Двигательная активность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 21:03, реферат

Описание работы

Гипотеза: оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на физиопсихологическое развитие младшего школьника.

Цель работы: роль движений в развитии ребенка.

Задача: влияние физических упражнений на развитие выносливости, сердечно-сосудистой системы, легких, мышц и т.д.

Содержание

•Введение 3
◦1. Двигательная активность - фактор формирования здорового образа жизни 5
◦2. Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей 8
◦3. Содержание и формы физического воспитания младших школьников 16
◦4. Тенденции современного физического воспитания в рамках школы 22
◦5. Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте 24
◦Заключение 35
◦Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

Двигательная активность.docx

— 49.11 Кб (Скачать)

Коррекция образовательно-воспитательного  процесса происходит с учетом состояния  здоровья учащихся и  на основе принципов  лечебной педагогики. Смысл заключается  в том, чтобы все  задачи обучения, воспитания и развития ребенка  поставить в зависимость  от его психического и физического  состояния. Принципы лечебной педагогики позволяют осуществить  дифференциацию обучения и воспитания с  опорой на гуманистические  традиции отечественной  и зарубежной педагогики, создать настрой  оптимизма и уверенности  в обязательном успехе, обеспечить преемственность  и единство лечебных процедур и школьных занятий, единство воспитания и самовоспитания, учет индивидуальности каждого ребенка.

5. Особенности двигательной  активности в младшем  школьном возрасте

Граница между первым детством (дошкольный период) и вторым - возраст 6-7 лет - является одним из узловых, переломных моментов онтогенеза, когда  происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. То, что именно на этом этапе ребенок попадает в новые социальные условия, испытывает продолжительное и интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, связанное с учебой, создаст предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений.

Поэтому чрезвычайно важно  четко представлять сущность происходящих в организме ребенка  качественных изменений, которые определяют направление и  перспективы развития на протяжении всего  младшего школьного  возраста. Необходимо с самого начала правильно  организовать учебный  процесс в соответствии с психофизиологическими  особенностями ребенка, определяющими его  функциональные возможности, что является залогом - успешности всей последующей  деятельности ученика. Заметные изменения  на границе второго  детства отмечаются, прежде всего, в особенностях физического развития ребенка, состоянии  его костной и  мышечной систем. Идет процесс активного  созревания организма. Так, вес ребенка  увеличивается каждый месяц в среднем  на 200 г, рост на 0,5 см. Возраст 6-7 лет - это  время так называемого  полуростового скачка, когда дети достигают примерно половины длины тела взрослого человека. При этом, в связи с усиленным ростом конечностей - рук и ног - пропорции их тела приближаются к пропорциям тела взрослого. Диагностировать это явление антропологи предлагают с помощью "филиппинского теста": если ребенок может через макушку головы перекрыть пальцами правой руки левую ушную раковину, значит, полуростовой скачок совершился.

Наблюдается усиленный рост черепной коробки - вместилища мозга, который приводит к тому, что у  младшего школьника  она достигает  более 90% размеров черепа взрослого человека и с этого возраста растет крайне медленно. Однако лицевой скелет продолжает расти  и значительно  изменяться еще достаточно длительное время. С  увеличением челюстей происходит смена  молочных зубов на постоянные. Начало смены зубов и темп, в котором происходит это явление, служат важными показателями хода созревания организма.

В возрасте 6-7 лет в  связи с усиленным  ростом ребер и  изменением их положения  меняется форма и  объем грудной  клетки. Это, в свою очередь, приводит к  изменению характера  дыхания. Если ранее  у детей преобладал брюшной тин дыхания, который определяется, в основном, мышцами, брюшного пресса и  диафрагмы, то теперь все большее участие  в дыхательных  движениях начинают принимать межреберные  и межхрящевые мышцы, то есть дыхание становится грудобрюшным, что более эффективно и экономично.

Высокой степени развития достигает мышечная система, вследствие чего относительно хорошо сформирована двигательная сфера: ребенок умеет  ходить с разной скоростью, причем шаг равномерный, широкий, бегает он легко  и быстро; достаточно легко овладевает такими сложными движениями, как лазание, прыжки с места и с  разбега, плавание, ходьба на лыжах и т.п. Однако созревание крупных  мышечных групп опережает  развитие мелких мышц, в частности, кисти  и рук. Поэтому  дети, вступающие во второе детство, в  целом достаточно ловки, быстры, пластичны, но мелкие дифференцированные движения, например, письмо, рисование  еще затруднительны для них.

Описанные изменения в строении и пропорциях тела не являются чисто  внешними. Отмечено, что среди детей 6 лет, достигших формы  тела ребенка школьного  возраста (пропорции  тела, развитие подкожной  жировой клетчатки, очертания), в 5,5 раз  реже встречаются "незрелые" к обучению, чем  среди их сверстников, отстающих в этих показателях. Дефекты  произношения и невнятная  речь также чаще констатируются у детей, - отстающих  по уровню физического  развития. Здоровые дети, имеющие более  высокие показатели физического развития, зубной и костной  зрелости, лучше справляются  с психофизиологическими  заданиями, чем их менее биологически зрелые сверстники.

