Гимнастика для ребёнка первого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

В профилактике и лечении заболеваний, в реабилитации больных, перенесших тяжелые болезни, большое значение придают физической культуре, одному из основных средств физического воспитания человека. Основное средство физической культуры – Физические упражнения, Т.Е. специальные движения, более или менее сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием, как по содержанию, так и по формам.
В практике физической культуры физические упражнения применяют в виде гимнастики, различных видов спортивных игр и туризма. Помимо физических упражнений, в физической культуре используют зарядку, закаливание при помощи естественных факторов (солнце, воздух, вода), гигиенические условия труда и быта.

Содержание

Содержание.
Введение.
Гимнастика для ребенка первого года жизни.
Новорожденный.
Четвертый-шестой месяц жизни.
Седьмой-девятый месяц жизни.
Десятый- двенадцатый месяцы жизни.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по физической культуре.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

    Российский  государственный педагогический университет  им. А.И.Герцена

    Факультет экономики

                                  Кафедра теоретической  экономики

 
 
 
 
 
 

Реферат по физической культуре: 
 

      Гимнастика  для ребенка первого  года жизни.

 

          Выполнила студентка 3 курса

          Климова Анастасия  
           
           
           

          Научный руководитель:

                            Фёдорова Т.П  
           
           
           
           

          Санкт-Петербург  2011

 
 

Содержание.

Введение.

      В профилактике и лечении заболеваний, в реабилитации больных, перенесших тяжелые болезни, большое значение придают физической культуре, одному из основных средств физического воспитания человека. Основное средство физической культуры – Физические упражнения, Т.Е. специальные движения, более или менее сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием, как по содержанию, так и по формам.

      В практике физической культуры физические упражнения применяют в виде гимнастики, различных видов спортивных игр  и туризма. Помимо физических упражнений, в физической культуре используют зарядку, закаливание при помощи естественных факторов (солнце, воздух, вода), гигиенические условия труда и быта.

      Важнейшим компонентом физической культуры, способным  в определенной мере обеспечить решение  задач профилактики и восстановительного лечения болезней, является гимнастика. Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, применяемых для развития и совершенствования двигательных навыков, тренирующего воздействия и общего повышения функциональных возможностей организма. Систематические занятия гимнастикой улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, усиливают обмен веществ, помогают совершенствовать механизмы приспособления к различным физическим нагрузкам. Гимнастика способствует гармоничному физическому развитию, формирует правильную осанку, Укрепляет мускулатуру (особенно мышцы рук, плечевого пояса, брюшного пресса), развивает гибкость, совершенствует координацию движений.

      Многочисленные  виды гимнастики отличаются своими задачами, структурой упражнений, объемом и интенсивностью физических нагрузок, использованием различных предметов и другими особенностями. С медицинских позиций более значимы три основные группы гимнастики: 1) общеразвивающая или оздоровительная; 2) лечебная; 3) спортивная.

      Мы  рассмотрим комплексы гимнастических  упражнений, относящихся к первой группе. Они помогают организму приспособиться к новым условиям: жизнь во внешнем мире – для новорожденного.  Ребенок, рожденный без осложнений, физически подготовленной матерью, подвергающийся физическому воспитанию с первых дней жизни, легче вступит в жизнь и будет развиваться более гармонично, закладывая основу для здоровой, гармоничной личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гимнастика  для ребенка первого  года жизни.

Новорожденный.

 

      Первый  месяц после рождения – особый период в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц жизни – это восстановительный период после родов и время перестройки жизненных функций ребенка, таких как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.

      Закончился  первый месяц жизни ребенка. Завершилось  его приспособление к новым условиям существования. С этого возраста следует приступать к физическому  воспитанию малыша. Физическое воспитание – это система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей ребенка путем использования физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы, а также мерами общественной и личной гигиены. Физическое воспитание детей грудного возраста включает  двигательный режим, гигиеническое воспитание, широкое использование воздуха, света и  воды, обеспечивающих закаливающее воздействие. Понятие хорошего физического состояния ребенка отнюдь не связано с каким-либо видом спорта для грудничков и маленьких детей. Важнейшие факторы физического воспитания детей первого года жизни – массаж и гимнастика, способствующие правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, формированию и совершенствованию у него двигательных умений и навыков.

