Физическая культура в странах Древнего Мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:27, контрольная работа

Описание работы

Рабовладельческое общество возникло в IV-III тыс. до н.э., что явилось закономерным этапом на пути дальнейшего развития человечества. Основой общественных отношений в рабовладельческом обществе стала собственность рабовладельца на орудия и средства производства, а также на рабочую силу рабов, которых они жестоко эксплуатировали. Эти глубокие изменения в структуре общественных отношений нашли свое отражение во всех сферах материальной и духовной культуры, в том числе и области физического воспитания и спорта.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА;
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА:
2.1. ВАВИЛОН. АСИРИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПЕРСИЯ;
2.2. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ;
2.3. КУЛЬТ ИГР СОСРЕДОТОЧЕНИЯ И РАЗДУМИЙ – ШАХМАТЫ;
2.4. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ЙОГИ;
2.5. БУДДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА;
2.6. ДРЕВНИЙ КИТАЙ;
3. ВЫВОД;
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Физическая культура в рабовладельческом.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА;

2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА:

        2.1. ВАВИЛОН. АСИРИЙСКОЕ  ГОСУДАРСТВО. ПЕРСИЯ;

2.2. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ;

2.3. КУЛЬТ  ИГР  СОСРЕДОТОЧЕНИЯ  И  РАЗДУМИЙ – ШАХМАТЫ;

2.4. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ЙОГИ;

2.5. БУДДИЙСКАЯ  РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА;

2.6. ДРЕВНИЙ КИТАЙ;

3. ВЫВОД;

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика  физической культуры в рабовладельческих  государствах древнего мира

Рабовладельческое общество возникло в IV-III тыс. до н.э., что явилось закономерным этапом на пути дальнейшего развития человечества. Основой общественных отношений в рабовладельческом обществе стала собственность рабовладельца на орудия и средства производства, а также на рабочую силу рабов, которых они жестоко эксплуатировали. Эти глубокие изменения в структуре общественных отношений нашли свое отражение во всех сферах материальной и духовной культуры, в том числе и области физического воспитания и спорта.

Каковы же особенности  физической культуры в этот период?

1. Физическая культура  приобрела классовый характер и служила интересам господствующего класса. Рабы физического воспитания не получали.

2. Физическая культура  потеряла связь с трудовой  деятельностью и стала средством  военно-физической подготовки рабовладельцев.

3. Физическая культура  выделилась в самостоятельную часть культуры общества и широко применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах. В этих целях во всех рабовладельческих государствах были созданы системы физического воспитания и военно-физической подготовки.  Появились специальные учреждения,  стали складываться зачатки науки о физическом воспитании.

 

 

Физическая культура стран Древнего Востока

Первые известные следы  физической культуры древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, точнее – в Месопотамии.

В IV тысячелетии до н. э. здесь  сложились общественные системы, в  условиях примитивного воинственного деспотизма которых военные и культурные функции политической власти были поделены между светскими и религиозными кругами господствующих классов.

 

 

Вавилон, ассирийское  государство, Персия

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800-1750 годами до н. э.

От ассирийского государства  до нас дошло рельефное изображение  плывущих воинов, движения которых напоминают стиль "кроль" - приблизительно 1200 год до н. э. Из более поздних времен - изображения властителей и знати, охотящихся на колесницах. Согласно другим археологическим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.

В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки  древнегреческих историографов  Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии.

Дальнейшей подготовке юношей служили обязательные охотничьи  испытания на смелость, состязания по конному поло - чауган, возникшие на основе "игры в мяч с битой" и развивавшие скорость и ловкость, и, наконец, получившая известность под названием "шатранг шахматнах" игра индийского происхождения, воспитывавшая способность к стратегическому мышлению.

 

Древняя Индия

Было бы тщетно искать классические признаки развития Месопотамии, Вавилона, Древнего Египта в физической культуре Древней Индии в период, простирающийся с III тысячелетия до II столетия до н. э.

