Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:57, контрольная работа
Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с этим выделяют следующие возрастные группы: предшкольный возраст до 3 лет; дошкольный – 3-7 лет; младший школьный возраст – 7-10 лет; средний школьный возраст – 10-14 лет; старший школьный возраст – 14-17 лет.
Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Особенности режима, личная гигиена
Особенности питания
Требования к физическим нагрузкам
Гигиена одежды и обуви
Закаливание
Российский
Государственный Университет
Контрольная работа по предмету «Гигиена»
Тема: «Гигиенические
требования к занятиям физической культурой
у детей старшего школьного возраста»
Выполнила: студентка 5 курса
2 гр. з/о специализация ФкиС
Пичушкина
Мария Дмитриевна
Москва,
2012
План
Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Организация
учебно-воспитательного
Для практической работы учителя физической культуры важное значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельности центральной нервной системы.
Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости, развитие двигательной координации в основном заканчивается. Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Характерен интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование координационных способностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Костная система, а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.
Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком. Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достиг нуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.
Сердечно-сосудистая система. Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого человека). Сердце увеличивает свой объем на 60—70 %.
Артериальное давление продолжает повышаться с возрастом, и в 17 лет равно 120/70 мм рт. ст., что также соответствует артериальному давлению взрослого человека.
Иммунная система у детей среднего и старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.
Эндокринная система. Продолжается развитие половых желез, в связи с этим происходят следующие изменения:
1. у девочек:
в 11-12 лет увеличиваются наружные половые губы;
в 12-13 лет увеличиваются грудные железы, появляется пигментация сосков, начинаются менструации;
в 13-14 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, менструации еще нерегулярны;
в 14-15 лет изменяется форма ягодиц и таза, приобретая формы, характерные для взрослых женщин;
в 15-16 лет появляются угри, обусловленные функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными;
в 16-18 лет прекращается рост скелета.
2. у мальчиков:
в 11-12 лет увеличивается
в 12-13 лет начинается значительный рост яичек и полового члена, волосы на лобке начинают расти;
в 13-14 лет усиливается темп роста яичек и полового члена, в околососковой области появляется узлообразное уплотнение, начинает "ломаться" голос;
в 14-15 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, продолжается изменение голоса, появляются волосы на лице, пигментация мошонки (она приобретает более темный цвет, чем кожа остальных участков тела), наблюдается первая эякуляция;
в 15-16 лет продолжается созревание половых клеток - сперматозоидов;
в 16-17 лет начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу; окончание созревания сперматозоидов;
в 17-21 год рост скелета останавливается.
Нервная
система: продолжается совершенствование
нервно-психической
Особенности режима, личная гигиена
Важное
значение имеет рациональный суточный
режим школьника, способствующий сохранению
и укреплению здоровья, а также
высокой работоспособности
Подъем должен всегда проводиться в одно и то же время. После этого сразу же выполняется утренняя гимнастика, затем закаливающие процедуры. На большой перемене предусмотрен обязательный второй завтрак. Завтракать, обедать, полдничать и ужинать школьники должны в одно и то же время.
Домашние задания должны выполняться в определенные часы. Через 45 минут занятий следует устраивать 5-10 минутные перерывы, во время которых необходимо сделать несколько физических упражнений.
Родители должны следить за тем, чтобы дети не проводили много време у телевизора в ущерб учебным занятиям или сну. Так как это приводит к нарастанию утомления, снижению работоспособности.
Важное значение в режиме дня имеет сон. В обычных условиях продолжительность сна старшего школьника должна составлять не меньше 9-9,5 часов. В период напряженных занятий время сна следует увеличивать.
Обязательной является ежедневная зарядка.
Важное
место в физкультурном
Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены:
1. Ежедневно совершать утренний туалет.
2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.
3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.
4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.
5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.
Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях необходимо:
• регулярно проветривать учебные помещения;
• ежедневно проводить влажную уборку классов и коридоров школы;
• проверять наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;
• проводить противобактериальную обработку туалетов;
• соблюдать гигиеническую чистоту пищеблоков;
• осуществлять контроль продуктов питания.
Особенности питания
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и развитие. Способствует укреплению здоровья и повышению работоспособности. В подростковом возрасте увеличивается потребность в калориях и пищевых веществах. В этом возрасте отмечается более высокий расход энергии по сравнению со взрослыми. Это связано с большей интенсивностью обменных процессов, значительной двигательной активностью и повышенной отдачей тепла. Следовательно, калорийность рациона для них должна быть выше. Потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых трудом, который требует значительных физических усилий. Таким образом, питание школьника должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.
Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет 1,3–1,5 г на 1 кг веса тела, юноши (14–17 лет) – 106 г и девушки (14–17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По некоторым данным при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.
Удовлетворение
потребности в белке