Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:03, реферат
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание людей.
Введение.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание людей.
Двадцать первый век – век значительных социальных, технических и физических преобразований. Наряду с прогрессивными явлениями он внес в жизнь людей ряд неблагоприятных факторов. К ним можно отнести: нервные перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера, и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а нередко и сами эти болезни. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Но лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья людей.
Физическая культура и спорт — неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности. Именно поэтому в нашей стране придаётся большое значение развёртыванию массового физкультурного движения.
Семья является тем социальным институтом, в рамках которого происходит не только нравственное воспитание молодого поколения, но и воспитание физическое. Семья прививает любовь ребенку к занятиям физической культурой, и как следствие – здоровому образу жизни.
В программу физической тренировки
семьи следует включать все доступные
средства физического воспитания, позволяющие
эффективно укрепить здоровье. Прежде
всего следует использовать циклические
упражнения — бег, ходьбу, плавание,
коньки, лыжи, велосипед и другие,
позволяющие наиболее эффективно укреплять
здоровье, повышать выносливость и
работоспособность всего
Культура семейных отношений и физическая культура — нерасторжимое единство, звенья единой цепи. Совместные занятия спортом и физкультурой укрепляют силы «внутреннего притяжения», намного увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт — это есть та сфера, которая раскрепощает детей и родителей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет от вредных привычек.
Основная часть.
А)Роль физической культуры в семье.
Воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и в семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих детей, но и самих себя. Если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми, а у их родителей будет гораздо меньше проблем со здоровьем. Таким образом, чем больше семей будут культурными в физическом плане, тем здоровее будет население всей нашей страны в целом.
Физическая культура состоит из двух основных групп: общественная (общенародная) и личная (индивидуальная).
Основой общественной группы
является общий уровень знаний о
методах и средствах развития
и совершенствования
Основой личной физической культуры являются физические достижения отдельного человека. Уровень физического развития личности зависит от его физических данных, способностей, воспитания и спортивной подготовки. Также уровень физического развития человека зависит и от его умения правильно использовать свой физический потенциал, от особенностей его характера, от его отношения к своему здоровью, к своей физической подготовленности. Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается его способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, возможностей и условий жизни.
Важнейшим направлением в формировании общественной и личной физической культуры является семейное физическое воспитание. Для того, чтобы ребенок в семье вырос здоровым, прежде всего родители должны вести здоровый образ жизни. Также родители должны знать особенности роста и развития детей, возрастную динамику деятельности нервной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. Без этих сведений невозможно добиться оптимального результата в воспитании подрастающего поколения. Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен, активен и доброжелателен, быстр, ловок и силен, в нем преобладают положительные эмоции. Для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, нужно приложить к этому немало усилий, труда и терпения.
Итак, физическая культура, необходимая для здоровья детей, включает в себя следующие составляющие:
- двигательная активность;
- режим дня;
- рациональное питание;
- закаливание;
Б)Двигательная активность как неотъемлемая часть физического воспитания ребенка.
Правильная физическая, или
двигательная, активность является одним
из главных условий для сохранения
и поддержания здоровья и правильного
развития. Движение свойственно каждому
человеку без исключения, без него
нормальное функционирование организма
невозможно. Человек начинает двигаться
еще в период внутриутробной жизни.
После рождения ребенка потребность
в движении становится все больше,
это проявляется сначала в
беспорядочных взмахах рук и
ног, далее по мере роста и развития
ребенка появляется ползание, ходьба,
бег, различная игровая
Статистические данные показывают, что ограничения физической активности повышают заболеваемость и смертность как детей, так и взрослых.
Последствия недостаточной двигательной активности могут быть следующие:
- атрофия мышечной и костной ткани;
- уменьшение жизненной емкости легких;
- нарушения деятельности сердечнососудистой системы;
- застой крови в конечностях;
- ненормальная деятельность центральной нервной системы;
- неправильный обмен веществ и др.
Большую роль в снижении двигательной активности играет научно-технический прогресс. С одной стороны, он улучшил жизнь людей. С другой же стороны, созданные удобства требуют от человека гораздо меньше движений и усилий, именно поэтому и происходит спад двигательной активности. Развитие физической культуры человечества и усиление внимания к этому элементу человеческой культуры в эпоху научно-технической революции является, таким образом, объективной исторической реальностью, имеющей глубокие корни в человеческой сущности, как общественной, так и индивидуальной.
