Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:51, реферат
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическая культура
– органическая часть общечеловеческой
культуры, её особая самостоятельная
область. Вместе с тем - это специфический
процесс и результат
В своей основе физическая культура имеет
целесообразную двигательную деятельность
в форме физических упражнений, позволяющих
эффективно формировать необходимые умения
и навыки, физические способности, оптимизировать
состояние здоровья и работоспособность.
Результатом деятельности в физической
культуре является физическая подготовленность
и степень совершенства двигательных
умений и навыков, высокий уровень развития
жизненных сил, спортивные достижения,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное
развитие.
Физическую культуру следует рассматривать
как особый род культурной деятельности,
результаты которой полезны для общества
и личности. В социальной жизни в системе
образования, воспитания, в сфере организации
труда, повседневного быта, здорового
отдыха физическая культура проявляет
свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и
общекультурное значение, способствует
возникновению такого социального течения,
как физкультурное движение, т.е. совместная
деятельность людей по использованию,
распространению и приумножению ценностей
физической культуры.
Итак, физическая культура – вид культуры
общества, специфический результат деятельности,
средство и способ физического совершенствования
людей и практического выполнения ими
социальных обязанностей в обществе.
Являясь по своей сути человековедческой
дисциплиной, физическая
культура направлена на то, чтобы развить
целостную личность. Гармонизировать
её духовные и физические силы, активизировать
готовность полноценно реализовать свои
сущностные силы в здоровом и продуктивном
стиле жизни, профессиональной деятельности,
в самопостроении необходимой социокультурной
комфортной среды, являющейся неотъемлемым
элементом образовательного пространства
вуза. Гуманитаризация образования в сфере
физической культуры означает его очеловечивание,
выдвижение личности студента в качестве
главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно
охватывает такие свойства и ориентации
личности, которые позволяют ей развиваться
в единстве с культурой общества, достигать
гармонии знаний и творческого действия,
чувств и общения, физического и духовного,
разрешать противоречия между природой
и производством, трудом и отдыхом, физическим
и духовным. Достижение личностью такой
гармонии обеспечивает ей социальную
устойчивость, продуктивную включенность
в жизнь и труд, создает ей психический
комфорт.
Владея и активно используя разнообразные
физические упражнения,
человек улучшает свое физическое состояние
и подготовленность, физически совершенствуется.
Физическое совершенство отражает такую
степень физических возможностей личности,
её пластической свободы, которые
позволяют ей наиболее полно реализовать
свои сущностные силы, успешно принимать
участие в необходимых обществу и желательных
для неё видах социально-трудовой деятельности,
усиливают её адаптивные возможности
и рост на этой основе социальной отдачи.
Степень физического совершенства определяется
тем, насколько прочную основу оно представляет
для дальнейшего развития, в какой мере
оно «открыто» новым качественным изменениям
и создает условия для перевода личности
в иное, более совершенное качество.
Физическое совершенствование правомерно
рассматривать как динамическое состояние,
характеризующее стремление личности
к целостному развитию посредством избранного
вида спорта или физкультурно-спортивной
деятельности. Тем самым обеспечивается
выбор средств, наиболее полно соответствующий
её морфофункциональным и социально-психологическим
особенностям, раскрытию и развитию с
её индивидуальности. Вот почему
физическое совершенство является не
просто желаемым качеством будущего специалиста,
а необходимым элементом его личностной
структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность,
в которую включаются студенты, один их
эффективных механизмов слияния общественных
и личных интересов, формирования общественно
необходимых индивидуальных потребностей.
Её специфическим ядром являются отношения,
развивающие физическую и духовную сферу
личности, обогащающие её нормами, идеалами,
ценностными ориентациями. При этом происходит
превращение социального опыта в свойства
личности и превращение её сущностных
сил во внешний результат. Целостный характер
такой деятельности делает её мощным средством
повышения социальной активности личности.
Физическая культура личности – вид культуры
личности, результат реализации социальной
программы физического развития, выступающей
как средство и способ выполнения человеком
социальных обязанностей.
Физическая культура личности проявляет
себя в трех основных направлениях. Во-первых,
определяет способность к саморазвитию,
отражает направленность личности «на
себя», что обусловлено её социальным
и духовным опытом, обеспечивает её стремление
к творчеству, «самостроительству», самосовершенствованию.
Во-вторых, физическая культура – основа
самодеятельного, инициативного самовыражения
будущего специалиста, проявление творчества
в использовании средств физической культуры,
направленных на предмет и процесс его
профессионального труда. В-третьих, она
отражает творчество личности, направленное
на отношения, возникающие в процессе
физкультурно-спортивной, общественной
и профессиональной деятельности, т.е.
«на других». Чем богаче и шире круг связей
личности в этой деятельности, тем богаче
становится пространство её субъективных
проявлений.
Профессиональная направленность физической
культуры личности – это
основа, объединяющая все остальные её
компоненты. Критериями, по которым можно
судить сформированности физической культуры
личности, выступают объективные и субъективные
показатели. Опираясь на них, можно выявить
существенные свойства и меру проявления
физической культуры в деятельности, К
ним относятся:
степень сформированности потребности
в физической культуре и способы её удовлетворения;
интенсивность участия в физкультурно-спортивной
деятельности (затрачиваемое время, регулярность);
характер сложности и творческий уровень
этой деятельности;
выраженность эмоционально-волевых и
нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной
деятельности (самостоятельность, настойчивость,
целеустремленность, самообладание, коллективизм,
патриотизм, трудолюбие, ответственность,
дисциплинированность);
степень удовлетворенности и отношение
к выполняемой деятельности;
проявление самодеятельности, самоорганизации,
самообразования, самовоспитания и самосовершенствования
в физической культуре;
уровень физического совершенства и отношение
к нему;
владение средствами, методами, умениями
и навыками, необходимыми для физического
совершенствования;
системность, глубина и гибкость усвоения
научно-практических знаний по физической
культуре для творческого использования
в практике физкультурно-спортивной деятельности;
широта диапазона и регулярность использования
знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной
деятельности в организации здорового
стиля жизни, в учебной и профессиональной
деятельности.
Таким образом, о сформированности физической
культуры личности
можно судить по тому, как и в какой конкретной
форме, проявляются личностные отношения
к физической культуре, её ценностям. Сложная
система потребностей личности, её способностей
предстает здесь как мера освоения физической
культуры общества и мера творческого