Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:35, реферат
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды/
1.1. Физическая
культура и спорт как
Физическая культура
– органическая часть общечеловеческой
культуры, ее особая самостоятельная
область и одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление
здоровья, развитие физических способностей
человека. Вместе с тем это специфический
процесс и результат
Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую
культуру следует рассматривать
как особый род культурной деятельности,
результаты которой полезны для
общества и личности. В социальной
жизни в системе образования,
воспитания, в сфере организации
труда, повседневного быта, здорового
отдыха физическая культура проявляет
свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и
общекультурное значение, способствует
возникновению такого социального
течения, как физкультурное движение,
т.е. совместная деятельность людей
по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры.
Спорт – явление культурной жизни
Спорт – составная
часть физической культуры, а также
средство и метод физического
воспитания, система организации
и проведения соревнований по различным
комплексам физических упражнений и
подготовительных учебно-тренировочных
занятий. Исторически сложился как
особая сфера выявления и
В сферу спорта
исторически вошли
В спорте человек
стремится расширить границы
своих возможностей, это огромный
мир эмоций, порождаемых успехами
и неудачами, популярнейшее зрелище,
действенное средство воспитания и
самовоспитания человека, в нем присутствует
сложнейший процесс межчеловеческих
отношений. Спорт – это собственно
соревновательная деятельность и специальная
подготовка к ней. Он живет по определенным
правилам и нормам поведения. В нем
ярко проявляется стремление к победе,
достижению высоких результатов, требующих
мобилизации физических, психических
и нравственных качеств человека.
Поэтому часто говорят о
Компоненты физической культуры
Принято выделять следующие разделы физической культуры:
1. Физическое воспитание
– это планомерная
Включенное в
систему образования и
2. Спорт – специфическая
форма физической культуры, деятельность
которой состоит в достижении,
выявлении и сравнении
3. Физическая рекреация
– осуществление активного
4. Физическая реабилитация
– деятельность по
Оздоровительно-
Процесс физического
воспитания имеет два направления:
обучение движениям и воспитание
физических качеств. Обучение движениям
– процесс формирования двигательных
умений и навыков. Воспитание физических
качеств это целенаправленное воздействие
на организм занимающегося посредством
нормирования функциональных нагрузок.
Особенности и специфика
–задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;
–предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;
–продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;
–физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.
Итогом многолетних
занятий физической культурой и
спортом должно стать стремление
к физическому совершенству, под
которым следует понимать исторически
обусловленный идеал
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект,
.Физическое упражнение
– это совокупность непрерывно
связанных друг с другом
С одной стороны
слово упражнение обозначает направленную
повторность действия с целью
влияния на физические и психические
свойства человека. С другой стороны
внешним проявлением
Физическое развитие
– это биологический процесс
становления, изменения естественных
морфологических и
–показателями телосложения;
-критериями здоровья;
-показателями развития физических качеств.
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять при необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе к географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов