Первый профессиональный университет
Профессиональный институт
юриспруденции
Факультет: ГМУ
Специальность: ГМУ
Курс:
Дисциплина: Физическая
культура
Реферат
На тему:
Физическая культура и её место
в жизни
Студентки:
Группа: ЮГШЗ-11/10-ССб2-3
Научный руководитель:
Москва 20 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………….3
1.Физическая культура
– это часть общечеловеческой
культуры……………………………………………………………4
2.Физическое воспитание………………………………………....6
3.Отношение к
физической культуре……………………………8
Заключение…………………………………………………………10
Литература………………………………………………………….12
Введение
У каждого человека, да и
для общества в целом нет большей
ценности, чем здоровье. Неуклонно
возрастает значение физической культуры
и спорта, внедрения их в повседневную
жизнь. Занятия физической культурой
и спортом готовят человека к
жизни, закаляют тело и укрепляют
здоровье, содействуют его гармоничному
физическому развитию, способствуют
воспитанию необходимых черт личности,
моральных и физических качеств,
необходимых будущим специалистам
народного хозяйства в их профессиональной
трудовой и оборонной деятельности.
Современные представления о физической
культуре связаны с её оценкой как специфической
части общей культуры. Как и культура общества
в целом, физическая культура включает
в себя довольно широкий круг разнообразных
процессов и явлений:
а)тело человека с его характеристиками;
б)физическое состояние человека;
в)процесс его физического развития;
г)занятия определёнными формами двигательной
деятельности.
Всё это входит в мир культуры.
Таким образом, физическая культура представляет
собой сложное общественное явление, которое
не ограничено решением задач физического
развития, а выполняет и другие социальные
функции общества в области морали, воспитания,
этики. Современное общество заинтересовано
в том, чтобы молодое поколение росло физически
развитым, здоровым, жизнерадостным. Следовательно,
актуальность данной темы сомнений не
вызывает.
1.Физическая культура
– это часть общечеловеческой
культуры
Понятие «культура» можно
определить как степень раскрытия
потенциальных возможностей личности
в различных областях деятельности.
Культура представлена в результатах
материальной и духовной деятельности
человека; он познает культуру, зафиксированную
в духовных и материальных ценностях,
действует в социальной среде
как носитель культурных ценностей,
создает новые ценности, необходимые
для развития культуры последующих
поколений. Физическая культура - органическая
часть общечеловеческой культуры, ее особая
самостоятельная область. Вместе с тем
это специфический процесс и результат
человеческой деятельности, средство
и способ физического совершенствования
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны индивида,
полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе
жизни под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Физическая культура
удовлетворяет социальные потребности
в общении, игре, развлечении, в некоторых
формах самовыражения личности через
социально активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура
имеет целесообразную двигательную деятельность
в форме физических упражнений, позволяющих
эффективно формировать необходимые умения
и навыки, физические способности, оптимизировать
состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена
совокупностью материальных и духовных
ценностей. К первым относятся спортивные
сооружения, инвентарь, специальное оборудование,
спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, произведения
искусства, разнообразные виды спорта,
игры, комплексы физических упражнений,
этические нормы, регулирующие поведение
человека в процессе физкультурно-спортивной
деятельности, и др. И развитых формах
физическая культура продуцирует эстетические
ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные
выступления и др.). Результатом деятельности в
физической культуры является физическая
подготовленность и степень совершенства
двигательных умений и навыков, высокий
уровень развития жизненных сил, спортивные
достижения, нравственное, эстетическое,
интеллектуальное развитие. Итак, физическую культуру следует
рассматривать как особый род культурной
деятельности, результаты которой полезны
для общества и личности. В социальной
жизни в системе образования, воспитания,
в сфере организации труда, повседневного
быта, здорового отдыха физическая культура
проявляет свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и общекультурное
значение, способствует возникновению
такого социального течения, как физкультурное
движение, т.е. совместная деятельность
людей по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры. Спорт - явление культурной
жизни. Спорт - часть физической культуры.
В нем человек стремится расширить границы
своих возможностей, это огромный мир
эмоций, порождаемых успехами и неудачами,
популярнейшее зрелище, действенное средство
воспитания и самовоспитания человека,
в нем присутствует сложнейший процесс
межчеловеческих отношений. Спорт - это
собственно соревновательная деятельность
и специальная подготовка к ней. Он живет
по определенным правилам и нормам поведения.
