Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:37, курсовая работа
Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980).
Введение………………………………………………………………………...…3
Понятие физической культуры………………………………………...….5
Структура физической культуры………………………………………...13
Функции физической культуры, понятие, классификация………….…17
Характеристика общекультурных функций ………………......…..21
Эстетическая функция физической культуры………………..22
Социальные функции физической культуры…………………22
Характеристика специфических функций …………………...…...25
Специфические образовательные функции…………………..26
Специфические прикладные функции………………………...27
Специфические спортивные функции………………………...28
Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции…………………………………...35
3.3 Характеристика частных функций…………………..……………..37
Выводы………………………………………………………………………..….42
Список используемой литературы……………………………………
Оздоровительно-
Выделяют следующие виды оздоровительно-
Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культур (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.).
Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма.
Итак, выше были рассмотрены наиболее крупные компоненты (виды) физической культуры. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В то же время они имеют определенные различия по целям, функциям, специфике задач.
По определению Л.П. Матвеева (1984), «Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности, в них раскрывается истинное содержание физической культуры.
Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет свои специфические функции, которые вытекают из сущности физической культуры и отражают ее структуру.
Под специфическими функциями понимают те, которые позволяют удовлетворять потребности человека в двигательной активности, оптимизировать свое физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечения физической дееспособности, необходимой в жизни. Л.П. Матвеев (1983) выделяет следующие специфические функции:
Таким образом, физической культуре присуще две категории функций: общекультурные и специфические. Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.
Рассмотрим основные положения, на базе которых осуществлено выделение конкретных функций и форм физической культуры и их классификация.
1. С точки зрения диалектики, основными признаками выделения тех или иных функций и форм физической культуры могут браться лишь свойства, объективно присущие ей в действительности, реальные отношения с другими сферами жизни. В этой связи нельзя физической культуре приписать те специфические функции, которые ей не свойственны. К примеру, спортсмен в процессе занятий формирует, совершенствует свои эстетические ценности. Но эти эстетические вкусы, чувства, идеалы обусловлены преимущественно двигательной, физической сферой деятельности, они не обладают всем богатством эстетических свойств, которые дает искусство. Для спорта же они являются второстепенными, не основополагающими.
2. специфическими функциями физической Культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры. Поэтому не все, что достигается с помощью физической культуры, можно отнести к специфическим функциям. К примеру, через спортивную деятельность человечество познает свои потенциальные возможности, однако для спорта познание вообще не является спецификой. Для познания существует другая область действительности - сфера науки. Спорту характерно в какой-то мере свойство науки (познавать) и оно достаточно выражено, то имеется основание попытаться обнаружить взаимосвязи этих двух областей культуры - науки и физической культуры. И тогда очевидно, что одной из общих социальных функций физической культуры (но не специфических) выступает познавательная функция.
3. Функции физической культуры необходимо рассматривать в единстве с ее формами, так как функция и форма не могут существовать абсолютно независимо друг от друга. Функция не может проявиться вне реального способа существования конкретного вида физической культуры, вне формы. Более того, каждая форма имеет определенное назначение. К примеру, такая форма как производственная физическая культура, не может обеспечить человеку максимальное развитие физических способностей, а спорт может. Поэтому попытки выделить функции физической культуры, не соотнося их с основными формами, не могут быть удачными. В идеале было бы весьма ценным, если бы удалось корректно определить основные формы физической культуры и для каждой из них выявить всю систему функций.
4. Всестороннее
полноценное представление о формах и
функциях физической культуры можно получить,
если исходить из положения, что физическая
культура органически включена в общую
социальную структуру и имеет множество
связей с другими сторонами общественной
действительности. При этом физическая
культура в решающей мере определяется
основными чертами структуры образа жизни
людей. Отсюда принципиальные особенности
ее отдельных форм существенно обусловлены
особенностями тех социальных сфер, в
которые включены данные формы. Так, физическая
культура, существующая в системе производства,
серьезно отличается от физической культуры,
функционирующей в условиях повседневного
быта. А обе эти формы разнятся от физической
культуры в системе образования. Следовательно,
при выделении отдельных форм физической
культуры надо исходить из основных социально
значимых областей, в которых физическая
культура играет существенную роль.
Следует
различать специфические и
Функции физической культуры | ||||||||
Специфические функции физической культуры | Частные функции физической культуры | Общие функции физической культуры | ||||||
Интегральные | Видовые | Эстетические | ||||||
Обеспечение
оптимизации физического |
Образовательные | Нормативные | ||||||
Прикладные | Информационные | |||||||
Спортивные | Воспитательные | |||||||
Рекреативные | Социализация личности | |||||||
Оздоровительные | Социальной интеграции | |||||||
Реабилитационные |
Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присуще, прежде всего общекультурные функции. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, преобразовательную, коммуникативную, нормативную, познавательную функция. и др.
Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой и другими общественными реалиями. Таким образом, если физическая культура способна оказать достаточно заметное влияние на другую область, то правомерно говорить о наличии конкретной функции. Название такой функции можно обозначить термином, совпадающим со специфическим назначением данного общественного явления.
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма (А.А. Адаскина, 1999).
Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977).
Поскольку физическая культура является
частью культуры общества, то ей присущи,
прежде всего, общекультурные социальные
функции. К ним можно отнести такие, как
воспитательная, образовательная, нормативная,
преобразовательная, познавательная,
ценностно-ориентационная, коммуникативная,
экономическая и др. Рассмотрим некоторые
из них: