Физическая подготовленность в избранном виде спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2012 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Представив общую структуру подготовленности спортсменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).

Работа содержит 1 файл

физ.ра.контрольная.docx

— 22.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Смоленский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Смоленский филиал РГТЭУ

Контрольная работа

    

по дисциплине: _______________________________________

                       на тему:  _____________________________________________

                        ______________________________________________________

 

 

 

                                                             

 

   Выполнил студент___________группы

______________________________

                    (Ф.И.О.)

______________________________

(подпись)                                                                                                                                          

      Проверил:________________________

(должность, ученая степень)

 

__________________________

(Ф.И.О.)

__________________________

(Оценка)                   

__________________________

                     (подпись)

__________________________

                      (Дата)

                                    

Регистрационный номер__________

_______________________________

 

 

 

 

 

Смоленск, 2012

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

           Представив общую структуру подготовленности  спортсменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА

 

         Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную. Связующее звено между ними — вспомогательная подготовленность.

        Общая физическая подготовленность  предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I— II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в  течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100,2000 м - женщины, 3000 м - мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).

        Однако по ряду видов спорта  общий уровень программных требований ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов, специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.

        Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет  необходимые повышенные требования  к развитию определенных физических качеств в данном виде спорта или системе физических упражнений, а с другой — служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.

         Так, для спортивной специализации  в лыжных гонках недостаточны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный период подготовки может быть введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный тест, например в беге на 5—10 км с соответствующими требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревновательным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км).

  Специальная  физическая подготовленность характеризует  уровень развития именно тех  физических качеств, возможностей  органов и функциональных систем  организма, с которыми непосредственно  связаны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения.

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА

 

          На содержание технической подготовки в каждом виде спорта  влияют любые изменения спорта  в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря и т.д. В структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.

            К базовым относятся движения  и действия, составляющие основы  технической оснащенности данного  вида спорта, без которых невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения — обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.

Дополнительные  движения и действия — это второстепенные элементы движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индвидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески поддерживается тренером-преподавателем.

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

Для одних видов  спорта большее значение имеет стабильность техники, для других — ее вариативность, для третьих — экономичность техники, для четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие.

1. Достичь высокой  стабильности и вариативности  специализированных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта.

2. Последовательно  превращать освоенные основы  техники в целесообразные и эффективные соревновательные действия.

3. Усовершенствовать  структуру двигательных действий  с учетом индивидуальных особенностей  спортсмена.

4. Повысить надежность  и результативность техники действий  спортсмена в экстремальных соревновательных  ситуациях.

5. Совершенствовать  техническое мастерство спортсменов  исходя из требований спортивной  практики и достижений научно-технического прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования.

 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА

 

Активность тактических  действий спортсмена — важный показатель спортивного мастерства. Спортсмен  высокой квалификации должен уметь  навязывать сопернику свою волю, оказывать  на него постоянное психологическое  давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства.

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его  физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера.

Структура тактической  подготовленности определяется характером стратегических задач, диктующих основные направления спортивной борьбы. Эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, студенческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае приходится учитывать такие особенности конкретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщиков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-тактические возможности, а также возможности своих партнеров.

 

ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ВЫБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА

 

В структуре психической  подготовленности спортсменов следует  выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных  видов спорта накладывает отпечаток  на требования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог А.Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, - целеустремленность.

В структуре специальной  психической подготовленности следует  выделять:

1. устойчивость  спортсмена к стрессовым ситуациям  тренировочной и особенно соревновательной деятельности;

2. степень совершенства  кинестетических и визуальных  восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

3. способность к  психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной  координации;

4. способность воспринимать, организовать и перерабатывать  информацию в условиях дефицита времени;

5. совершенство  пространственно-временного восприятия  как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;

6 способность к  формированию в структурах головного  мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Специфика различных  видов спорта и особенности отдельных  дисциплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на требования к психике каждого спортсмена, а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый

занимающийся должен знать о структуре специальной  психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

 


Информация о работе Физическая подготовленность в избранном виде спорта