Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20
2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы…………………………………………………………………………...57
Список литературы………………………………………………………………58
Курсовая работа
Физическая реабилитация детей
6-8 лет с задержкой психического развития
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...
2.1. Организация исследования.………………….………………….…
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Актуальность
На современном этапе в России наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают дети с задержкой психического развития. Учеными [6] доказано, что у детей данной категории наблюдаются нарушения познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости. По данным медицинской статистики количество здоровых детей с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к школьной нагрузке. У них наблюдается длительная соматическая недостаточность различного происхождения, тяжелые соматические заболевания (многочисленные пневмонии, ангины и др.).
Деятельность специальных дошкольных учреждений в современных условиях невозможна без основанной на результатах комплексной диагностики квалифицированной и взаимосвязанной коррекционно-реабилитационной помощи детям с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. В этой святи, важным этапом совершенствования коррекционно-реабилитационного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей данной категории является использование в практике работы средств физической реабилитации [13].
Изучение опыта работы специальных дошкольных учреждений, анализ литературных источников позволил сделать вывод о значительных недостатках в организации и содержании физреабилитацийного процесса.
Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.
Объект исследования: процесс физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специальных дошкольных учреждений.
Предмет исследования: коррекционно-реабилитационная направленность средств физической реабилитации.
Гипотеза исследования. Разработка комплексной программы физической реабилитации, включающей определение общих и коррекционных задач, средств физической реабилитации, которые будут способствовать улучшению состояния здоровья и коррекции недостатков в психофизическом развитии детей с ЗПР в возрасте 6-8 лет.
Задачи исследования:
Выявить отклонения в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей с ЗПР в возрасте 6-8 лет.
Определить средства физической реабилитации, направленные на улучшение соматического состояния и коррекцию вторичных недостатков в психофизическом развитии детей с ЗПР.
Использовать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста (6-8 лет) с задержкой психического развития.
Практическое значение исследования заключается в разработке и использовании комплексной программы физической реабилитации с учетом соматических и психофизических особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР.
Экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное учреждение для детей и подростков с ограниченными возможностями «Реабиллитационный центр «Преодоление» г. Череповца.
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования
1.1 Сущность и содержание понятия задержка психического развития
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и получила особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных отраслей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое количество детей, испытывающих трудности в обучении.
Комплексное клинико-психолого-
Дети с задержкой психического развития описываются в литературе [4] как особая группа, имеющая такие особенности интеллекта и личности, которые не позволяют им своевременно и качественно осваивать элементарные знания.
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики, которая выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью [1]. Понятие «задержка психического развития» употребляется применительно к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. У них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Такие дети отличаются, как дети с недостаточными способностями к обучению.
Для задержки психического развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранившиеся [2].
Патологической сущностью ЗПР является воздействие целого ряда патологических факторов перинатального, натального и постнатального периода [8]. Анализ электрофизиологических данных свидетельствует о наличии органических поражений мозга почти у всех детей с ЗПР. В большинстве случаев при ЗПР оказывается сочетание органических повреждений в виде энцефалопатических расстройств и недостаточности отдельных психических функций с признаками общего психического недоразвития [16].
Исследователи [12] указывают на вариабельность проявления задержки психического развития. В литературе, посвященной изучению детей с ЗПР, отмечается отставание в развитии познавательных процессов, нарушение функции активного внимания, общая неорганизованность деятельности, преобладание игровых мотивов и малой способности к волевому усилию, недостаточность общего запаса знаний, ограниченности представлений, слабая работоспособность [15].
Среди различных классификаций ЗПР распространенными являются классификация К.С. Лебединской [1], разработанная на основе этиопатогенетического подхода, в соответствии, с которым различают 4 основных варианта ЗПР:
1.Задержка психического развития конституционального происхождения.
2. Задержка психического развития соматогенного.
3. Задержка психического развития психогенного генеза.
4. Задержка церебрально-органического генеза.
Характеризуя в целом детей с ЗПР, следует отметить неравномерность нарушений различных психических функций [19]. Функции, которые интенсивно развиваются в более ранние периоды, страдают сильнее, чем функции, формирование которых происходит позднее [7]. Для детей с ЗПР одним из частых проявлений является синдром дефицита внимания с гиперактивностью [14].
Рассматривая деятельность детей с ЗПР в аспекте проблем, следует отметить исследования, проведенные под руководством В.И. Лубовского [22], в которых указывается, что дети с ЗПР испытывают трудности в произвольной организации деятельности, не умеют выполнять инструкции воспитателя, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Дошкольники с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их снижается, а иногда они вообще отказываются выполнять начатую работу. В.И. Лубовский [22] отмечено, что недостаточная работоспособность и повышенная утомляемость в сочетании с низким уровнем познавательной активности приводят к тому, что любой новый вид работы, или необходимость изменения образа действия вызывает затруднения. В состоянии утомления работоспособность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные необдуманные действия. Пониженная работоспособность детей с ЗПР в процессе учебной деятельности связана с недостаточным уровнем активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.
1.2 Классификация форм задержки психического развития
Важным направлением в исследовании проблемы является клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР. Существующая в настоящее время классификация типов ЗПР, разработанная К.С. Лебединской [1], отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическим принципам: конституционного происхождения, соматогенного происхождения, церебрально-органического происхождения, психогенного происхождения (при патологическом формировании личности).
Каждому из этих вариантов присущи как специфические особенности инфантилизма, так и разный прогностически значимый характер недостаточности познавательной деятельности. Они могут быть осложнены многими признаками - соматическими, энцефалопатическими, неврологическими , и иметь свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушения познавательной деятельности, свою этиологию.
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм).
При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. Это обусловлено замедленным темпом развития структур левого полушария, в первую очередь лобной и теменной областей, а также внутриполушарных и межполушарных связей. Вследствие этого у ребенка ослаблен контроль и регуляция деятельности.
Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов. Для таких детей характерна «детскость моторики» -- суетливость, порывистость, недостаточная координированность движений. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию. В структуре нарушения на первый план выступает эмоционально-личностная незрелость.
Задержка психического развития соматогенного генеза.
Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями -- сердца, почек, эндокринной системы и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью, не позволяет ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития. Отставание в развитии связано с регуляторной незрелостью и снижением общего психического тонуса.
Задержка психического развития психогенного генеза.
При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.
Информация о работе Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития