Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:18, контрольная работа
Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
Введение 3
1. Физическое воспитание в ВУЗах 4
2. Задачи воспитания физической культуры у студентов 12
3. Проблемы воспитания физической культуры у студентов 18
Заключение 22
Список литературы 24
Второй круг задач состоит в более точной переориентации учебно-воспитательного процесса студентов на позиции профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы физической культуры, призванная подготовить человека к конкретной трудовой деятельности. Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 г. П.Ф.Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле». Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне физических и психических качеств человека необходимых для обеспечения его готовности к выполнению определенной деятельности, обеспечение функциональной устойчивости к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков. Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышается, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства физической культуры в период, предшествующий профессиональному обучению или совпадающий с ним по времени.
Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс, и по совпадению психофизических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией.
Достигнутый в процессе ППФП высокий уровень профессионально важных качеств позволяет во время работы длительное время поддерживать оптимальную работоспособность человека. Объясняется это повышением резервных возможностей человека и тренировкой его компенсаторных механизмов.
Следовательно, физическая культура и спорт, как ее деятельная составная часть, располагает значительными возможностями для формирования целостной, гармонически развитой, творчески активной личности в учебно-воспитательном процессе вуза. Выступает как средство культурного и социального становления будущих граждан российского общества, как средство активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, как средство воспитания их в духе взаимопомощи, с чувством ответственности и гордости за свой факультет, вуз, страну.
Проблемы
культуры и здоровья человека всегда связаны
с историческим прошлым народа, географическими,
климатическими и другими особенностями
места проживания, особенностями национального
менталитета и многими другими причинами.
Понятие «культура» родилось в Древнем
Риме как противоположность понятию «натура»,
т.е. природа. Оно обозначало «обработанное»,
«возделанное», «искусственное» в противоположность
«естественному», «первозданному», «дикому»
и применялось, прежде всего, для различения
дикорастущих растений от растений, выращиваемых
людьми. Со временем слово «культура»
стало вбирать в себя все более широкий
круг предметов, явлений, действий, общими
свойствами которых были их сверхприродный
характер, их человекотворное, а не божественное
происхождение. Соответственно и сам человек
в той мере, в какой он рассматривался
как творец себя самого, как плод преобразования
богоданного или природного материала,
попадал в сферу культуры, и она приобрела
смысл «образование», «воспитание». Не
вдаваясь в детали, вспомним, что каждое
общество имеет свою структуру, внутри
которой каждый член общества занимает
определенную позицию; причем каждый обладает
определенным уровнем культуры, определяющим
поведение людей в процессе общественного
воздействия. Иначе говоря, культура рассматривается
как личностный аспект человеческого
бытия, как процесс совпадения и гармонизации
общественного и личного. Таким образом,
каждое общество имеет свой уровень развития
культуры, который может варьироваться
в зависимости от социально-экономических
и естественных условий, поэтому одна
из главных причин застоя и деградации
во всех сферах - начиная с материального
производства и организации политической
жизни и, кончая человеческими отношениями
в быту, характером народного образования,
проведением досуга - состоит в низком
уровне культуры во всех ее аспектах -
культуры труда, культуры управления,
нравственной культуры, политической
культуры и т. д.
4. Современное
состояние и перспективы
Кардинальные общественно - экономические изменения, происходящие в стране в последние годы, требуют от специалистов с высшим образованием не только высокой профессиональной подготовки, но и высокого уровня здоровья.
Задачу сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи, оптимизацию их психофизического состояния, обеспечение физической готовности выпускников к предстоящей профессиональной деятельности в высших заведениях традиционно выполняли кафедры физического воспитания.
Однако, в настоящее время, как никогда остро ощущается необходимость защиты вузовской (государственной) системы физического воспитания студентов, ее программных положений. Все звенья этой системы получили глубокое медико - биологическое и социально - психическое обоснование, были апробированы на практике. Система физического воспитания студентов построена на принципах, учитывающих адаптационные возможности развивающегося организма, позволяющих, при соответствующем педагогическом воздействии, достигать тренировочного эффекта и всестороннего гармонического развития студентов с последовательным решением задач, определенных в программе. Видимо уже достаточно обосновано можно говорить о том, что предмет «физическая культура» в вузе содержит средства и методы, позволяющие включить в себя в равной степени как задачи по физической и функциональной подготовке, так и задачи психофизиологической направленности, и задачи по совершенствованию характерологических особенностей личности, т.е. рассматривать человека как личность. Организуя процесс физического воспитания с учетом мотивации студентов к занятиям определенным видом двигательной деятельности (виду спорта), есть реальная возможность сделать учебный процесс не только полезным, но и интересным непосредственно для студентов.
Однако, динамика и тенденция государственного и социального отношения к высшему образованию, вообще, и к физическому воспитанию студенческой молодежи в частности, переход многих высших учебных заведений на кредитно - модульную систему организации обучения заставляет уже сейчас серьезно задуматься о перспективах предмета «физическое воспитание» в вузах с позиций выживания.
Замена в учебных планах предмета физического воспитания как обязательного, на элективный курс, предусматривающий 30 часов в сетке расписания (учебные планы для медицинских вузов), на наш взгляд является игнорированием одного из главных принципов, провозглашенного государством, о сохранении и укреплении здоровья учащейся молодежи. Только за один год образовалась огромная диспропорция в объеме и формах физического воспитания в разных вузах Украины.
Все эти процессы происходят без учета мнения специалистов, более того демонстративно игнорируется мнение кафедр физического воспитания.
Путь преодоления создавшегося положения видится в следующем: поскольку есть госзаказ на специалистов определенного профиля, то государством должен еще делаться и социальный заказ на улучшение физического состояния студентов. Министерство образования и науки Украины, ведомственные министерства должны проводить политику по созданию условий для улучшения и сохранения здоровья, физической подготовленности и работоспособности студенческой молодежи. И гарантией тому должно быть создание оптимальных учебных планов, обеспечивающих определенный (социально и физиологически обоснованный) минимум двигательной активности.
Акцент на самостоятельную работу студентов предусмотренный нынешними учебными планами, не может обеспечить оптимальный уровень физического состояния студентов по ряду причин.
Во - первых, это отсутствие преемственности между школьным и вузовским физическим воспитанием. В вузы, как правило, поступают учащиеся, не имеющие каких - либо мотиваций для занятий физическим упражнениям. Это связано, в первую очередь, с плохими условиями организации занятий физической культурой в школах.
Кроме того, в вузы поступает значительное число студентов с отклонениями в состоянии здоровья. И здесь обнаруживается вопиющее противоречие между необходимостью проведения занятий оздоровительной физкультурой для таких студентов и практически полным отсутствием реальных возможностей. Ведь, если для здоровья студентов, хотя бы «гипотетически» существует возможность занятий физическим упражнениями в условиях различных клубов, то оздоровительные центры для имеющих заболевания, практически отсутствуют.
Специалисты физического воспитания твердо убеждены в том, что здоровье студентов не может быть сохранено, если предмет «физическое воспитание» предусматривается в учебных планах как элективный курс.
Кроме того, самостоятельная работа студентов нынешними учебными планами Министерства здравоохранения не подкрепляется наличием материальной и спортивной базы в большинстве вузов.
Необходимо подчеркнуть, что физическое состояние студентов не может сохраниться и улучшиться при отсутствии систематических занятий.
Недостаток нынешнего подхода к предмету «физическое воспитание» в вузе, нашедший отражение в учебных планах, состоит в невозможности, при проведении его как элективного курса, сформировать у всех студентов мотивацию к занятиям избранным видом двигательной активности в период овладения профессиональными навыками и осознание в зрелом возрасте бесспорной необходимости и пользы от занятий физическими упражнениями.
Подготовка специалистов, обладающих высоким уровнем «профессионального» здоровья, требует, в свою очередь, дальнейшего совершенствования работы кафедры, самой технологии преподавания.
На наш взгляд, на практических занятиях первых курсов преподаватели должны обучать студентов в соответствии с учебной программой , а на старших курсах - выполнять роль консультанта по ее реализации при самостоятельной работе. От студентов потребуется расширение знаний и умений (практических навыков) по проблемам самостоятельных занятий физическими упражнениями или избранным видом спорта.
Необходимо практическое овладение современным комплексом реабилитационно - восстановительных мероприятий, вопросами самоконтроля, самоанализа, самосовершенствования, т.е. всего того, что мы называем реализацией мотивации по принципу обратной связи между студентами и преподавателями. И чтобы выстроить именно такой учебный процесс по физическому воспитанию необходима помощь Министерства образования, здравоохранения, коррекция учебных планов.
Вот тогда и появится возможность выполнять требования к уровню подготовки выпускника высшей школы в области физической культуры государственного образовательного стандарта, результатом которых должно быть сознание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования ее средств и методов, что в свою очередь позволит влиять на оздоровление нации.
1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высшая школа, 1983.
2. Коц Я.М., Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.
3. Жолдак В.И., Квартальнов В.А. Менеджмент спорта и туризма. - М., 2001
4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг./Под общей ред. В.В.Столбова.-М.,Радуга,1982
5. Выдрин В.М., Джумаев А.Д. Физическая рекреация - вид физической культуры. Теория и практика физической культуры, 1987. - № 3.
Информация о работе Форма организации физического воспитания в вузе