Патриархальные формы  рабовладения имели место и здесь, однако они не приобрели решающего  значения для формирования общественных отношений. Наибольшую роль они играли, пожалуй, в культуре Гараппа, сложившейся в долине реки Инд в период между 2000 и 1200 годами до н. э. Как свидетельствует характерный памятник этой малоизвестной эпохи, написанный на санскрите сборник трактатов Аюр - Веда - Гараки, - коренное население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. В то же время советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.

В древнеиндийских описаниях  впервые упоминается и о таких  формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.

Подмеченные во время медитаций  и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.

О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно  судить по дошедшему до нас в хеттском переводе 1360 года до н. э. "учебнику по тренингу" на основании употребляемой в нем санскритской терминологии. Характерный ритуал выразительных движений, ведущий начало от магии плодородия, получил классическую форму в рамках института танцовщиц в храмах - девадаси.

Пришедшие с севера кочевые  племена индо-арийцев, период 1200-600 годы до н. э., окончательно закабалили коренных жителей Индии. Формирование совокупной общественной модели нового господствующего класса и покоренных, занимавшихся поливным земледелием и живших в условиях замкнутых сельских общин вначале происходило так же, как и в Спарте. При данных условиях социальные различия, а также господство высших арийских слоев, в VIII-VII веках закрепились в специфических кастовых формах. Арийцы образовали привилегированные касты брахманов - священнослужителей, и кшатриев - военное дворянство, а также вайтья - занимавшихся почетными ремеслами, торговлей, разведением крупного рогатого скота. Массы сельских земледельцев и скотоводов неарийского происхождения объединялись в группы, относившиеся к касте шудров. Потомки самых обездоленных рабов и лишенные всяких прав слои, за-нимавшиеся "грязной" работой, парии - неприкасаемые, не могли принадлежать ни к одной касте.

Наряду с упомянутыми  кастовыми разграничениями большую  роль в формировании особенностей физической культуры Древней Индии сыграло также то обстоятельство, что относительно более развитые формы классового общества переплетались здесь с первобытно-родовыми отношениями в большей мере, нежели у народов Месопотамии, Вавилона и Древнего Египта. Вместе с этими отношениями, унаследованными от периода, предшествовавшего классовому расслоению, сохранялись характерные магические обряды, ритуалы и мифологические представления. Среди прочего - различные учения тантризма и практика йоги. Все это в совокупности приводило к тому, что хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее, в нормы сознания и предрассудки, связанные с кастовой принадлежностью, заведомо внедрялись представления о том, кто, чем и в какой мере может заниматься. Так, для неарийских каст считались "неприкосновенными" верховая езда, все упражнения с оружием, обеспечивающие боевую подготовку, а также йога. В то же время кшатрии почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров танцевальными упражнениями, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний.

О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских  эпосов, как Махабхарата и Рамаяна. Военная аристократия завоевателей, их вооруженная челядь получали физическую подготовку высокого уровня.

Согласно законам Ману, записанным в I веке до н. э., они были способны успешно сражаться даже с превосходящим по численности  противником на равнинах - на боевых колесницах и верхом, на участках местности, залитых водой, - на слонах и лодках, на лесистой и поросшей кустарником местности - применяя лук, на гористо-холмистой местности - с мечом и щитом. Они также признавали за поединками с оружием и даже голыми руками роль фактора, решающего судьбу сражения.

Состязания в силе и  ловкости, помимо военной подготовки в узком смысле, имели также большое значение для праздничных мероприятий древнеиндий-ских городов. Крупные поселения в своем большинстве приобретали значение административных центров отдельных государств, а также опорных пунктов кшатриев. Их расцвет или упадок был связан прежде всего с военными успехами или неудачами местной касты военных. В этих условиях атлетические соревнования, состязания по самообороне с оружием и без оружия, скачки и соревнования на колесницах, равно как и конкурсы в танцах, устраивавшиеся по случаю вступления на трон нового властелина, традиционных религиозных празднеств и возвращений из победоносных походов, играли важную роль в деле объединения всей общины. Имевшую явно месопотамское происхождение игру в мяч с битой "катхи-ценду", которая, подобно аналогичной персидской игре, развивала ловкость, принесли сюда завоеватели-арийцы.

