Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:05, реферат
Есть мудрый афоризм: "История - это будущее наоборот". Это выражение сохраняет свой глубокий смысл и применительно к спорту. И действительно. Чем глубже мы будем знать историю фигурного катания, тем точнее и глубже сможем прогнозировать пути развития нашего вида спорта.
1.История фигурного катания:
1.1. Зарождение фигурного катания на коньках
1.2. Начало формирования фигурного катания как вида спорта.
1.3. Джексон Гейнц - основатель международного стиля катания.
1.4. Алексей Павлович Лебедев - первый неофициальный чемпион мира .
1.5. Развитие фигурного катания в России.
1.6. Первый искусственный лед .
1.7. История первых мировых турниров .
1.8. Первые Олимпийские игры с участием фигуристов .
2.Правила:
2.1. Музыка .
2.1.1. Можно ли использовать музыку со словами?
2.1.2. Должна ли музыка быть мелодичной / гармоничной?
2.1.3. Наказываются ли фигуристы за использование "заезженной" музыки.
2.2.Костымы
2.3. Участие в шоу и показательных выступлениях .
2.4. Проведение допинг-контроля
3. Элементы
4. Заключение.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский Государственный Университет
Приборостроения и Информатики»
« Физическая культура ».
На тему:
« Фигурное катание ».
Выполнила:
студентка 1 курса
группы МФ – ЭФ2 – 11 - 01
Баранова Е.
Проверил:
Нагулин А. В.
Можайск 2011.
Оглавление
1.История фигурного катания:
2.Правила:
2.1. Музыка .
2.1.1. Можно ли использовать музыку со словами?
2.1.2. Должна ли музыка быть мелодичной / гармоничной?
2.1.3. Наказываются ли фигуристы за использование "заезженной" музыки.
2.2.Костымы
2.3. Участие в шоу и показательных выступлениях .
2.4. Проведение допинг-контроля
3. Элементы
4. Заключение.
1. История фигурного катания
Есть мудрый афоризм: "История -
это будущее наоборот". Это
выражение сохраняет свой глубокий
смысл и применительно к
Историки заглядывают в очень
далекое прошлое, чтобы найти
истоки фигурного катания, чтобы
познакомиться с его
О костяных коньках много упоминаний в скандинавском эпосе. Подобные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы, например в Швейцарии. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа. И первое упоминание о таких коньках имеется в исландской саге о Фритьофе, записанной в 1380 г.
В голландской книге "жизнь Людвины" можно даже увидеть, каким был конек с железным лезвием. На гравюре, запечатлевшей группу конькобежцев у городской стены, мы видим коньки того времени. Нет сомнения, что это комбинированные коньки - деревянная колодка с железными лезвиями. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию скоростного бега на коньках и собственно фигурного катания, которое в то время заключалось главным образом в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу. Именно это привлекало многих людей искусства. Страстным поклонником коньков был, в частности, великий немецкий писатель И.В. Гете. Сохранились даже картины, которые запечатлели поэта на льду, скользящим в изысканной позе. Вообще, ни одному виду спорта, существующему по сей день, не посвящено так много картин, гравюр, рисунков и даже карикатур, как бегу на коньках и фигурному катанию.
Знаменитый след в истории фигурного катания оставил художник XVIII столетия Бенжамин Вест из Филадельфии. В 1783 г. он приехал в Европу и продемонстрировал великолепную пластику грацию и смелость. Выяснилось, что американские фигуристы не только не уступают европейским, но и превосходят их по техничности катания.
К тому времени относится и появление первого учебника по фигурному катанию. Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз, сам отличный мастер катания издал "Трактат о катании на коньках", в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны. Там уже разбирается техника исполнения внутренних и наружных дуг, спиралей вперед-наружу, внутренних и наружных корабликов, восьмерки вперед-наружу и многих других элементов.
Понадобилось около ста лет, чтобы в основном разработать почти все нынешние обязательные фигуры и основные технические приемы их исполнения. Во всяком случае, книга "Искусство катания на коньках", изданная в Глазго и принадлежащая перу Д.Андерсена, президента клуба конькобежцев этого города, и труд Х.Вандервела и Т.Максвелла Уитмана из Лондона уже содержат описания всех восьмерок, троек, крюков и других элементов, без которых немыслимо сегодняшнее фигурное катание. Закономерность того факта, что почти все обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.) и разработаны первые официальные правила соревнований.
Однако и заокеанские
Вот что писал о приезде в Европу Н. Панин-Коломейкин: "Еще в 1864 г. в Европу прибыл американский фигурист Джексон Гейнц, которому суждено было стать современной нам форме искусства катания на коньках. Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалось, по-видимому, вполне самобытно... Кроме того, в области техники именно он показал впервые в Европе, что ход зависит не только от инерции после толчка, но что при каждом повороте корпуса, связанного со сгибанием и разгибанием в колене опорной ноги, можно получать новое поступательное движение. Этот важный принцип в связи с характером всех приемов Дж. Гейнца оказался фактором неоценимого значения. Но самая большая заслуга Гейнца была в том, что он как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической стороной, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и естественностью, и сумел поднять свое исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связанных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела... Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства - к международному стилю..." Гейнц выступал также в Петербурге, и многочисленные зрители, среди которых были, конечно, фигуристы, немало взяли из того, что продемонстрировал им этот лучший по тем временам фигурист мира.
Среди зрителей оказался и Алексей Павлович Лебедев - тот русский фигурист, чье мастерство неизменно вызывало уважение у сильнейших зарубежных спортсменов. Именно Лебедеву суждено было стать победителем нескольких крупных турниров, в том числе и состязаний 1890 г. в Петербурге, где собрались сильнейшие спортсмены мира. Этот турнир проводился в честь 25-летия катка в Юсуповском саду. В нем участвовали чемпион США Л.Рубинштейн, чемпион Германии Ф.Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии. По своему составу это был фактически неофициальный чемпионат мира. Победа в нем досталась А.Лебедеву, показавшему не только каллиграфическую точность в исполнении обязательных фигур, но и превосходное произвольное катание, насыщенное артистическими находками и поразившее всех своей гармоничностью. А.Лебедев не скрывал, что своим успехом он обязан и дружбе с известными художниками, которые советами, особым видением и пониманием пластики помогли создать необычную произвольную программу.
Победа в этом турнире позволила многим спортивным историкам считать А.Лебедева первым неофициальным чемпионом мира. Успешное завершение соревнований в Петербурге во многом ускорило создание Международного союза конькобежцев (1892 г.) и последующую организацию чемпионатов Европы и мира.
Для многих зарубежных знатоков, успехи русских фигуристов в начале 90-х гг. 19 века стали полной неожиданностью. Но внимательный наблюдатель мог бы отметить тот факт, что фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Именно русский царь после своей поездки в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр I, как об этом писалось не раз, придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам, и создал, таким образом, про модель сегодняшнего оснащения фигуристов.
Можно кстати и вспомнить и строки из "Евгения Онегина": "Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед", где А.С.Пушкин оставляет нам живое свидетельство того, что потехи на льду в начале XIX в. уже вошли в быт русского народа. К пушкинским временам относится и появление у нас первого учебника для фигуристов - "Зимние забавы и искусство бега на коньках". Автором его был Г.М. де Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
В 1877 г. каток в Юсуповском саду перешёл из владения Яхт-клуба в собственность небольшого кружка истых поклонников конькобежного искусства. Вот тогда и родилось Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии фигурного катания у нас в стране.
Первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д.Пиктэ. В России первый каток с искусственным льдом в закрытом помещении появился накануне первой мировой войны при бывшем театре "Аквариум" в Петербурге. К сожалению, функционировал каток не долго, и фигуристы не смогли использовать его для проведения регулярных тренировок и крупных международных турниров.
Именно на катке Юсуповского сада в 1896 г. состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию. Его победителем стал фигурист из Мюнхена Гилберт Фукс. В чемпионате принимали участие только мужчины. Их было четверо, и среди них два русских спортсмена - Г.Сандерс и Н.Падусков. Очередь женщинам разыгрывать звание чемпионки мира наступила лишь десять лет спустя, да и то официально право проводить свой чемпионат было признано лишь в 1924 г. А первой чемпионкой в 1906 г. была провозглашена М.Сайерс. Организатором чемпионатов выступил тогда (и сохраняет это право по сей день) Международный союз конькобежцев.
Парное катание и спортивные
танцы на льду появились в программе
мировых чемпионатов много
Поначалу мировые турниры
В одиночном и парном катании
музыкальное сопровождение
В танцах на льду, начиная с сезона с 1999-2000 года, разрешена музыка со словами, но там действуют немного другие правила, согласно им музыка должна содержать ярко выраженный ритм, и именно под него, а не под слова, должны кататься фигуристы.
Нет. Понятие "музыкальное сопровождение" трактуется в фигурном катании весьма широко. Единственные ограничения касаются использования музыки со словами или без ритма (см. выше). Таким образом кататься фигуристы могут практически под всё, что их душе угодно, поскольку судья не имеет права снять с них баллы, просто потому, что "музыка плохая" или не нравится ему лично.
На деле же "крайности" выбирают
довольно редко. Из последних примеров
можно вспомнить, например, произвольный
танец сезона 1998-1999 чемпионов мира
в танцах на льду Анжелики Крыловой
и Олега Овсянникова, поставленный
под африканские барабаны. Этот номер
не очень понравился публике, которая
сочла музыкальное