Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:45, реферат
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях.
Спорт – игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества.
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.
Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.
Итак, спорт как соревновательная,
а также тренировочная
Наряду с направленностью к высшим достижениям существенными особенностями спорта являются:
1) постоянное присутствие
2) максимальные требования не только к физическим, по и к духовным качествам спортсмена;
3) творческий, поисковый характер
деятельности спортсмена в
4) универсальность «языка спорта»
5) зрелищность многих видов
6) система прогрессирующего
Изучение спорта с разных сторон
(в разных аспектах) позволило ученым
установить огромное число его функций
(более 110). Вот насколько спорт
многогранен! Например, у спорта выявлены
в преобразовательном аспекте подготовительная,
воспитательная, оздоровительная и
образовательная функции, в коммуникативном
(связующем) аспекте функции общения,
обмена опытом, международного сотрудничества,
в психологическом аспекте
Многогранность спорта как социального явления сопровождается многообразием видов двигательной деятельности в нем. Различают множество видов спорта. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы (техникой и тактикой), своими правилами. Так, например, в нашей и стране культивируется около 150 видов спорта.
Виды спорта, получившие международное распространение по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности спортсмена можно подразделить на следующие пять групп (Г.С. Решетников,1977):
1) виды спорта, для которых характерна
активная двигательная
2) виды спорта, где успех зависит
от степени мастерства в
3) виды спорта, где успех зависит от точных действий, связанных с поражением целей (например, стрельба из пистолета, лука и т. п.);
4) виды спорта, где основой успеха
служит модельно-
5) виды спорта с ограниченной
подвижностью, где основа успеха
— теоретическая
Отметим, что у видов спорта абсолютно разный исторический возраст и разное происхождение. Истоком таких «древних» видов спорта как, например, легкая атлетика, борьба, являются трудовые и боевые действия. Кстати, трудовая практика и военное дело влияют и на формирование некоторых современных видов спорта профессионально прикладной направленности (например, пожарно-прикладной, радиоспорт, автоспорт и т. п.). В последнее столетие формирование новых видов спорта происходит на базе самого спорта и двух других форм культуры — материальной и духовной. Так возникли, например, в свое время баскетбол, велобол, воднолыжный спорт, серфинг, прыжки на батуте, спортивные танцы на льду, художественная гимнастика, фристайл и многие другие. Особо подчеркнем, что независимо от своего исторического возраста и происхождения любой вид спорта может быть использован в качестве действенного фактора направленного развития тех или иных психофизических способностей человека.
Из рассмотренного можно сделать следующий вывод: спорт — это социальный феномен культуры, имеющий колоссальное воспитательное значение для человека.
Выполнение спортом различных социальных функций определяет существование различных сфер спортивного движения. Это, прежде всего такие сферы, как массовый (базовый) спорт и спорт высших достижений (большой спорт), любительский и профессиональный спорт.
Массовый спорт дает возможность
миллионам людей
Цель занятий различными видами
массового спорта — укрепить здоровье,
улучшить физическое развитие, подготовленность
и активно отдохнуть. Это связано
с решением ряда частных задач, повысить
функциональные возможности отдельных
систем организма, скорректировать
физическое развитие и телосложение,
повысить общую и профессиональную
работоспособность, овладеть жизненно
необходимыми умениями и навыками,
приятно и полезно провести досуг,
достичь физического
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных
вузах страны в сфере массового
спорта регулярными тренировками во
внеурочное время занимаются от 10 до
25% студентов. Ныне действующая программа
по учебной дисциплине «Физическая
культура» для студентов высших
учебных заведений позволяет
практически каждому здоровому
студенту и студентке любого вуза
приобщиться к массовому
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.
Цель большого спорта принципиально
отличается от цели массового. Это достижение
максимально возможных
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира и лидерство на Олимпийских играх.
Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.
Для выполнения поставленной цепи в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.
Любительский спорт — это сфера, в которой человек занимается спортивной деятельностью параллельно с другими видами своей деятельности (учебой, работой, службой в армии и т. д.), т. е. спорт в этом случае не профессия.
Профессиональный спорт — это
сфера в которой двигательная
спортивная деятельность, для человека
является основным родом занятий, т.
е. его профессией. В основе этой
сферы лежит коммерческая деятельность,
предусматривающая
Кто же может считаться спортсменом? Спортсмен (от английского sportsmen — человек спорта; честный, порядочный человек) — это человек, который систематически занимается избранным видом спорта и регулярно принимает участие в спортивных соревнованиях. Спортсмен высокого класса — это спортсмен, выступающий на крупнейших национальных и международных соревнованиях и имеющий спортивное звание не ниже звания мастера спорта.
Спортивные звания и разряды
регламентируются разработанной и
периодически (каждые четыре года) пересматриваемой
Единой всероссийской спортивной классификацией.
Она представляет собой сборник
нормативов и требований более чем
по 110 видам спорта, выполнение которых
спортсменом позволяет
Практикуется система
Показатели разрядных
Единая всероссийская
Возрастные особенности
Организационные особенности студенческого спорта.
1) доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);
2) возможность заниматься
3) возможность систематически
Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.
Как правило, в вузе, обучающем 3500—5000 студентов практикуется 25-30 видов спорта и занятий различными системами физических упражнений.
В зависимости от климатических
условий, месторасположения вуза, возможностей
его материально-технической