В нем ярко проявляется стремление к победе,
достижению высоких результатов, требующих
мобилизации физических, психических
и нравственных качеств человека. Поэтому
часто говорят о спортивном характере
людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Удовлетворяя многие потребности человека,
занятия спортом становятся физической
и духовной необходимостью.
2.Физическое воспитание
Физическое воспитание, включенное
в систему образования и воспитания,
начиная с дошкольных учреждений,
оно характеризует основу физической
подготовленности людей - приобретение
фонда жизненно важных двигательных
умении и навыков, разностороннее развитие
физических способностей. Его важными
элементами являются «школа» движении,
система гимнастических упражнении
и правила их выполнения, с помощью
которых у ребенка формируются
умения дифференцированно управлять
движениями, способность координировать
их в разных сочетаниях. Система упражнений
для рационального использования сил
при перемещениях в пространстве (основные
способы ходьбы, бега, плавания, бега на
коньках, на лыжах и др.), при преодолении
препятствий, в метаниях, в поднимании
и переноске тяжестей.
Физическое развитие - это биологический
процесс становления, изменения естественных
морфологических и функциональных свойств
организма в течение жизни человека (длина,
масса тела, окружность грудной клетки,
жизненная емкость легких, максимальное
потребление кислорода, сила, быстрота,
выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью
физических упражнений, различных видов
спорта, рационального питания, режима
груда и отдыха можно изменять в необходимом
направлении приведенные выше показатели
физического развития. В основе управления
физическим развитием лежит биологический
закон упражнений и закон единства форм
и функций организма. Между тем физическое
развитие мере обусловлено и законами
наследственности, которые необходимо
учитывать как факторы, благоприятствующие
или наоборот препятствующие физическому
совершенствованию человека. Процесс
физического развития подчиняется также
закону возрастной ступенчатости. Поэтому
вмешиваться в этот процесс с целью управления
им можно только с учетом особенностей
и возможностей организма в различные
возрастные периоды: становления и роста,
наивысшего развития форм и функций, старения.
Кроме того, физическое развитие связано
с законом единства организма и среды
и зависит от условий жизни человека, в
том числе и географической среды. Поэтому
при выборе средств и методов физического
воспитания необходимо учитывать влияние
указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со
здоровьем человека. Здоровье выступает
как ведущий фактор, который определяет
не только гармоничное развитие молодого
человека, но и успешность освоения профессии,
плодотворность его будущей профессиональной
деятельности, что составляет общее жизненное
благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной
физической культуре создаются предпосылки
для успешного овладения той или иной
профессией и эффективного выполнения
работы. На производстве это вводная гимнастика,
физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие
реабилитационные упражнения и др.
Оздоровительно-реабилитационная физическая
культура. Она связана с направленным
использованием физических упражнений
в качестве средств лечения заболеваний
и восстановления функций организма, нарушенных
или утраченных вследствие заболеваний,
травм, переутомления и других причин.
Ее разновидностью является лечебная
физическая культура, которая имеет широкий
комплекс средств и методов (лечебная
гимнастика, дозированная ходьба, бег
и другие упражнения), связанных с характером
заболеваний, травм или других нарушений
функций организма (перенапряжение, хроническое
утомление, возрастные изменения и др.).
Средства ее используются в таких режимах,
как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий»
и др., а формами проведения могут быть
индивидуальные сеансы-процедуры, занятия
урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним
относят гигиеническую физическую культуру,
включенную в рамки повседневного быта:
утренняя гимнастика, прогулки, другие
физические упражнения в режиме дня, не
связанные со значительными нагрузками.
Рекреативная физическая культура, средства
которой используются в режиме активного
отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные
развлечения). Фоновая физическая культура
оказывает оперативное влияние на текущее
функциональное состояние организма,
нормализуя его и способствуя созданию
благоприятного функционального «фона»
жизнедеятельности. Ее следует рассматривать
как компонент здорового образа жизни.
Она особенно эффективна в сочетании с
другими компонентами физической культуры
и прежде всего базовой.
В качестве средств физической культуры
используются:
а) физические упражнения, естественные
силы природы (солнце, воздух и вода, их
закаливающее воздействие);
б) гигиенические факторы (личная гигиена
- распорядок дня, гигиена сна, режим питания,
трудовой деятельности, гигиена тела,
спортивной одежды, обуви, мест занятий,
отказ от вредных привычек).
Их комплексное взаимодействие обеспечивает
наибольший оздоровительный и развивающий
эффект.