Содержание физической активности
человека составляют занятия физическими
упражнениями, в основе которых лежат
целенаправленные движения. В самом
общем виде природное в физической
активности определяется тем, что лежащие
в ее основе движения человека являются
результатом деятельности его организма
как живой системы. Физическая активность
человека, в конечном счете, направляется
на изменение состояния его
Занимаясь с ребенком физкультурой, необходимо знать некоторые правила.
Во-первых, чем младше ребенок, тем строже дозировка занятий физкультурой.
Во-вторых, незначительная на первый взгляд ошибка может привести к серьезным последствиям.
В-третьих, приучать ребенка к физкультуре необходимо с самого раннего возраста, именно так можно добиться того, что ребенок привыкнет к физкультуре, и сам будет стремиться к занятиям.
Начинать физическую тренировку ребенка необходимо с 1.5-2 –месячного возраста. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста – массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. Массаж следует проводить ежедневно, предварительно необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром.
В 9-10 месяцев объем физической тренировки увеличивается. Главная задача в это время – подготовить опорно-двигательный аппарат ребенка к ходьбе.
Основное содержание физической активности детей второго года жизни составляет ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручами, палкой, скакалкой. В конце этого периода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, упражнения на дыхание, различные игры в воде и т.п. Главная задача в этот период – помочь ребенку освоить правильную ходьбу, укрепить мышцы ног, спины и живота, т.к. от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Общее направление организации физической активности ребенка – побуждение его к освоению новых движений.
Дошкольный возраст (3-6 лет)
характеризуется значительными
изменениями в физическом и двигательном
развитии ребенка. В младшем дошкольном
возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка
к ежедневным занятиям физическими
упражнениями и подвижными играми как
обязательным и непреложным элементам
повседневной жизни. Главная задача
физического воспитания ребенка
третьего года жизни – освоение
и совершенствование новых
Главная задача физической активности ребенка четвертого года жизни – освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период – постановка целей в ряде упражнений. Например, пробежать быстро, метнуть далеко, прыгнуть как можно дальше, попасть мячом в цель и т.д. У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное воспитание таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость. Превалирующей формой занятий остается игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.
Основная направленность физической подготовки детей пятого года жизни – расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений. Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия необходимо направлять на силовую подготовку мышц ребенка.
Для детей шестого года жизни постепенно все большее место будут занимать специализированные тренировки отдельных физических качеств и способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта. Главная задача в этот период – подготовка обширной основы для более интенсивного процесса физического воспитания в последующие годы.
Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей седьмого года (6 лет) жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного периода. В этот период продолжается активная тренировка физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ранее освоенных видов движений.
Младший школьный возраст (7-10 лет) – наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании занятий необходимо учитывать то, что у ребенка еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, и то, что в связи с началом посещения школы изменился его режим, и увеличились нагрузки. Основная задача в этом возрасте – развитие двигательных координаций. Возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В это время начинают формироваться интересы ребенка к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность его к тем или иным видам спорта. Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа, но кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя домашними тренировочными занятиями в неделю.
Семейные тренировки строятся
на основе систематического выполнения
предлагаемых учителем физкультуры
домашних заданий или являются самостоятельными
занятиями родителей с детьми,
которые проводятся с учетом рекомендаций,
имеющихся в физкультурной
Подростковый возраст (11-14 лет) – один из самых ответственных периодов в формировании основ физической культуры школьника. Это критический период как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности. В подростковом возрасте окончательно оформляются мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Серьезные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. При обучении подростков физическим упражнениям большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом, центральным звеном всего комплекса успешно развивающихся в подростковом возрасте физических качеств является быстрота. В связи с этим основной упор в физической тренировке подростка должен быть сделан на использование тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции детей 11-14 лет. Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, на уроках физкультуры, при активном отдыхе, в турпоходе и т.д. Значительная часть школьников этого возраста занимается в спортивных секциях, посещает тренировки. Все это должно дополняться ежедневной утренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью по дому, на даче. Независимо от форм занятий существенным элементом физической подготовки подростка являются соревновательные нагрузки. Соревнования должны быть возможно более разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребенку шансы на успех хотя бы в одном из состязаний. Важно помнить о том, что наши усилия в физическом воспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не только спортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленность физического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основ спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент, достижения поставленных целей.
Информация о работе Физическая культура как неотъемлимая часть общей культуры