Выкладывание  на живот.

      Укреплению  мышц шеи и развитию мышц туловища способствует выкладывание ребенка  на живот. Выкладывать малыша на живот  надо несколько раз в день, обычно во время пеленания, обязательно  на ровную и твердую поверхность (стол, покрытый легким одеялом или пеленкой). Твердая поверхность заставляет его напрягать мышцы туловища. На мягкой (постель, подушка, диван) этого не происходит. Разумеется, к данному положению ребенка надо приучать постепенно, выкладывая его сначала на одну минуту потом на две, три и т. д. Целесообразно выкладывать малыша на живот обнаженным. Подобные воздушные минутные ванны – мягкое, но существенное закаливающее мероприятие. Оно приводит к сокращению кожных сосудов и уменьшению теплоотдачи. Таким образом ребенок учится сохранять тепло организма.  Если эта способность будет развиваться систематически, изо дня в день, то никакая простуда на будет опасна для ребенка.

      Понятия «закаленный» и «незакаленный» организм применимы к детям самого раннего возраста. Достаточно в течение нескольких дней, а тем более недель подержать ребенка в комнате с высокой температурой воздуха (250 и выше), как все защитные силы его организма, активизировавшиеся при рождении, выключаться из-за отсутствия  необходимости их применения. В таких случаях даже небольшое охлаждение или легкий сквозняк могут способствовать возникновению болезни. 
 

      Массаж  и гимнастика.

      Укреплению  здоровья, активизации обмена веществ, развитию мышечной и кровеносной  систем ребенка способствует общий легкий, так называемый физиологический, массаж. Лучшее время для начала массажа – 6-7 неделя жизни. Массаж и гимнастику нужно проводить ежедневно в одно и то же время – через час после кормления. Делаются они здоровому ребенку, когда он спокоен. Температура помещения при этом должна быть 20-220С. Малыша обнажают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность, например на стол, покрытый байковым одеялом или пеленкой. Упражнения выполняются плавно и мягко. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти нужно остричь, часы и украшения снять. Тальк и вазелин при массаже употреблять не следует. Основной прием массажа в этом возрасте – поглаживание. Ладонь при этом равномерно и нежно  скользит по коже ребенка. Одной рукой поочередно придерживают сначала кисти, потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной сторон от периферии к центру. Такого рода действия ускоряют движение межтканевой жидкости и лимфы. Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тылом кистей снизу вверх, а ладонями сверху вниз. Дальше ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот по ходу часовой стрелки. Все приемы массажа в этом возрасте повторяются 4-6 раз. Массаж сочетается с гимнастическими упражнениями.

      В гимнастике для младенцев на первом месте стоит нежный контакт через кожу: благодаря игровым упражнениям, которые не имеют ничего общего с разучиванием сложных физкультурных упражнений, можно поддержать естественную природную последовательность движений. Таким образом, ребенок воспринимает гимнастические игры как усиление уже имеющихся двигательных возможностей. Сверх того гимнастика для младенцев способствует созданию мускулатуры и подвижности суставов.

      Игры  и игрушки более воздействуют на чувствительно-духовное развитие ребенка, причем они, конечно, затрагивают и его физические способности. Соответствующие возрасту игрушки поддерживают переход от более грубых нецеленаправленных движений, подобных рывкам (макромоторика), к более мелким, гармоничным, целенаправленным   движениям (микромоторика).

      Таким образом,  гимнастические упражнения в этом возрасте направлены на стимулирование рефлекторных движений: 1) рефлекторное ползание – подталкивание рукой  под подошвы при положении  ребенка на животе и спине; 2) разгибание позвоночника в положении на боку  при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от креста к шее; 3)  сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальцев к пятке.

Четвертый-шестой месяц жизни.

      Развитие  детей в первые месяцы жизни происходит так быстро, что новые навыки и умения рождаются прямо на глазах.

      На  четвертом месяце ребенок уже  поднимает головку из положения  на спине. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При  поддержке под мышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Малыш пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела.

      Гимнастические  упражнения на четвертом месяце жизни  усложняются и должны способствовать дальнейшему развитию навыков и умений. Занятия начинают с обычного легкого массажа конечностей. Затем следует первое гимнастическое упражнение. Руки малыша отводят в стороны и скрещивают на груди 6-8 раз. Затем вновь массаж, на этот раз живота, - круговое поглаживание по часовой стрелке, растирание боковых мышц и в заключение опять  легкие поглаживания. Следующее гимнастическое упражнение: сгибание и разгибание ног вместе 4 раза и попеременно 4 раза. После этого удобно проводить поворот со спины на живот вправо при  поддержке на левую руку и ноги. После поворота на живот, снова поглаживающий массаж спины. С массажем хорошо сочетается следующее упражнение для мышц шеи и туловища. Ребенка поднимают на руках над столом, ладонями поддерживают под грудью и животом. Малыш рефлекторно поднимает голову и туловище, упирается ногами в грудь матери. Это так называемое положение «пловца». Упражнение повторяется 2 раза. Потом ребенка укладывают на спину  и помогают ему повернуться на живот, но уже в левую сторону. Следует особенно тщательно выполнять повороты со спины на живот, поскольку они являются одним из главных методов укрепления мышц туловища и развития вестибулярного аппарата. В заключение проводится имитация ползания. Левая рука матери подводится под живот ребенка. Полусогнутые ноги его упираются в ладонь правой руки, прижатой к подошвам. Слегка приподнимая тельце малыша, мама помогает ему оттолкнуться от ладони. И как всегда, гимнастические упражнения заканчиваются общим массажем. Если у ребенка поддерживалось активное, хорошее настроение, занятия были проведены правильно.

      На  пятом месяце жизни продолжается совершенствование двигательных умений малыша. Он уже поднимает не только голову, но и туловище,  опираясь на ладони вытянутых рук, свободно поворачивается со спины на живот, садится, если ему немного  помочь. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками.

      Массаж  и гимнастика  в этом возрасте имеют целью дальней шее развитие и закрепление физических умений. Упражнения выполняются в основном те же, что и  раньше, но необходимо обращать внимание, чтобы с каждой неделей уменьшался объем пассивных движений, и стимулировались активные. Должно нарастать число повторений каждого из упражнений. При этом следует соблюдать правило рассеянной нагрузки, т.е. поочередно выполняются упражнения, включающие разные группы мышц. Упражнения для конечностей и туловища должны, как и ранее, перемежаться с соответствующими приемами общего массажа. Желательно при выполнении гимнастических упражнений использовать игрушки, которые можно захватывать и удерживать.

      На  шестом месяце жизни месяце жизни  ребенок свободно берет игрушки  и подолгу ими занимается, может  перемещаться в манеже, даже немного  подползти к заинтересовавшему  его предмету.

      Навык ползания важен с двух позиций: во-первых, он стимулирует общую двигательную активность, способствует развитию длинных мышц спины, что улучшает легочную вентиляцию, предупреждает в последующем нарушение осанки, усиливает кровоснабжение органов и тканей; во-вторых, расширяет познавательные возможности, что благоприятствует нервно-психическому развитию. В этом возрасте ребенок переворачивается не только со спины на живот, но и с живота на спину. Устойчиво сидит на руке матери. Однако самостоятельно садиться еще не способен. Овладеть этим умением он сможет, когда позвоночник и мышцы спины обретут необходимую крепость и силу. Усаживать малыша в подушки, как любят делать некоторые мамы, вредно, поскольку это может способствовать искривлению позвоночника. Попытка сесть или встать, держась за кроватку, - признак достаточной крепости мышц. Таким образом, пока ребенок сам не сел сажать его не следует.

      Гимнастические  упражнения проводятся по той же схеме, что и на четвертом месяце жизни. Они предваряются, перемежаются и  заканчиваются массажем. Применяют  поглаживание, растирание, разминание и даже легкое поколачивание кончиками пальцев. Добавляются и новые, очень важные гимнастические упражнения: присаживание за отведенные в стороны руки из положения лежа на спине, переступание при поддержке за туловище, ползание на четвереньках, локтях и коленках. Вначале упражнения делаются 1-2 раза, затем 3-4. В конце месяца для присаживания используют кольца, за которые держится ребенок. Ранее разученные упражнения повторяются теперь по 6-8 раз.

Информация о работе Гимнастика для ребёнка первого года жизни