Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:18, реферат
Зрение самый мощный источник информации о внешнем мире.85-90% информации поступает через зрительный анализатор, частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии.
1.Характеристика зрительных функций:
1) Центральное зрение
2) Бинокулярное зрение
3) Периферическое зрение
4) Цветовое зрение
5) Светоощущение
2.Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.
3. Наиболее характерные нарушения у детей школьного возраста:
1) Близорукость
2) Дальнозоркость
3) Косоглазие
4) Астигматизм
5) Нистагм
6) Амблиопия
7) Катаракта
8) Глаукома
9) Ретролентальная фиброплазия
3.Психическое развитие детей с нарушением зрения
1) Особенности внимания
2) Особенности памяти
3) Особенности восприятия
4) Особенности мышления
4.Физическое развитие и двигательные нарушения
5. Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением
зрения
Содержание:
1.Характеристика зрительных функций:
1) Центральное зрение
2) Бинокулярное зрение
3) Периферическое зрение
4) Цветовое зрение
5) Светоощущение
2.Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.
3. Наиболее характерные нарушения у детей школьного возраста:
1) Близорукость
2) Дальнозоркость
3) Косоглазие
4) Астигматизм
5) Нистагм
6) Амблиопия
7) Катаракта
8) Глаукома
9) Ретролентальная фиброплазия
3.Психическое развитие детей с нарушением зрения
1) Особенности внимания
2) Особенности памяти
3) Особенности восприятия
4) Особенности мышления
4.Физическое
развитие и двигательные
5. Вторичные
отклонения в физическом
зрения
Характеристика зрительных функций.
Зрение самый мощный источник информации о внешнем мире.85-90% информации поступает через зрительный анализатор, частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии.
Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Различают 5 основных зрительных функций:
Нарушение или выпадение одного из компонентов называется дихромазией. Это явление впервые описал ученый Дальтон, который сам страдал этим расстройством, так же это нарушение называют дальтонизмом.
Световая чувствительность появляется сразу после рождения, дети у которых она
нарушена, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей отмечается
светобоязнь (в этом случае дети пользуются темными очками). Расстройство
темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного
освещения.
Зрительные
дисфункции у детей
школьного возраста
По
данным Всемирной организации
Врожденная слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза.
Приобретенная
слепота – развивается после перенесенных
глазных заболеваний: глаукомы, трахомы,
кератита, поражения зрительного нерва,
а также после травм глазного яблока, поврежденной
глазницы и черепно-мозговых травм.
Г.В. Никулина прелагает следующую классификацию нарушений: глубокие и неглубокие.
К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение.
К
неглубоким зрительным
нарушениям относятся нарушения глазодвигательных
функций (косоглазие, нистагм); нарушения
цветоразличения (дальтонизм, дихромазия);
нарушение характера зрения(нарушение
бинокулярного зрения); нарушение остроты
зрения. Связанные с расстройствами оптических
механизмов зрения (миопия, гиперметропия,
астигматизм, амблиопия).
Наиболее
характерные нарушения
у детей школьного
возраста:
Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов – это первые признаки развития миопии.
С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский выделяют 2 группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии:
1-я
группа – факторы,
2-я группа – факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение, неправильная посадка во время письма и чтения, нерациональная мебель в школе и дома, неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.
Э.С. Аветистов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо отмечают, что близорукость встречается в 4 раза чаще в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений. Одним из факторов близорукости является ослабленная склера – внутриглазное давление. Оно может возникнуть в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушениях.
Также она обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких намного меньше. У детей слабо развитых физически. Близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.
Для
ее лечения применяются очки, контактные
линзы, точечный массаж. медикаментозное
лечение, физиотерапевтическое лечения,
специальные упражнения для улучшения
зрения.
Дальнозоркость (гиперметропия) – характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится напрягать глаза, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, головные боли, тяжесть в глазах, головокружение, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все это обусловлено перенапряжением ресничной мышцы.
Различают 3 степени дальнозоркости:
1.слабая – до 3 D, 2.средняя – от 3 до 6 D, 3. Высокая – свыше 6 D [D (диоптрия)– единица измерения оптической среды глаза].
Поскольку
дальнозоркость не сопровождается органическими
поражениями глазного дна, страдающие
ею дети не имеют противопоказаний
к физическим нагрузкам.
Косоглазие – характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и, способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии глаз, психическая травма (испуг). Острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка, и т.д.
Различают
содружественное и
Появляется
в большинстве случаев в
Паралитическое
косоглазие обусловлено параличом или
порезом одной или нескольких глазодвигательных
мышц. Оно характеризуется ограничением
или отсутствием подвижности косящего
глаза в сторону парализованной мышцы.
К причинам возникновения этого вида косоглазия
относится: травма, опухоль, инфекция.
Косоглазие, как правило, сочетается с
недоразвитием глазодвигательных функций,
что затрудняет отслеживание движущихся
предметов (например при игре с мячом,
метания меча в цель), приводит к нарушению
координации движений, увеличению сроков
обучения двигательным действиям.
Астигматизм – сочетание в одном глазу разрядных видов рефракций или разных степеней рефракций одного вида. Симптомы астигматизма:
Причинами астигматизма могут быть:
Глаз
человека имеет два взаимно
протяжении всего меридиана, в
большинстве случаев это
патология
б) неправильный астигматизм – развивается за счет выше перечисленных
причин, характеризуется изменениями на разных отрезках одного
меридиана, практически не
Известны три вида правильно астигматизма:
Нистагм (дрожание глаз) – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным;
по
виду – маятникообразным, толчкообразным
и смешанным. Причины возникновения
нистагма: поражения таких участков мозга
как мозжечок, гипофиз, продолговатый
мозг и др. Нистагм, как правило не доставляет
беспокойства детям, но они испытывают
нечеткость восприятия даже при достаточно
высокой остроте зрения, слабость зрения,
которая плохо поддается исправлению.
Амблиопия
– понижение зрения без видимых причин,
выражающееся в снижении остроты центрального
зрения. Часто возникает вследствие вынужденного
бездействия глаза при косоглазии нарушении
бинокулярного зрения. При амблиопии не
наблюдаются органические нарушения,
однако в некоторых случаях она может
привести к амоврозу (полной слепоте).
Информация о работе Характеристика детей с нарушением зрения