Физическая и умственная деятельность человека, утомление и переутомление при физической и умственной работе, спуцифика умственного пере

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Цель реферата – ознакомиться со способами улучшения производительности человека.
Задачи реферата – рассмотреть признаки усталости, утомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при усталости, утомлении.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении являются необходимыми процедурами.и развёрнутый ответ на него

Работа содержит 1 файл

fizkultura_1.docx

— 27.99 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет  Экономики  Статистики и Информатики  (Минский  ф-л МЭСИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Гуманитарных наук

 

Индивидуальная  работа по дисциплине «Физическая культура»

 

на тему: «Физическая и умственная деятельность человека, утомление и переутомление  при физической и умственной работе, спуцифика умственного переутомления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент : Григорян З.В. гр.№63

 

Проверил Зав. кафедрой Гуманитарных наук  Мискевич А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

 

 

Введение:

Возрастание роли человеческого  фактора в эпоху ускорения  научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к  решению ряда теоретических и  прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности  человека и сохранения его профессионального  здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Полтора века интенсивных  исследований этой проблемы в области  физиологии труда и спорта, решая  одни вопросы, выдвигают другие.

Занятия физической культурой и спортом  дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом  и собой.

Никогда и никому не поздно познать радость  занятий физической культурой и  различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем  появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века»  не помеха для начинающего физкультурника.

Каждый  человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для  всех еще они стали постоянными  спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для  занятий и т.п. Вместе с тем  многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы  время, но не знают, как это сделать.

Цель  реферата – ознакомиться со способами  улучшения производительности человека.

Задачи  реферата – рассмотреть признаки усталости, утомления, определить причины  их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы  организма при усталости, утомлении.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении  являются необходимыми процедурами.

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь умственной деятельности и физической активности

В зависимости  от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое утомление, при котором учитывают отклонения энергетических показателей обмена, например изменение температуры  тела, биоэлектрических потенциалов. В  связи с тем, что обнаружилась принципиальная общность физического  и умственного утомление, приобретает  большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации  утомление в звеньях нервной  системы, обеспечивающей деятельность человека. Так, различают сенсорное  утомление и его разновидности (перцептивное и информационное) и  эффекторное утомление. Кроме того, выделяют как обобщенную форму общее утомление. Однако та или иная классификация зависит от принятой физиологической теории утомление. Сенсорное утомление развивается в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителя (например, сильный шум, свет), при котором первичные изменения возникают в сенсорных системах, начиная от рецептора и кончая корковым концом анализатора. Перцептивное утомление, локализованное преимущественно в корковом конце анализатора, связано с трудностью обнаружения сигнала (например, при больших помехах, при его малой интенсивности, трудности дифференцирования). Информационное утомление развивается вследствие недостаточности информации или при информационной перегрузке, когда наибольшая нагрузка падает на динамику межцентральных отношений, заключающуюся в замыкании временных связей между различными структурами в центральной нервной системе и оживлении ассоциативных связей, позволяющих правильно отразить в сознании объективную картину внешней среды. Эффекторное утомление возникает при локализации изменений преимущественно в отделах центральной нервной системы, формирующих двигательный акт. При изменениях, появляющихся вследствие интенсивных процессов репродуктивной деятельности, связанной лишь с обработкой получаемой информации по жестким правилам (например, счет, разнесение по рубрикам), а также продуктивной, включающей процессы преобразования информации и формирования суждения, понятия, умозаключения и т.п., и эвристической, т. е. творческой, осуществляемой по индивидуальным, неявным алгоритмам, формируется умственное утомление. В связи с тем, что при трудовой деятельности чаще сочетаются все перечисленные изменения, выделяют общее утомление, подчеркивая при этом наиболее выраженные нарушения в центральной нервной системе.

Умственное  утомление и усталость

Умственное утомление и связанное  с ним снижение работоспособности  имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при  длительной и достаточно напряженной  работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание  мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

При умственной работе может возникать  и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося  объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при  неудовлетворенности работой, неудаче  в ней. И наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактического наступлении состояния утомления у человека (табл.1). В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

Физиологическая сущность восстановления сил на первый взгляд довольно проста. Но почему же после тяжелого физического  труда шлейф утомления растягивается  на 3-4 дня, а после напряженного умственного  даже на 10-12 дней? И мало кто понимает, например, что недельные каникулы после экзаменационной сессии - слишком  малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе  и т. д.), то утомление к концу  второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при  умственном труде (по СЛ. Косилову)

Утомление

 

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облока-чивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отки-нувшись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


 

То же происходит во время профессиональной работы. И хотя при напряженном  умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего 30-40 ккал (т. е. 240-320 ккал за 8 ч работы), физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы. Однако снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам (табл. 2).

Кроме того, следует учитывать то, что при  длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут  возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом  малой подвижностью. Выражается это  в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также  к ослаблению дыхания. В нижних отделах  легких, в полости живота и ногах  застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются  продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение.

 

 

Таблица 2 - Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)

 

Степень переутомления

Симптомы

начинающееся

легкое

выраженное

резкое

Снижение  дееспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление усталости

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегчен-ной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные сдвиги

Временное сни-жение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительость

Угнетение, раздражительность

Расстройство  сна

Труднее засыпать,

просыпаться

Трудно  засыпать или просыпаться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение  умственной работоспособности

Нет

Трудно  сосредоточи-ться

Временами забывчивость

 

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжестьв голове

Временами головные боли, снижение аппетита

 

Профилактические  меры

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура

Организованный  отдых, уход в отпуск

Лечение


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 

Умственное  утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглушить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно не заметить утомления.

Специфическая особенность интеллектуального  труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доминанта" полностью не угасает, вызывая более  длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время  врача не оставляют мысли о  сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь  и вновь мысленно анализирует  результаты неудавшегося опыта. Не умеющий  думать в рабочей комнате для  нескольких человек, решать творческие задачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже  дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведенного  на отдых.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток  информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших  полушарий. Возникают условия для  повышенной утомляемости, снижения работоспособности  не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение  мышечного тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное  подчеркивает значение правильной организации  умственного труда, обязательного  использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный  режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.

В любом  деле, большом или малом, первоисточником  успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое  дело следует начинать с себя, с  собственной перестройки, в том  числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Курс лекций / Под общей ред. проф. Е.А. Меерсон. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - С.153.
  2. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л.М. Крыловой. МГСУ, 1997.
  3. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.
  4. Физиология человека: В 3 т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тревса. М.: Мир, 1996. Т. 3. 198 с.
  5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во «Корпорация “Логос”», 1994.
  6. 1. История физической культуры и спорта. (Под ред. .В. Столбова. - М.: ФиС, 2002.

Информация о работе Физическая и умственная деятельность человека, утомление и переутомление при физической и умственной работе, спуцифика умственного пере