  социальными условиями жизни  общества.

 

Список  используемой литературы

 Лесгафт П.Ф. Руководство  по физическому образованию детей  школьного возраста. СПб,, 1912.

 Пономарев Н.И. Возникновение  и первоначальное развитие физического  воспитания. - М., 1970.

Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М., 1993.

Краснов И.С. Формирование здорового  образа жизни - важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы  физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/organizatsiya-dosuga-detey-v-seme/istoricheskie-aspekti-zdorovogo-obraza-zhizni

http://revolution.allbest.ru/sport/00041781_0.html

http://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2003N7/p120-125.htm


Информация о работе Исторические аспекты определения здорового образа жизни