 

Культ игр сосредоточения и раздумий – шахматы

Согласно санскритским рукописям, уже в VII веке до н. э. в Индии повсе-местно существовал культ игр на досках, требовавших сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга, воспитывавшая стратегическое мышление.

Название, состоящее из двух слов, чатур - четыре и анга - боевой порядок, происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов. Ходы шахматных фигур: раджи Э - короля, боевой колесницы - ладьи, кавалериста - коня, пехотинца - пешки, - остались с тех пор по существу неизменными.

 

 

Философская система  йоги

Физическая культура некоторых  господствующих каст была приспособлена прежде всего к составлявшим систему канонов эмоционально насыщенным танцевальным движениям и упражнениям с целью укрепления здоровья.

Обучение высшему уровню индийского танцевального стиля, художественному языку его форм осуществлялось в закрытых учебных заведениях, готовивших танцовщиц для храмов. Тайные символические движения кистями рук, руками и выразительные телодвижения классического танца хинду определялись нормами, установленными Ведами. Материал упражнений с целью укрепления здоровья - йога, основывающийся на традициях рациональной магии, был развит в такую мистифицированную систему движений, что высшие ее ступени были доступны только для посвященных.

Философская система йоги исходит из того распространенного  среди народов древнего мира воззрения, что человеческий организм есть уменьшенная  копия вселенной, равновесие которой  обеспечивается праной - дыханием, жизненной силой. Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны - чакры. В низшем из них - в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника - свернувшись, дремлет источник жизненной силы, так называемая "змея кундалини", которая под влиянием упорно выполняемых умственных и физических упражнений просыпается и, ползя вверх от чакры к чакре, достигает макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи. Самадхи - это физическое и психическое состояние своеобразного равновесия, покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полного земного счастья. Отсюда остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает по-следнюю чакру, в результате чего йог - через покинувшее его тело второе "я" - приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние с божеством, образующим мироздание.

Усвоить практику йоги можно  было у учителя - гуру. Первый катехизис  йоги, "Йога-сутру", буквально обозначает "генеральная линия йоги", легенда  связывает с именем мудреца Патанджали. Создание сутры относят к первой половине I тысячелетия до н. э. Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, жизневосприятие, выросшее из аюрведического учения - "наука жизни", имели обязательную силу для всех членов арийских каст. В частности, врачам, военным, архитекторам и деятелям искусства предписывалось непосредственно перед началом работы и принятием решений выполнять упражнения на концентрацию внимания. В медицинских университетах, созданных в Наланде и Такасилне во II в. до н. э., упражнения по системе йоги относились к бальнеологической и массажной терапии.

 

Буддистская религиозная  реформа

Буддистская религиозная  реформа, V века до н. э., проведенная  в результате неудовлетворенности брахманизмом, сделала отдельные элементы йоги доступными и для неарийских каст. Самая общеизвестная статуя Будды представляет собой скульптурное изображение мужчины, предающегося медитации в позе йоги. В то же время эта реформа подняла значение техники дыхания. Каноны йоги приобрели религиозное обрамление. Однако социальная роль йоги характеризовалась прежде всего не улучшением народного здравоохранения, а формированием позиции бегства из нищеты материальной жизни в счастливое "ничто" - нирвану. Классические проповеди Будды - утверждавшие малоценность индивидуальной жизни, превозносившие безволие и отсутствие желаний - создали идеологические условия для того, чтобы нищета стала привлекательной и в глазах обедневших членов господствующих каст. Вместе с тем джайнизм, признающий бессмертие души, прямо расценивал как религиозный подвиг умерщвление плоти. Под влиянием этого в индийской физической культуре возникла новая деформация - система аскетической практики.

