Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:33, контрольная работа
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.
разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает
(вплоть до
полного удовлетворения
работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной
мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления
кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть
потребляемого кислорода используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и
углеводов. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности
углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит
к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на
деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы
восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных
забегов и проплывов, предусматривается специальное питание растворами сахара,
глюкозы, соками. Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью
циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким
завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую
координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера).
Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной
силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого
уровня функциональной готовности систем организма в целом.
К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но
и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы
(режим труда,
сна, питания, санитарно-
оздоровительных сил ,природы способствует укреплению и активизации защитных
сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических
систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и, лиственной
работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных
привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.
Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной
учебной деятельности
снимают нервно-психические
мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную
устойчивость
организма при напряженной
3. 2.2. Факторы, влияющие на здоровье
Эксперты ВОЗ в 80-х годах нашего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:
· генетические факторы — 15-20%;
· состояние окружающей среды — 20-25%;
· медицинское обеспечение — 10-15%;
· условия и образ жизни людей — 50-55%.
Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом.
Таблица 2
Факторы, влияющие на здоровье человека
Сфера влияния факторов |
Факторы | |||
Укрепляющие здоровье |
Ухудшающие здоровье |
|||
Генетические |
Здоровая наследственность.
Отсутствие морфофункциональнях |
Наследственные
заболевания и нарушения. Наследственная
предрасположенность к |
||
Состояние окружающей среды |
Хорошие бытовые и производственные условия, экологически благоприятная среда обитания. |
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, экологически не благоприятная среда обитания | ||
Медицинское обеспечение |
Медицинский скрининг,
высокий уровень |
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, не качественное медицинское обслуживание. | ||
Условия и образ жизни |
Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. |
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологической образованности. | ||
2.2. Рациональное питание
Питание - процесс потребления и утилизации пищи для роста, восстановления и жизнедеятельности организма.
Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне. Существует сложная взаимосвязь и взаимозависимость между веществами, поступающими в организм с пищей. Например, для строительства костей и поддержания их жизнедеятельности необходим кальций. В свою очередь кальций может усваиваться в организме только в присутствии витамина Д. Чтобы кальций выполнял свою функцию требуется фосфор и магний, которые способны действовать только в присутствии меди и цинка.
Потребности человека
в питательных веществах
Важно иметь в виду, что нет хороших или плохих пищевых продуктов. Все они в различной степени обладают питательной ценностью. Не существует и идеальной пищи. Важно не то, что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каком сочетании съедаем те или иные продукты. Правильное питание позволяет организму максимально реализовывать свой генетический потенциал.
Подбор пищевых продуктов основывается на том, что в организм должно поступать достаточное количество жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды. Считается, что суточная норма белка в среднем должна составлять 100 г, жира - 80-90г, углеводов - 350-400г. Важным принципом рационального питания является сбалансированность основных пищевых веществ. Соотношение белки-жиры -углеводы должно составлять соответственно 15-30-55% суточной калорийности потребляемой пищи.
Белки животного происхождения (мясо, рыба, сыр, молоко, птица) должны составлять 50-60% его суточной нормы, причем половина этого количества должна обеспечиваться за счет молочных продуктов. Белки растительные (соя, гречневая и овсяная крупа, бобы, горох, фасоль) составляют 40% нормы. Основное назначение белков состоит в том, что они служат строительным материалом, частью покрывают энерготраты организма, стимулируют умственную деятельность.
Жиры (животные и растительные) являются главным энергетическим материалом. Усваиваясь, они дают вдвое больше калорий, чем вместе белки и углеводы. В суточном рационе жиры целесообразно распределить следующем образом: одна четверть - сливочное масло, другая - растительное, оставшуюся половину следует обеспечить за счет жира, используемого в кулинарных целях.
Углеводы (простые и сложные) также являются поставщиками энергии. Они быстро всасываются кровью и используются для работы и восстановления сил после физического или умственного напряжения. Способность углеводов откладываться в виде жира требует от человека разумных ограничений. Рекомендуется, чтобы за счет углеводов в суточном рационе на долю сахара приходилось не более 20% . Важно, чтобы за счет углеводов овощей и фруктов обеспечено не менее 30% общего количества углеводов.
Минеральные соли принимают участие во всех видах обмена веществ в организме. Наиболее важны для нормального развития и функционирования организма кальций, фосфор. магний, железо, калий и другие.
Кальций входит в состав опорных тканей, влияет на нервно-мышечную возбудимость, необходимы для свертывания крови. Магний играет важную роль в передаче нервного возбуждения и нормализации возбудимости нервной системы. Фосфор необходим для обеспечения обменных процессов в головном мозгу и мышцах. Железо входит в состав гемоглобина и дыхательного фермента клеток. Калий участвует в различных процессах жизнедеятельности организма, особенно в обеспечении нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы.
Суточная потребность взрослого человека в минеральных веществах
Наименование минеральных веществ |
Доза |
Наименование минеральных веществ |
Доза |
Кальций |
800-1000мг |
Железо |
15 мг |
Фосфор |
1800-2000 мг |
Медь |
2 мг |
Магний |
500-600 мг |
Йод |
100-150 у |
Калий |
2-3 г |
Цинк |
12-16мг |
Натрий |
4-6г |
Марганец |
4мг |
Хлор |
4-6 г |
Алюминий |
12-13 мг |
Сера |
1 г |
Фтор |
0,8-1,6мг |
Витамины представляют собой органические соединения, обладающие большой биологической активностью. Они необходимы для нормального роста .и восстановления клеток и тканей. При отсутствии или недостатке нескольких витаминов в пище могут возникать тяжелые заболевания - авитаминозы. Все витамины делятся на две группы: растворимые в воде /С, Р, витамины группы В/ и растворимые в жирах /А.Д.Е.К/. Потребность в витаминах должна обеспечиваться прежде всего за счет натуральных продуктов питания. При активной умственной и физической работе полезно дополнительно принимать витамины в концентратах.
Вода. Питьевой режим.
Во всех процессах, происходящих в организме, участвует вода, которая составляет 66% массы тела. Избыточное потребление воды усиливает потоотделение, изнуряет организм, перегружает работу сердца и почек, способствует ожирению, ведет к вымыванию из организма нужных ему вещества.
Различают ложную и истинную жажду. Ложная жажда возникает после употребления жирной, концентрированной пищи, соленой и содержащей острые приправы. Она сопровождается ощущение сухости во рту. Чтобы устранить ее, достаточно прополоскать рот водой. Истинная жажда возникает при появлении недостатка воды в клетках организма и в этом случае следует выпить определенное количество жидкости - воды, сока, чая. Необходимо помнить, что выпитая жидкость не сразу уменьшает жажду, поскольку всасывание и поступление ее в кровь и ткани начинается спустя 10-15 минут после питья.
Дневная норма жидкости с учетом съедаемых овощей и Фруктов, составляет до 2,5 литров, т.е. столько, сколько ее выделяется из организма за сутки, чем обеспечивается водный баланс.
Режим питания. Потребляемая пища должна покрывать расход энергии, т.е. способствовать поддержанию энергетического баланса. Важным показателем соответствия питания режиму жизни и физическому развитию человека служит постоянство показателя массы тела. Систематическое переедание приводит к нарушению обменных процессов в организме, различным заболеваниям.
Прием пищи в одно и то же время обусловливает условно-рефлекторное возбуждение пищевого центра, способствует ритмичной работе желудочно-кишечного тракта и повышению усвояемости пищи. Частота приема пищи индивидуальна, но не реже трех раз в сутки. Целесообразно за завтраком съедать 35% от общего объема дневного рациона, за обедом - 40%, за ужином - 25%. Если за один прием съедать столько, сколько должно быть съедено за 2-3 приема, то белки пищи усваиваются хуже, а неутилизованные вещества откладываются в организма в виде жира. Кроме того, для восполнения затрат на пищеварение требуется дополнительный сон, течение которого часто нарушается. Желающим похудеть лучше есть понемногу, но чаще. Следует помнить, что сигнал насыщения наступает через 20-30 минут, когда механорецепторы желудка дают сигнал обратной связи. Жевать каждый кусок следует 20-40 раз, не торопиться. Наибольшая биологическая активность печени отмечается в первой половине дня и в это время должна преобладать мясная и жирная пища, а во второй половине дня - растительная и молочная.
Длительность задержки различных пищевых продуктов в желудке представлено в табл.2.3
(по Н.Н. Яковлеву)
1-2 часа |
2-3 часа |
3-4 часа |
4-5 часов |
вода, какао, кофе, молоко, чай, бульон, яйцо всмятку |
Кофе с молоком или сливками, яйца вкрутую, тушеная рыба, белый хлеб |
Вареная курица, вареная говядина, черный хлеб, яблоки |
Жаркое (мясо, дичь), селедка, пюре гороховое, тушеные бобы |
Информация о работе Физическая культура в структуре профессионального образования