Формы физического воспитания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:30, реферат

Описание работы

Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

Работа содержит 1 файл

Формы физического воспитания студентов.docx

— 35.62 Кб (Скачать)

     Формы физического воспитания студентов

     Введение

     Целью физического воспитания в ВУЗах  является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

     В процессе обучения в вузе по курсу  физического воспитания предусматривается  решение следующих задач:

     воспитание  у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

     сохранение  и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему  развитию организма, поддержание высокой  работоспособности на протяжении всего  периода обучения;

     всесторонняя  физическая подготовка студентов;

     профессионально - прикладная физическая подготовка студентов  с учётом особенностей их будущей  трудовой деятельности;

     приобретение  студентами необходимых знаний по основам  теории, методики и организации физического  воспитания и спортивной тренировки;

     воспитание  у студентов убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической культурой  и спортом.

     Процесс обучения организуется в зависимости  от состояния здоровья, уровня физического  развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также  с учётом условий и характера  труда их предстоящей профессиональной деятельности.

     Одной из главных задач высших учебных  заведений является физическая подготовка студентов.

     В высшем учебном заведении общее  руководство физическим воспитанием  и спортивно-массовой работой среди  студентов, а также организация  наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными  подразделениями и общественными  организациями ВУЗа.

     Непосредственная  ответственность за постановку и  проведение учебно-воспитательного  процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным  планом и государственной программы  возложена на кафедру физического  воспитания ВУЗа. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно  с кафедрой и общественными организациями.

     Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение  учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом ВУЗа.

     Типы  организации физического  воспитания

     Учебная работа

     Учебная работа по физическому воспитанию студентов  определяется программами курса  общей физической подготовки и курсов спортивного совершенствования.

     Курс  ОФП обязателен для студентов  первого и второго курсов обучения. Занятия проводятся регулярно по два часа в неделю по расписанию.

     Программа устанавливает объём материала  по теории физического воспитания, практических занятий и нормативные  требования.

     В круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, входят:

     Физическое  воспитание в ВУЗах;

     Основные  средства физического воспитания;

     Врачебный контроль и самоконтроль;

     Индивидуальная  гимнастика, её значение и принципы проведения.

     Теоретический раздел программы имеет своей  задачей ознакомить студентов с  общими научными основами физического  воспитания студентов:

     теоретические занятия-лекции, групповые теоретические  занятия, беседы, обеспечивающие прохождение  теоретической части программы.

     Курс  ОФП по практике включает в себя гимнастику, игры, лёгкую атлетику, плавание и лыжный спорт; практические занятия-уроки  ОФП, спортивно-тренировочные занятия и соревнования по различным видам спорта, игр, гимнастики, обеспечивающие прохождение практической части программы.

     В процессе овладения программой курса  ОФП у студентов воспитывается  привычка к регулярным занятиям физическими  упражнениями и выявляется их спортивная направленность для последующего совершенствования  в одном из видов спорта на факультативных занятиях или на занятиях в спортивных секциях студенческого коллектива физической культуры.

     Факультативные  занятия организуются по отдельным  видам спорта. Каждому студенту дано право выбрать один из видов спорта и систематически им заниматься на протяжении всего периода обучения в ВУЗе. Эти занятия проводятся в течении всего года, используются зимние и летние каникулы. Круглогодичность тренировки является обязательным и непременным условием правильной организации работы по спортивному совершенствованию.

     В соответствии с задачами физического  воспитания студентов программы курса спортивного совершенствования изложены по отдельным видам спорта и предусматривают два раздела: теорию и практику.

     Спортивная  массовая работа

     Спортивные  студенческие коллективы играют большую  роль в деле физического воспитания студенчества. Самодеятельными физкультурными организациями в большинстве  ВУЗов служат коллективы физической культуры. В крупных учреждениях, имеющих большое количество спортсменов-разрядников  и хорошую материальную базу, создаются  спортивные студенческие клубы.

     Спортклубы  организуют и проводят:

     Агитационно-массовые мероприятия по вовлечению студентов  и профессорского-преподавательского состава в систематические занятия  отдельными видами спорта, игр, гимнастики;

     Занятия спортивных секций по видам спорта;

     Спортивные  праздники, вечера, соревнования и другие массовые мероприятия;

     Строительство и ремонт спортивных сооружений и  инвентаря;

     Зимние  и спортивные летние лагери;

     Физкультурные и спортивные мероприятия в студенческих общежитиях.

     Спортивная  секция

     Основное  место в деятельности спортклуба занимает учебно-спортивная работа, осуществляемая в форме секционных занятий по отдельным видам спорта.

     Секционная  работа по спорту органически увязывается  со всей работой по физическому воспитанию студентов (занятия, консультации, зачёты), также она служит целям всестороннего  физического развития и повышения  спортивной подготовленности.

