Физическая культура в ВУЗе

Автор: Елена Петрова, 05 Декабря 2010 в 21:15, реферат

Описание работы

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Содержание

1. Что такое физкультура и спорт?..............................................................3
2. Направления использования средств физической культуры и спорта…………………………………………………………………………………5
3. Формы физического воспитания студентов …………………………...7
4. Программное построение курса физического воспитания…………...8
5. Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы………………………………………………………………………………...9
6. Физкультурно-спортивные клубы……………………………………...9
7. Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки….12
8. Спортивные секции…………………………………………………….17
9. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях………………………………………………………………..19
10. Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе…………...23
11. Литература……………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     6. Физкультурно-спортивные клубы 

     Физкультурно-спортивные клубы (ФСК) создаются при спортивном клубе вуза и решают следующие задачи: вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а также членов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверждение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФСК осуществляют также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни в высшем учебном заведении.

     Создание  ФСК оформляется постановлением правления спортивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желающие заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.

     Работа  ФСК строится на основе добровольности, самодеятельности, широкой творческой инициативы физкультурной общественности, выборности руководящих органов клуба, их отчетности перед членами клуба и правлением спортивного клуба вуза. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, основанная на принципиальности и дисциплине.

     Высшим  органом физкультурно-спортивного  клуба является общее собрание его  членов, на котором открытым голосованием сроком на два года избирается совет клуба, осуществляющий непосредственное руководство его работой. Главным пропуском в клуб является интерес к тому или иному виду физических упражнений, виду спорта.

     По  решению членов клуба, особенно аспирантов, преподавателей, сотрудников и членов их семей, при клубах могут создаваться абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости.

     Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки

     В дополнение к физкультурно-спортивным клубам или в тех вузах, где нет условий для их организации, при спортивном клубе вуза создаются физкультурно-оздоровительные группы трех видов: группы здоровья, группы общей физической подготовки (ОФП) и группы специальной физической подготовки (СФП).

     Организация, направленность и содержание занятий  этих групп значительно различаются.

     К группам здоровья относятся группы утренней гигиенической гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстановительной) гимнастики и лечебной гимнастики.

     Группы  общей физической подготовки (ОФП) и ГТО организуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и физической подготовленности.

     Занятия в этих группах  2—3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или среднее физкультурное образование, а также общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.

     Занятия проводятся с широким использованием разнообразных средств физического воспитания и включают виды легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнастики, входящие в комплекс ГТО, а также общеразвивающие физические упражнения, бег на коньках, подвижные и спортивные игры и др. Реализация программы занятий может осуществляться последовательно, когда занятия одним видом физических упражнений через некоторое время сменяются другим видом, или комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. Практический опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны. С помощью целесообразно подобранных для каждого занятия упражнений и применения соревновательно-игрового метода можно повысить эмоциональность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.

     Наряду  с разнообразными упражнениями в  процессе занятий можно большее  внимание уделять совершенствованию  в каком-либо одном виде спорта с  учетом интересов и пожеланий  занимающихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спортом.

     Занятия групп ОФП и ГТО рекомендуется  проводятся преимущественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здоровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.

     Для определения эффективности занятий  применяются функциональные пробы, дающие представление об уровне работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропометрические индексы, показывающие изменения в физическом развитии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характеризующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др.

     В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалистам, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, имеющим специальную курсовую подготовку и являющимся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше. 

     7. Спортивные секции 

     Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.

     Во  многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.

     Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

     Занятия проводят специалисты по физическому  воспитанию, имеющие высшее или среднее  физкультурное образование. Для  проведения занятий с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются  тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда.

     Одним из показателей эффективности занятий  в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.

     Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях

     Основным  принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к  учебно-воспитательному процессу. Его  сущность заключается в том, что  учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

     Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими  основами физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.

     Занятия организуются по циклам, каждый из которых  по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

     Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе  создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования  и специальное. Каждое отделение  имеет особенности комплектования специфические задачи.

     Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

     Первым  критерием распределения студентов  по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

     Вторым  критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и  нормативам программы по физическому воспитанию.

     В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности, на подготовительное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.

     Распределение по учебным группам этого отделения  проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный  состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

     В подготовительном учебном отделении  учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них  интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

     В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств  и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

     Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического  воспитания, на формирование у студентов  сознания и  убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической культурой и спортом.

     Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие  контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в  соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

     На  специальное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в  специальную медицинскую группу.

     Учебные группы этого отделения комплектуются  с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

     Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении  преимущественно направлен на:

    • укрепление здоровья,
    • закаливание организма,
    • повышение уровня физической работоспособности;
    • возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
    • ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
    • приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Информация о работе Физическая культура в ВУЗе