Физическая культура и её место в жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
1.Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры…………4
2.Физическое воспитание………………………………………....6
3.Отношение к физической культуре……………………………8
Заключение…………………………………………………………10
Литература………………………………………………………….12

Работа содержит 1 файл

физкультура.docx

— 26.32 Кб (Скачать)

                Первый профессиональный университет

               Профессиональный институт юриспруденции

 

                                                     Факультет: ГМУ

                                                Специальность: ГМУ

                                                Курс:

                                                Дисциплина: Физическая

                                                                        культура

 

 

                                Реферат

                             На тему:

              Физическая культура и её место  в жизни

 

                                              Студентки:

                                                                  Группа: ЮГШЗ-11/10-ССб2-3

                                                                  Научный руководитель:

 

 

 

                                           Москва 20   г.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3

1.Физическая культура  – это часть общечеловеческой  культуры……………………………………………………………4

2.Физическое воспитание………………………………………....6

3.Отношение к  физической культуре……………………………8

Заключение…………………………………………………………10

Литература………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

У каждого человека, да и  для общества в целом нет большей  ценности, чем здоровье. Неуклонно  возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой  и спортом готовят человека к  жизни, закаляют тело и укрепляют  здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.                                             Современные представления о физической культуре связаны с её оценкой как специфической части общей культуры. Как и культура общества в целом, физическая культура включает в себя довольно широкий круг разнообразных процессов и явлений:                                                                                                                 а)тело человека с его характеристиками;                                                                  б)физическое состояние человека;                                                                                            в)процесс его физического развития;                                                                             г)занятия определёнными формами двигательной деятельности.                             Всё это входит в мир культуры.                                                                                                      Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным. Следовательно, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

 

 

1.Физическая культура  – это часть общечеловеческой  культуры

 

Понятие «культура» можно  определить как степень раскрытия  потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах  материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную  в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде  как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые  для развития культуры последующих  поколений.                                                                                  Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.                                                                                                                                                   В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.                                                   Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).                                                        Результатом деятельности в физической культуры является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.                                                                               Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.                                                                                                            Спорт - явление культурной жизни. Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

2.Физическое воспитание

 

Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными  элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью  которых у ребенка формируются  умения дифференцированно управлять  движениями, способность координировать их в разных сочетаниях. Система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей.                                                                                                                      Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).                                                                            Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражнений и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.                                                                                  Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.                                                                                              Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.                                                                                                             Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.                                                                        Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта: утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками. Рекреативная физическая культура, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего базовой.                        В качестве средств физической культуры используются:                                       а) физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие);                                                                     б) гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек).                                                                           Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

 

 

3.Отношение к  физической культуре

 

Физическая культура - основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.                                                         Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее, значимы.                                        Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции. Собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.                                             Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее социальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

 

Заключение

 

 

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей  культуры общества, служит мощным и  эффективным средством физического  воспитания всесторонне развитой личности.                                                                        Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.                                                                                                                                                        На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим.             Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач, то есть это процесс окультуривания человека.                      Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе. Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

 

1. ФЗ РФ «О физической  культуре и спорте в Российской  Федерации» от 04.12.2007. - №329-ФЗ.

2.Ионин Л.Г.Социология культуры / Л.Г.Ионин. - М.: Наука, 2000. - С.291-294.

3. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д.Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128.

4.Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М., 2003. С. 352.

5. Барчуков И., Назаров Ю. Физическая культура и физическая подготовка. М., 2007. С. 432.

6. Барчуков И. С., Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М., 2006. С. 528.

Информация о работе Физическая культура и её место в жизни