Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:16, реферат
Отдельное двигательное действие (например, приседание) — основной элемент физического упражнения (процесса многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия - прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий - подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.).
Введение 3
Техника двигательного действия 5
Основы техники двигательного действия 14
Техника физических упражнений 15
Основные биомеханические характеристики 16
Критерии оценки эффективности техники 18
Список используемой литературы 19
Уровню «С» присуще
еще одно очень важное качество:
способность к модификации
Какие же самостоятельные движения осуществляются на уровне «С»? Количество их настолько велико, что перечислить невозможно. Н.А. Бернштейн выделяет лишь основные группы этих движений:
Уровень «С» играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. В нем мало трудовых движений, которые требуют осмысления действий. Трудовые действия совершаются на более высоких уровнях «Д» и «Е». Таким образом, уровень «С» — это связующее звено между действиями, движениями и тем пространством, в котором живет и действует ребенок.
Уровень четвертый — «Д»: регулирует действия, которые присущи исключительно человеку. Эти действия обеспечиваются областью больших полушарий головного мозга.
Сложность уровня «Д» настолько велика, а знания о нем настолько малы, что до настоящего времени выяснить все функции этого уровня не представляется возможным. В выполнении движений уровня «Д» главное — смысловая сторона действия с предметом. (Переносит этот навык и на левую руку). Органы чувств (зрение, осязание и т.п.) получают и передают в мозг все сведения о предмете и помогают определить, что именно и в какой последовательности можно и нужно делать с этим предметом. Важно, что уровнем «Д» оценивается не его размер, вес, цвет, а его топология — схема, объясняющая качественные соотношения отдельных частей предмета.
Принцип топологичности относится не только к самим предметам, но и к действиям, совершаемым на уровне «Д». Их осуществление происходит по единой схеме (снять, завязать и т.д., хотя выполнение этих действий предполагает множество способов). Здесь важна не только очередность каждого из элементов действия, но и определенное время, затрачиваемое на отдельную операцию. Получающийся таким образом цепной процесс и обеспечивает смысловое действие, например: надеть и застегнуть пальто, смазать лыжи мазью и т.п.
Именно уровень «Д»
обеспечивает не просто перемещение
предмета, а смысловое использование
его с целью изменить окружающую
действительность, максимально приблизить
ее к той модели «желаемого будущего»,
которую ребенок создает
Другая важная особенность этого уровня связана с различием в действиях правой и левой рук. На всех уже перечисленных ранее уровнях эта разница была практически незаметной. И во время ходьбы и при захватах любого предмета обе руки действуют одинаково, и левая рука легко заменяет правую. И только на уровне смысловых действий («Д») эта разница становится решающей: письмо пишется правой рукой, ложка тянется в рот правой рукой. Переучиться на работу левой рукой возможно, но очень и очень не просто и уж заведомо не быстро (у человека-левши — наоборот).
Теперь перечислим основные группы действий, определяемые столь высоким уровнем:
Наконец преобладание уровня «Д» проявляется при движении рук во время массажа и самомассажа. Таким образом, нет таких осмысленных действий, которыми бы не руководил уровень «Д».
Уровень пятый — «Е», находящийся еще выше предыдущего, создает мотив для двигательного акта и осуществляет его основную смысловую коррекцию. Он окончательно приводит результат движения в соответствие с намерением, с той самой моделью, которую ребенок создал мысленно перед началом своего действия. Этот уровень помимо речи и письма руководит богатейшим арсеналом хореографических, импровизационных и других смысловых действий, изучение и описание которых еще до конца не раскрыто, но представляет собой увлекательнейшую область исследования. Понимание многоуровневой системы регуляции движений позволяет не только формировать, но и корректировать двигательные навыки, выявлять нарушения и заболевания мозга, что ведет к решению важнейшей задачи оздоровления ребенка.Однако управление движениями редко представлено каким-то одним уровнем. Чаще всего в двигательном действии участвуют 3—4 уровня.В конечном итоге теория уровней построения движений может быть представлена следующим образом:
• «Е» — уровень интеллектуальных двигательных действий.
Н. А. Бернштейн в работе «О ловкости и ее развитии», анализируя социально-биологические основы формирования двигательных действий, пишет, что «...каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи действия». Он утверждает, что организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного провоза, а затем выбора, т.е. «...реакцией организма и его верховных Управляющих систем на ситуацию является не действие, а принятие решения о действии». Говоря о принятии решения в Условиях дефицита времени, физиолог указывает на возможность Формирования срочных тактических решений на низовых уровнях Управления без «согласования» с верхними центрами. В этой связи объясняет значение подстройки нервно-мышечной периферии, вторая обеспечивает готовность к экспертному действию.
Таким образом, мы видим, насколько
велика роль нервной системы, а точнее
деятельности ее высших отделов в
осуществлении ловкого
Техника физических упражнений
Техника физических упражнений —
это способ выполнения движения, с
помощью которого решается двигательная
задача*. Например, выполнять бег
можно с разной скоростью, разными
способами (на носках, с высоким подниманием
бедра, спиной вперед и т.д.). Выбор
способа передвижения влияет на результативность
использования его в различных
жизненных ситуациях.
Техника физических упражнений совершенствуется
под воздействием систематических тренировок.
Критерием оценки эффективности техники
движения являются качественные и количественные
результаты выполнения двигательной задачи.
Совершенствованию техники движения способствует
применение спортивного инвентаря, учет
биомеханических закономерностей.
В технике физических упражнений выделяют
основу, определяющее звено и детали.
Основа техники — главные
элементы упражнения, необходимые для
решения двигательной задачи. Отсутствие
отдельных элементов основ техники приводит
к невозможности выполнения упражнения.
Определяющее звено техники
— наиболее
важная и решающая часть данного движения
(например: для прыжка в длину с места —
это будет отталкивание двумя ногами).
Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется. При анализе техники физических упражнений во внимание принимается ряд признаков, характеризующих рациональное выполнение движения. В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий. К ним относятся пространственные, пространственно-временные, временные и ритмические характеристики.
Характерная черта дошкольного
возраста — интенсивный рост ребенка.
С этим связаны значительные перестройки
не только органов и систем, но и
техники основных движений, что отражается
на развитии психофизических качеств.
Это происходит вследствие того, что
вместе с увеличением длины тела
и конечностей изменяются биомеханические
структуры ходьбы, бега, прыжков, метания,
плавания, других движений. В первую
очередь нарушаются координационные
механизмы (согласованность и
Необходимо отметить существенную зависимость общей выносливости от функциональных возможностей организма детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и систем (особенно центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечного аппарата), от степени владения техникой движений, экономного их выполнения.
По мнению В. М. Зациорского,
выносливость человека во многом определяется
свойствами и деятельностью центральной
нервной системы. Работа по развитию
выносливости у детей предполагает
обязательный учет воспитателем особенностей
высшей нервной деятельности каждого
ребенка. В этой связи отметим
исследование Л.Б.Ященко, в котором
на большом экспериментальном
У детей со слабой нервной системой работоспособность снижена. Мышечная деятельность быстро утомляет их, поэтому особенно важно давать им посильную нагрузку умеренной интенсивности, в противном случае это может повлечь за собой перенапряжение организма.
Говоря об особенностях в развитии выносливости старших дошкольников, следует отметить, что длительное выполнение физической нагрузки, даже небольшой и средней интенсивности, неизбежно приводит к постепенному нарастанию утомления. Ю.И.Данько и другие авторы характеризуют его как естественное физиологическое состояние организма, которое проявляется во временном снижении работоспособности. Как известно, показателем общей выносливости является продолжительность стандартной работы (например, мощностью 60% от максимальной) без снижения ее интенсивности. Эту работу можно разделить на две фазы: Iфаза — работа до появления чувства усталости, которое свидетельствует о наступлении утомления, но не всегда ему соответствует как по времени, так и по силе выражения; и IIфаза — работа на фоне усталости до тех пор, пока ребенок может за счет волевого дополнительного усилия поддерживать необходимую интенсивность
Под педагогическими критериями
эффективности техники