Автор: M****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:29, реферат
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.
Введение ……………………………………………………………..2
1. Опорно-двигательный аппарат и его заболевания…………….4
1.1. Определение опорно-двигательного аппарата………………4
1.2. Причины заболевания опорно-двигательного аппарата…….7
2. Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………11
2.1. Формы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата…11
2.2. Общие упражнения для подвижности суставов………………14
2.3. Режимы двигательной активности больных при нарушениях осанки и сколиозе………………………………………………………………..16
2.4. ЛФК в комплексной реабилитации больных при нарушениях осанки и сколиозе…………………………………………………………………18
2.5. Разгрузка позвоночника……………………………………………29
Заключение ………………………………………………………………32
Список литературы ……………………………………………………..35
2. Физические
упражнения при нарушениях
2.1. Формы
борьбы с заболеваниями опорно-
Занятие
физическими упражнениями и спортом
увеличивают прочность костной
ткани, способствуют более прочному
прикреплению к костям мышечных сухожилий,
укрепляют позвоночник и
Главная функция суставов – осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.
При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.
Подсчитано,
что все мышцы человека
Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костномышечной и дыхательной.
Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного – пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными – упражнения, выполняемые полностью самим больным.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на: упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.
В методику
лечения заболеваний опорно-
Занятия проводят лучшие специалисты реабилитологи. Эффективность каждого отдельного занятия и комплекса тренировок обеспечит стойкий результат.
Кенезитерапия при сколиозах, кифозах, плоскостопии, остеохондрозе, остеопорозе.
Суставная гимнастика при артритах, артрозах и травмах.
Гимнастика «релакс» при радикулите, остеохондрозе, острых болях в позвоночнике и суставах.
Адаптивная физическая культура для улучшения обмена веществ и адаптации к физическим нагрузкам.
Коррегирующая, деторсионная гимнастика для формирования корректирующего мышечного корсета и нормализации мышечного тонуса.
Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.
Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.
Назначает
курс лечебной гимнастики лечащий врач,
а врачспециалист по лечебной физкультуре
(ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры
проводит инструктор, в особо сложных
случаях врач по ЛФК. Применение лечебной
гимнастики, повышая эффективность комплексной
терапии больных, ускоряет сроки выздоровления
и предупреждает дальнейшее прогрессирование
заболевания. Самостоятельно начинать
занятия по ЛФК не следует, так как это
может привести к ухудшению состояния,
методика занятий лечебной гимнастикой,
назначенная врачом, должна строго соблюдаться.
2.2. Общие
упражнения для подвижности
Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:
Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.
Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.
Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.
Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).
Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.
Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.
Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.
Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.
Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.
Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).
Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.
Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.
Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях.
Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.
Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается.
Постоянное
применение специально подобранных
упражнений поможет сохранить правильную
и красивую осанку на долгие годы.
2.3. Режимы
двигательной активности
Физическая реабилитация сколиотических больных проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.
Режим дня у пациентов со сколиозом состоит из лечебных мероприятий в соответствии с медицинскими требованиями учебных занятий, сна, бодрствования, приема пищи развлечений. Дети спят на ортопедической постели или на постели с деревянным или металлическим щитом. Во время дневного отдыха, учебных занятий и лечебных процедур ребенок должен лежать преимущественно на спине или животе на невысокой подушке. Весь комплекс восстановительных мероприятий проводится по трем режимам двигательной активности. Режим щадящий (РД1) назначается при прогрессирующих сколиозах I — II степени, некомпенсированном сколиозе, сколиозе IV степени, состояниях после хирургических вмешательств, а также кратковременно всем больным в периоде акклиматизации, реабилитационные мероприятия у пациентов с РДI включают ношение функционального кольта. Для удобства дневного и ночного сна в корсете изготавливают гипсовую кроватку или полукроватку с учетом корсета. Корсет снимают время приема лечебных процедур. Режим щадяще-тренирующий (РДII) назначают пациентам с не прогрессирующими, компенсированными II—III степенями сколиоза. Этот режим исключает нагрузки на позвоночник, связанные с длительным сидением, бегом, прыжками, физическими работами. В ношении корсета у детей с РДII, как правило, необходимости нет. Режим тренирующий (РДIII) применяют детям с I степенью не прогрессирующего сколиоза. Комплекс реабилитационных мероприятий у них включает дозированную нагрузку, элементы спортивных игр, ближний туризм и др.
Рациональное
питание пациентов строится на соблюдении
физиологических соотношений
2.4. ЛФК
в комплексной реабилитации
Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки и сколиозах принадлежит ЛФК. Клиникофизиологическим обоснованием к применению средств ЛФК в комплексной реабилитации больных сколиозом является связь условий формирования и развития костносвязочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При неполной коррекции ЛФК обеспечивает стабилизацию позвоночника и препятствует прогрессированию болезни. Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.
Специальными
являются упражнения, направленные на
коррекцию патологической деформации
позвоночника — корригирующие упражнения.
Они могут быть симметричными, асимметричными,
деторсионными. Неравномерная тренировка
мышц при выполнении симметричных упражнений
способствует укреплению ослабленных
мышц на стороне выпуклости искривления
и уменьшению мышечных контрактур на стороне
вогнутости искривления, что непосредственно
приводит к нормализации тяги позвоночного
столба.
2.4.1. ЛФК
для укрепления мышечного
При выборе упражнений для укрепления мышечного корсета необходимо учитывать исходное состояние мышц, индивидуальные особенности осанки, а также степень нарушения осанки. «Накачивать» и без того сильные и тем более перенапряженные группы мышц не только бессмысленно, но и вредно. В зависимости от характера нарушений осанки следует обратить особое внимание на тренировку ослабленных мышц.
Примеры упражнений для мышц спины, верхней части спины и плечевого пояса. Укреплять эти мышцы необходимо при усиленном грудном кифозе и крыловидных лопатках.
Информация о работе Физкультура для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата