Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:38, реферат
Проблема разработки системы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету "физическая культура".
Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода
Канд.биол.н.
Л.Л. Головина, канд.пед.н.
Ю.А. Копылов,
канд.пед.н. И.Н. Столяк,
М.Э Шадзевская,
Российская государственная
академия физической
культуры, Москва;
Институт возрастной
физиологии РАО, Москва
Проблема разработки системы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету "физическая культура".
В этой связи приобретает решающее значение знание личностных характеристик школьников разного возраста, которые, как показали исследования [6], определяют эффективность учебно-педагогического процесса в области физической культуры [4].
Таким образом, можно предположить, что разработка образовательной программы по физической культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.
Целью настоящего исследования было выявление новых подходов к воспитанию младших школьников по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода.
Были использованы
следующие методы исследования. Оценка
владения знаниями по физической культуре,
представленными в
Оценка уровня двигательной подготовленности проведена на основе тестирования трех двигательных качеств - быстроты (бег на 30 м), силы (подтягивание на перекладине) и гибкости (наклон вперед из положения сидя). Все результаты оценивались по пятибалльной системе согласно данным, представленным в комплексной программе физического воспитания учащихся начальной школы [2].
Исследован уровень сформированности культуры движений школьников. Техника упражнений на точность выполнения основных положений рук, ног, туловища, бросков малого мяча в цель, лазанья по гимнастической стенке, ходьбы по гимнастической скамейке оценивалась по пятибалльной системе, и высчитывался средний балл.
Тестирование уровня сформированности культурологических стремлений и социально значимых качеств личности осуществлялось методом анкетирования [5]. Испытуемые оценивали свое отношение к вопросам по пятибалльной системе.
Экспериментальная часть исследования проведена на базе общеобразовательных школ №№ 112 и 131 г. Москвы. В проведении педагогического эксперимента участвовали 208 учащихся 1 - 3-х классов.
Сформированы
контрольная и
Отбор технологий личностно ориентированного воспитания по физической культуре осуществлялся на основе компонентов личностно ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы [1].
Цель личностно
ориентированного воспитания по физической
культуре - формирование личности учащихся
общеобразовательной школы
Разработано содержание личностно ориентированного воспитания по физической культуре учащихся начальной школы. Основа содержания - двигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физической культуре. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.
Содержание состоит из пяти главных разделов:
Основные правила выполнения: дыхательной гимнастики; упражнений системы Хатха-йога, упражнений для профилактики нарушений осанки, упражнений для профилактики нарушений зрения, упражнений для предупреждения простудных заболеваний, упражнений для регуляции эмоциональной сферы; подвижных игр.
Формирование двигательных качеств: силы мышц (выполнение общеразвивающих упражнений, упражнений с предметами, подвижных игр на развитие силы); быстроты движений (метания малых мячей в цель и на дальность, бег на короткие дистанции до 20 м, выполнение общеразвивающих упражнений на скорость); общей (аэробной) выносливости (подвижные игры на выносливость, бег на дистанции до 1 км, элементы спортивных игр); ловкости (лазанье по гимнастической стенке и скамейке, выполнение поз системы хахта-йога, подвижные игры с мячом); гибкости (выполнение поз системы Хатха-йога).
Реализация культурологических стремлений в соответствии с индивидуально-групповыми показателями их сформированности у школьников: нравственных стремлений, психорегулятивных стремлений, телеснорегулятивных стремлений, эстетических стремлений, познавательных стремлений.
Проведен множественный корреляционный анализ между культурологическими стремлениями личности (телеснорегулятивные, познавательные, желание приносить пользу, трудолюбие, целеустремленность) и успешностью овладения учебным материалом по общеобразовательным предметам. Наиболее тесно связаны с успеваемостью школьников такие показатели личности, как телеснорегулятивные стремления (r = 0,36), целеустремленность (r = 0,34) и желание приносить пользу (r = 0,32).
Полученные в начале педагогического эксперимента данные показали отсутствие различий между исследованными средними показателями в двух группах, что послужило поводом для их дальнейшего сравнения в процессе использования разных педагогических воздействий. На основании исходного тестирования был разработан "портрет младшего школьника". Это позволило формировать учебный процесс в соответствии с принципом личностно ориентированного воспитания по физической культуре. Иллюстрированный уровень подготовленности школьников по различным разделам личностно ориентированной программы воспитания по физической культуре позволяет ориентировать учителя физической культуры при планировании на те показатели, по которым имеются отставания; составлять учебные планы в соответствии с принципом "опоры на ведущие показатели личности", что являлось одним из приоритетных направлений представленного исследования личностно ориентированного воспитания по физической культуре; отслеживать изменения, происходящие в исследованных показателях на протяжении различных временных отрезков, и вносить коррективы в составление учебных планов. По окончании педагогического эксперимента проведено итоговое тестирование учащихся контрольной и экспериментальной групп.
У мальчиков (табл.
1) экспериментальной группы зарегистрированы
уровни исследованных показателей,
статистически достоверно (Р < 0,05 -
0,001) превышающие аналогичные
Таблица
1.
Итоговые показатели
подготовленности по
физической культуре
мальчиков 1-го класса
контрольной и экспериментальной
групп, баллы
|
Итоговое тестирование в группах девочек показало практически аналогичную картину, выявленную в группах мальчиков (табл. 2). Так же, как и у мальчиков, отмечено достоверное (Р меньше 0,05 : 0,01) превышение исследованных показателей, за исключением уровня сформированности социально значимых качеств личности.
Таблица
2.
Итоговые показатели
подготовленности по
физической культуре
девочек 1-го класса
контрольной и экспериментальной
групп, баллы
|
Как свидетельствуют
статистические исследования, итоговый
"портрет младшего школьника"
(данные мальчиков и девочек
Существенное значение для теории и практики физической культуры имеет скорость изменения показателей личностно ориентированного воспитания по физической культуре (градиент). Выявлено, что градиент изменения разных показателей различается. Наибольшие изменения приходятся на культуру движений. Затем (в порядке убывания) следуют: двигательная подготовленность, знания по физической культуре, культурологические стремления, социально значимые качества личности.