Условия "примерной монашеской жизни" были чрезвычайно суровы: сон на голой земле, выстаивание в течение целого дня на кончиках пальцев ног, бесконечные поклоны, хождение под проливным дождем, прыжки через огонь, кручение на одном месте, вызывавшее состояние экстаза. Эта "система физических упражнений", приправленная "психологическими" испытаниями, в ходе веков все более замыкалась в себе и противостояла первоначальной системе физической культуры. Из упражнений индийского аскетизма развились и мистификации факиров.

В тысячелетней "застылости" сельских каст в форме тайных обрядов продолжали жить сохранившиеся со времени первобытнообщинного строя упражнения, связанные с самообороной без оружия. Другие формы движения - такие, как бег, прыжки в высоту, танцы и ритуальные омовения, - равно как и публичные массовые мероприятия, были подчинены надобностям религиозного мира Индии. Прыжки в высоту, например, совершались для повышения плодородия поля, а различные виды бегания вокруг предметов и змееподобные движения в танцах подготавливали путь к переселению души.

В конечном счете, индийский  мир культов, за исключением узкого круга раз-личных упражнений военно-прикладного характера и не поддающихся оформлению детских игр, держал под своим ярмом все сферы физической культуры народа.

 

Древний Китай

Китайские хроники, относящихся  к периоду VIII-VI веков до н. э., информируют, что первые ростки физической культуры, получившей развитие в долине Хуанхэ и Янцзы, появились в начале III тысячелетия до н. э. Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в хрониках часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 году до н. э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Как свидетельствуют записи в хрониках, и в тот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях. По сравнению с вышеупомянутыми предположениями более достоверны упоминания о соревнованиях в цикле китайских народных песен юэфу, записанных в начале II века до н. э., которые носили на себе следы физической культуры народов, достигших ступени военной демократии. Большинство встречающихся в песнях героев-полубогов подчиняет своей власти враждебные племена путем бескровной победы над их вождями на турнирах борцов, в кулачных боях и боевых танцах.

Роль боевых танцев в физической подготовке можно наблюдать у  всех народов, имевших легкое вооружение, а также там, где конница не играет доминирующей роли в ведении военных действий. Сложились формы движений типа пантомимы, которые, помимо развития ловкости и стойкости воинов, служили также изображению героических подвигов.

В середине II тысячелетия  мы наблюдаем в Китае общественные отношения, в основе которых лежала эксплуатация, вытекавшая из азиатского способа производства. Начиная с этого времени, вплоть до IV века до н. э., физическая культура в древний период развития Китая определялась в основном патриархальным деспотическим мировоззрением, в основе которого лежал страх перед крестьянскими восстаниями. Однако под влиянием многих косвенных факторов в рамках этого мировоззрения формировались индивидуальные специфические черты.

Такой, помимо всего прочего, была классовая структура Древнего Китая, сохранявшая позитивные первобытнообщинные черты, которая, кроме привилегий, получаемых по наследству, давала возможность достичь в определенных рамках успеха благодаря физическим и умственным способностям. Для того чтобы попасть в сословие мандаринов - чиновников, в чьих руках находились армия и просвещение, нужно было сдать экзамены, где проверялись способности. Специальные знания, необходимые для регулирования рек; относительно быстрое техническое развитие, рано созданные, многонаселенные города; завоеватели, достигшие ступени военной демократии, и не в последнюю очередь постоянно возникавшие народные движения - все это сделало невозможным устойчивое разделение правящей аристократии на касты.

Большое влияние на общественную роль физической культуры оказали прагматические естественно-философские воззрения  и медицинские знания, полученные на основе экспериментов. С помощью методов лечения с использованием движений была получена возможность оказывать сильное воздействие на функционирование человеческого организма, которое было наибольшим по сравнению с самыми развитыми центрами древнего мира.

В то же время сословия чиновников, занимавших монопольное положение  в области просвещения и в  государственном аппарате, не были заинтересованы выдвигать на первый план физические, спортивные достижения в кругах военных. Таким образом, закостенелое толкование господствовавших в древней китайской физической культуре общественных обязанностей закрывало дорогу таким нормам личных достижений, которые являлись одной из самых характерных движущих сил в достижении успеха античным европейцем, физически значительно менее крепким.