3.Отношение к
физической культуре
Физическая культура - основа
социально-культурного бытия индивида,
основополагающая модификация его общей
и профессиональной культуры. Как интегрированный
результат воспитания и профессиональной
подготовки она проявляется в отношении
человека к своему здоровью, физическим
возможностям и способностям, в образе
жизни и профессиональной деятельности
и предстает в единстве знаний, убеждений,
ценностных ориентации и в их практическом
воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное
качество личности, как условие и предпосылка
эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Она характеризует свободное, сознательное
самоопределение личности, которая на
разных этапах жизненного развития из
множества ценностей избирает, осваивает
те, которые для нее наиболее, значимы.
Волевые усилия регулируют поведение
и деятельность личности в соответствии
с поставленными целями, принятыми решениями.
Волевая активность определяется силой
мотива: если я очень хочу достичь цели,
то буду проявлять и более интенсивное,
и более длительное волевое усилие. Волевое
усилие направляется разумом, моральным
чувством, нравственными убеждениями.
Физкультурно-спортивная деятельность
развивает волевые качества: упорство
в достижении цели, которое проявляется
через терпеливость и настойчивость, т.е.
стремление достичь отдаленную во времени
цель, несмотря на возникающие препятствия
и трудности. Самообладание, под которым
понимают смелость, как способность выполнить
задание, несмотря на возникающее чувство
боязни, страха; сдержанность (выдержка)
как способность подавлять импульсивные,
малообдуманные, эмоциональные реакции.
Собранность (сосредоточенность) как способность
концентрировать внимание на выполняемом
задании, несмотря на возникающие помехи.
К волевым качествам относятся решительность,
характеризуемая минимальным временем
принятия решения в значимой для человека
ситуации, и инициативность, которая определяется
взятием на себя ответственности за принимаемое
решение.
Таким образом, в процессе физического
воспитания осуществляется воздействие
не только на биологическую основу личности,
но и на ее социальную целостность. Поэтому
невозможно судить о физической культуре
личности, опираясь лишь на развитие ее
физических возможностей, без учета ее
мыслей, чувств, ценностных ориентации,
направленности и степени развитости
интересов, потребностей, убеждений.
Заключение
Таким образом, физическая культура,
являясь важной составляющей общей
культуры общества, служит мощным и
эффективным средством физического
воспитания всесторонне развитой личности.
Посредством физических упражнений физическая
культура готовит людей к жизни и труду,
используя естественные силы природы
и весь комплекс факторов (режим труда,
быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих
состояние здоровья человека и уровень
его общей и специальной физической подготовки.
На занятиях физкультурой люди не только
совершенствуют свои физические умения
и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные
качества. Возникающие во время соревнований
и тренировок ситуации закаляют характер
участников, учат их правильному отношению
к окружающим.
Следовательно, физическая культура, являясь
одной из граней общей культуры человека,
его здорового образа жизни, во многом
определяет поведение человека в учебе,
на производстве, в быту, в общении, способствует
решению социально-экономических, воспитательных
и оздоровительных задач, то есть это процесс
окультуривания человека.
Уже само наименование «физическая культура»
указывает на ее принадлежность к культуре.
Физическая культура — это вид общей культуры,
сторона деятельности по освоению, совершенствованию,
поддержанию и восстановлению ценностей
в сфере физического совершенствования
человека по самореализации его духовных
и физических способностей и ее социально-значимые
результаты, связанные с выполнением им
обязанностей в обществе. Физическая культура
— сфера социальной деятельности,
направленная на сохранение и укрепление
здоровья, развитие психофизических способностей
человека в процессе осознанной двигательной
активности.
Литература
1. ФЗ РФ «О физической
культуре и спорте в Российской
Федерации» от 04.12.2007. - №329-ФЗ.
2.Ионин Л.Г.Социология культуры
/ Л.Г.Ионин. - М.: Наука, 2000. - С.291-294.
3. Паначев В.Д. Спорт и личность:
опыт социологического анализа / В.Д.Паначев
// СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128.
4.Бароненко В. А., Рапопорт
Л. А. Здоровье и физическая культура студента.
М., 2003. С. 352.
5. Барчуков И., Назаров Ю. Физическая
культура и физическая подготовка. М.,
2007. С. 432.
6. Барчуков И. С., Нестеров А.
А. Физическая культура и спорт. Методология,
теория, практика. М., 2006. С. 528.