     В ВУЗах наиболее широкое распространение  получили спортивные игры (баскетбол  и волейбол), различные виды спорта (лёгкая атлетика, лыжи, плавание и др.) и гимнастика (спортивная и художественная).

     Учебно-тренировочная  работа проводится в течении всего учебного года. В некоторых спортивных секциях (лёгкая атлетика, футбол, гребля и др.) основной период работы приходится на время каникул студента. В целях продолжения общего процесса и сохранения плана тренировки в течении круглого года студентам рекомендуется участвовать в занятиях и спортивных соревнованиях там, где они находятся во время каникул.

     Наряду  с учебной работой в спортивных секциях большое значение имеет  массовая физкультурная и спортивная работа ВУЗа, осуществляемая курсом физического  воспитания и спортклубом.

     Массовая  физкультурная работа ставит задачей  рационально использовать досуг  студентов для укрепления их здоровья и физической подготовки. Она проводится в виде физкультурных и агитационно-пропагандистских мероприятий.

     Физкультурные мероприятия осуществляются в формах:

     Внутри - и вневузовские спортивные соревнования;

     Экскурсии, пробеги, вылазки, прогулки, походы, физкультурные  выступления, оздоровительные мероприятия, физкультурная работа в студенческих общежитиях.

     Агитационно-пропагандистские мероприятия:

     Беседы, доклады, лекции, спортивные вечера, консультации;

     Организация фотовитрин, выставок, альбомов;

     Использование плакатов, таблиц, афиш, местных СМИ.

     Формы проведения занятий

     Урочная форма

     Занятия не однородны по основным задачам, а, следовательно, и по проведению. Принято  выделять уроки ОФП и спортивно-тренировочные. В свою очередь они могут различаться  по видам применяемых средств  физического воспитания. Могут быть выделены уроки основной гимнастики, характеризующиеся комплексным  использованием средств.

     В пределах занятий по каждому виду целесообразно различать уроки, целью которых является:

     Ознакомление  с группой;

     Изучение  нового материала программы;

     Повторение  и закрепление учебного материала;

     Уроки смешанного характера;

     Зачетные  занятия.

     От  учебных задач, присущих различным  типам занятий, зависят различный  набор средств, методическое оформление упражнений, продолжительность занятия, иногда характер нарастания и общий  объём нагрузки.

     Занятия по ОФП направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных  органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков. На этом типе занятий осуществляется разнообразное влияние на организм, проявляющееся в общем, укреплении мускулатуры, улучшении гибкости и  крепости суставов, формировании или  восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма и т.д. Уроки  имеют целью повышение достигнутого уровня общей работоспособности  или сохранение уже имеющейся.

     Содержанием урочного занятия являются:

     гимнастические  упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с  мелкими предметами) игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах.

     Спортивно-тренировочные  занятия имеют под собой цель спортивного совершенствования  в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи с этим на занятии  особое внимание уделяется повышению  уровня физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке студентов. В зависимости от периода  обучения и подготовленности занимающихся изменяются и задачи занятий. На одних  – больше внимания уделяется изучению техники (метании копья, попеременного  хода на лыжах), в других - внимание преподавателя  направляется преимущественно на усвоение основ тактики применительно  к спортивным играм.

     Как занятия по ОФП, так и по спортивной тренировки могут быть различны по своим задачам:

     Занятием  по ознакомлению с группой, начинается работа преподавателя с коллективом  студентов. На первых занятиях важно  выявить подготовленность занимающихся, их активность, организованность и  отношение друг к другу. Эти задачи разрешаются путём бесед и  выполнения специальных упражнений. Путём игр и элементов соревнования можно выявить организованность группы, умение целесообразно пользоваться полученными ранее навыками в сложной и внезапно меняющейся обстановке.

     Занятия по изучению нового материала применяются  в различных коллективах. Таковы начальные занятия в лыжном спорте, плавании, где занимающиеся впервые  знакомятся с основами техники упражнений.

     Занятия, целью которых является повторение и закрепление материала, чаще всего  используются в спортивно-тренировочной  работе, где достижение высоких показателей  невозможно без тщательной работы над  техникой. В ВУЗах эти занятия  проводятся преимущественно в конце  учебного семестра.

     Занятия смешанного характера используются в работе с различными группами. Одни упражнения на этих занятиях знакомы  занимающимся и повторяются в целях закрепления двигательных навыков и совершенствования важнейших качеств, другие – изучаются впервые.

     Зачётные  занятия проводятся для выявления  качества учебно-воспитательной работы. В обязательных рамках этих занятий  проводится сдача установленных  нормативов.

     Программой  предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования  преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом  теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью  выполнившие практический раздел учебной  программы, т.е. выполнившие все запланированные  практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются  только в условиях спортивных соревнований.

Информация о работе Формы физического воспитания студентов