Во время господства первой династии Шан, что подтверждается и историческими источниками, были систематизированы лечебно-терапевтические движения и военная подготовка. В этот период основу военной подготовки составляли состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья и рукопашная схватка без оружия. В рамках танцевальной культуры началось выделение танцев, исцеляющих бесплодие, т. н. танцев умерших, изображающих подвиги предков, а также боевых танцев, т. е., по существу, трех главных источников, из которых сформировались более поздние обряды.

Судя по различным письменным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя  китайская физическая культура достигла расцвета во время господства династии Чжоу в период XI-III веках до н. э.

Относительно самостоятельные  центры поселений феодальных правителей объединенной империи создавали благоприятные для развития условия, аналогичные тем, что были в античных греческих полисах. Два из шести предметов высшей ступени школы - состязания на колесницах и стрельба из лука, носили ярко выраженный характер физического воспитания.

Начиная с VI века до н. э. ученики  даоистских школ, сидя по-турецки, усваивали пассивные "внутренние, развивающие" движения - нэй кунг, а также применявшиеся при лечении с помощью дыхательных упражнений активные двигательные "внешние" упражнения - таоцзинь, стремясь тем самым освободиться от физической слабости и недугов и подняться до уровня "избранных" мира.

Что касается массажа, причислявшегося  к внешним упражнениям, был сделан вывод, что растирание и массаж отдельных  частей поверхности тела являются не только местным обезболиванием, но и влияют на работу внутренних органов.

Даоистские принципы превентивных методов лечения, родившихся в результате тысячелетней практики, а также гимнастика основывались на философских рассуждениях Лао-цзы, период VI-V века до н. э., изложенных в его книге "Дао дэ цзин". Подобно теории праны, Лао-цзы считал, что равновесие во вселенной поддерживается своеобразной энергией - "чи". "Чи" в то же время распадается на две противоположные силы - "цзинь" и "цзянь". Здоровую жизнедеятельность человека, рассматривавшегося как уменьшенная копия вселенной, обеспечивает гармония "цзинь" и "цзянь" - даоистские символы принципа "цзинь и цзянь". Действие этих двух противоположных сил может регулироваться различными дыхательными, тонизирующими и успокаивающими физическими упражнениями и раздражением определенных участков поверхности тела. С их помощью можно содействовать тому, чтобы человек уже в ранней молодости вступил на путь совершенства и добродетели - дао-дэ. Даоистское понимание физического воспитания давало возможность толковать его по-своему как материалистам, так и идеалистам. В соответствии с этим в рамках их школ были разработаны упражнения.

Среди народа, за исключением  рабов, получил распространение  предшественник современного футбола - "чжу кэ". Эта игра использовалась как дополнительные движения, служащие развитию скорости, ловкости и находчивости, в подготовке пеших воинов. В центре игровой площадки определенного размера на расстоянии 4 метров друг от друга в землю вкапывались 2 бамбуковые палки высотой около 4 метров, между которыми натягивали сетку. В верхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см. Это были "ворота". Мяч передавали друг другу с двух сторон сетки, для чего били по нему ногами и руками. Можно было касаться мяча головой, спиной, грудью, и лишь нельзя было допускать касания его открытой ладонью. Игру "чжу кэ" наблюдали не пассивные зрители. Игроков, получавших очки, премировали вином, цветами, фруктами, а по случаю праздников вручали какие-нибудь украшенные сосуды. Потерпевших по-ражение высмеивали. Тем временем на площадку выходили две другие команды, и матчи продолжались до тех пор, пока не сыграют все команды. Восточное толкование "игры" не знало понятия абсолютного победителя, поэтому не нужно было проводить матчи по такой системе, когда потерпевшие поражение выходили из игры. Однако правила игры были строгими. Различали почти 10 нарушений правил при использовании 70 различных видов ударов по мячу ногами и руками. В основном на основе таких же принципов проходили соревнования по борьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнования на воде.

Подобно калогатии древних греков, в Древнем Китае также сложилась своя система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе "сань мэй". В этом принципе, как и в различных жанрах искусства, нашли отражение требования принесения пользы для общества, обладания способствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответствии с принципом "цзинь и цзянь" "сань" выражал внутреннее, а "мэй" - внешнее совершенство. Особый упор делался на формирование воли и характера. Если участник игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймили его как "сяо цзянь", что означало высокую степень общественного презрения. Во время кулачного боя, носившего характер борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника - цзянь, а ловкое увертывание от ударов противника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение - цзинь.

По мере дальнейшего преобразования городского образа жизни, ведения военных  действий и мышления, танцевальные формы, зародившиеся в V веке до н. э. в  рамках рациональной магии, все больше теряли значение физических упражнений, а затем и военной подготовки и продолжали существовать как обрядовые движения.

Но даже в этот "период расцвета" Древнего Китая женщины  не играли никакой роли в том, что касалось физической культуры общества. Однако на исполненных на шелке изображениях детских игр можно часто увидеть фигуры девочек. В отношении девушек-подростков существовало мнение, что им достаточно научиться прясть, шить, готовить пищу, танцевать, достойно вести себя и грациозно ходить - семенить. А "господские девушки из лучших домов", поклоняясь моде уродования ног, сами лишали себя большинства физических упражнений и игр.

В период бюрократического, диктаторского правления династий Цинь и Хань, в период III век до н. э.-III век н. э., начался переход к феодализму. Под влиянием серии поражений от кочевников-гуннов, располагавших многочисленными мобильными конными отрядами, Великий Желтый император Цинь - Цинь Ши-хуанди, и его преемники провели коренную военную реформу. С помощью различных выплат они создали новый дворянский слой, обязанный служить в коннице. В военных школах прекратили езду на колесницах. Были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня ("по методу гуннов"), применение незаменимых в ближнем бою поясов и необходимых для поимки солдат противника методов борьбы с использованием арканов. История военного искусства приписывает этой военной реформе то, что в начале I века до н. э. китайская армия смогла изгнать с территории современной Внешней Монголии очень маневренную конницу гуннов.

Опираясь на новых воинов-дворян, централизованная власть уничтожила центры власти местных деспотов. Была ликвидирована  наследственная аристократия, которая в предыдущие столетия превратилась в рабовладельцев. Естественно, были уничтожены и места проведения представительных турниров. В то же время централизованная власть стремилась также ослабить народные движения, преследуя соревнования в физической силе, организуемые среди низших слоев. Этим стремлениям способствовало конфуцианство, проповедовавшее идеологию централизма. Конфуцианство противопоставляло "сань", означавшее мудрость, достоинства внутреннего содержания человека, его физическим достоин-ствам. В противоположность этому буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовавший народное движение "желтых тюрбанов", поощряли физические упражнения, связанные с самообороной простых людей, II в. до н. э.

Лечебная гимнастика Кун-цзы, относительно не связанная с общественно-политической борьбой, тем временем распалась на несколько направлений, резко отличающихся друг от друга. Основу новых, более практичных направлений составляла т. н. система "би цзинь чжи", которую разработал живший в III в. до н. э. даоистский врач Хуа-дэ, базируясь на наблюдениях за различными животными: медведями, обезьянами, птицами, тиграми и оленями, в современном понимании "цзинь" соответствует расслабляющим, а "цзянь" - растягивающим упражнениям. С помощью этих упражнений хотели прежде всего излечить искривление осанки, заболевания органов пищеварения, дыхательных органов и кровообращения. На основе принципа уравновешивания пары противоположных "цзинь" и "цзянь" в качестве предмета обучения врачей был введен также расслабляющий и тонизирующий лечебный массаж.

 

Вывод

На территориях, расположенных  непосредственно к востоку от Средиземного моря, на равнине между Тигром и Евфратом, вдоль Нила и далее в долинах рек Инда и Хуанхэ, в течение V и IV тысячелетий до н. э. начали происходить такие изменения, которые вызвали коренной поворот в истории человечества.

Некоторые народы, создав земледельческие и скотоводческие поселения, достигли уровня урбанизации. В результате интенсивного развития их обществ в направлении частной собственности и классовых отношений там впервые возникли государственные образования. В процесс производства с большей или меньшей степенью участия был включен труд рабов.

В соответствии с изменением условий жизни ключевой задачей  физической культуры, начавшей носить классовый характер, стало воспитание типа человека, годного для удержания власти и завоеваний. Сохранявшие трудовые мотивы виды физической культуры в среде обособившихся от народа господствующих слоев постепенно преобразились и превратились в практическое приложение к военной подготовке.

Древнее военное искусство  характеризовалось расположенными в линию боевыми порядками  и серией примитивных маневров. Судьбу сражений, ведшихся легко выходившим из строя и деформировавшимся холодным оружием, в конечном итоге решали сила мускулов отдельных воинов, их выносливость, ловкость, опытность, волевая и моральная стойкость. В соответствии с этим, введенное вместо подготовки к ритуальным испытаниям посвящения обязательное физическое воспитание юношества почти во всех государствах основывалось на атлетике, стрельбе из лука, гонках колесниц, скачках, плавании, охоте, фехтовании, контактных физических поединках и танцах с оружием, имевших целью поднятие боевого духа. Повышению эффективности обучения служили различные состязания, организуемые с торжественными внешними атрибутами.

Там, где в физической культуре аристократии атлетические формы  движений отходят на задний план и начинают господствовать репрезентативная охота, культ бань, игра в мяч, развлечения, не требующие большой подвижности, а боевые танцы превращаются в театральные зрелища, речь уже идет либо об использовании армии наемников, либо об упадке самого государства.

Второй ключевой фактор общественной саморегулирующей роли физической культуры древнего мира - чрезмерное количество магическо-мистических ограничений. Несущие на себе отпечаток различных религиозных идеологических течений и одновременно выполняющие функции воспитательного, лечебного, военно-прикладного и выразительного характера в рамках своих связей с магией мотивы движений - особенно в эпоху становления физической культуры - переплетаются столь тесно, что, отделив их друг от друга, едва ли можно понять что-либо. В условиях, существовавших в государствах Древнего Востока, физическая культура тоже предстает в качестве сферы мнимых средств развития. Свою роль посредника между человеком и природой она может осуществлять, лишь будучи подчиненной застывшим, отчужденным от человека представлениям. Творческая деятельность человека по формированию и совершенствованию культуры движений оказывается вынужденной обслуживать культ.

Третий фактор особенностей физической культуры древнего мира таится в ограничивающих рамки общественного  развития различиях определяющего  характера между двумя основными способами производства и их оттенках. В характерных для Древнего Востока способах производства, азиатский и др., труд отдельного индивидуума носил не общественный, а всего лишь побочный характер. Согласно системе ценностей, сформировавшейся в этих условиях, из достижений индивидуума в рамках физической культуры также принимались только те взятые из прошлого и раз и навсегда закрепленные основные нормы, которые находились в строгом соответствии с представлениями общественности, а точнее, олицетворяющего ее деспотического режима власти. В противовес этому с появлением способа производства, предполагавшего взаимозависимость индивидуального и общественного труда, физическая культура народов Средиземноморья освободилась от характерных для Древнего Востока культовых ограничений. Здесь смогла, сформироваться такая эластичная гуманоцен-трическая система канонов, при которой физическая культура не только обособилась от непосредственных практических условностей, но и сумела создать самостоятельные эстетические и этические категории.

 

 

 

                             Список использованной литературы:

  1. История физической культуры: Учебное пособие, Автор/создатель: Пельменев В.К., Конеева Е.В., Год: 2000 186с.

  1. История физической культуры и спорта, Голощапов Б. Р., "Академия", 192,  2001

  1. http://velizariy.kiev.ua/avallon/igra/ancient1.htm

  1. Ласло Кун. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Физическая культура в странах Древнего Мира