Особенности физического строения и развития ребенка  коррелируют с уровнем зрелости вегетативных систем организма, деятельностью внутренних органов и обменом веществ.

У детей, характеризующихся  средним и вышесредним  физическим развитием  и, соответственно, высоким  развитием скелетной  мускулатуры, более  совершенными оказываются  деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нежели у их сверстников с низким уровнем физического развития.

В организме ребенка  до 6-7 лет преобладают  генерализованные физиологические реакции, которые нельзя считать экономически целесообразными. У детей уровень энерготрат очень высок. Это связано и с повышенной двигательной активностью, и с меньшей экономичностью многих физиологических процессов, и с незрелостью регулирующих систем, организма. Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных энергетических запасов, поэтому резервные возможности организма относительно невелики. Все это приводит к тому, что любая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только те элементы, которые непосредственно необходимы для ее реализации, но также и другие, способные оказать помощь в достижении результата. Отмечаются выраженные массированные изменения в деятельности чуть ли не всех органов и систем, поэтому длительное время поддерживать высокий уровень умственной и физической работоспособности ребенок не способен. В экспериментах показано, что удерживать даже сравнительно небольшую физическую нагрузку (порядка 2 Вт/кг веса тела) дети способны не более 5-7 минут, в то время как взрослый человек без труда выполняет подобную работу более часа.

Начало  периода второго  детства связано  с качественными  преобразованиями энергетики организма. Реакции  различных систем, в первую очередь  дыхательной и  сердечно-сосудистой, становятся более экономичными и целесообразными, что позволяет снизить энергетические затраты.

Так, если в 6 лет уровень  основного обмена (показатель расхода энергии  в покое) составляет около 2 ккал на 1 кг веса в течение часа, то к 7-8 годам этот показатель снижается  до 1,4 ккал/кг в час. Для сравнения: у  взрослого человека уровень основного  обмена - около 1 ккал/кг.

Изменения функциональных показателей  деятельности дыхательной  и сердечно-сосудистой систем заметны даже во время покоя. Частота сердечных сокращений, например, снижается от 96-98 ударов в минуту в 6 лет до 91-92 уд. / мин. к 7-летнсму возрасту (у взрослого - около 70 уд. /мин). Закономерно снижается и частота дыхания, в то время как его глубина увеличивается. Перестройки в работе систем жизнеобеспечения и определяют возросшие возможности организма ребенка, более высокий и устойчивый уровень умственной и физической работоспособности, что, в свою очередь, помогает более совершенной адаптации к условиям школьного обучения.

Рассматриваемый переломный этап имеет  место в семилетнем возрасте, за которым  следует новый  возрастной период, соответствующий  младшему школьному  возрасту, или периоду  отрочества. Период этот длится до 12-13 лет, то есть до появления  симптомов полового созревания.

"Возраст  3 года и 7 лет  являются переломными  этапами не только  по физиологическим,  но и по морфологическим  показателям. К  7 годам устанавливается  настоящая, по  типу взрослых, ходьба, а в беге становится  выраженной безопорная фаза "полетности". С 7 летнего возраста происходит дальнейшее увеличение динамического компонента нагрузки на скелетную мускулатуру и, в связи с этим, снижение уровня энергетических затрат и уровня деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в покое".

В этом критическом  периоде начинают меняться черты соматотипа. Это выражается в изменении направления роста преимущественно вдоль продольной оси.

В 7 летнем возрасте происходит как бы скачок в  новом, качественном формировании индивидуального  сознания ребенка.

Игровая деятельность, имевшая  место в дошкольном возрасте, сменяется  организованными  спортивными играми, специальными уроками  по физической культуре, пешеходными экскурсиями  в природу и  т.д.

Дети  в возрасте 7-10 лет  уже в состоянии  длительно, устойчиво  поддерживать функциональную активность. Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей - спонтанная игровая  деятельность. В ней  создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного  поведения. "Младший  школьный возраст  сенситивен для формирования способности к  длительной целенаправленной деятельности - как  умственной, так и  физической. Так, на возраст 8-9 лет приходится максимум игровой  активности детей. На перерывах они  стремятся компенсировать вынужденную неподвижность  на уроке, что обусловлено  их физиологическими потребностями. Оптимальное  удовлетворение двигательных потребностей, как  на уроках физической культуры, так и  во внеурочное время  содействует развитию основных двигательных качеств. Это доказывается результатами исследований возрастной динамики общей выносливости и педагогическими  экспериментами, в  которых выносливость детей 7-9 лет удавалось  повысить в 2 раза за счет специальной  организации занятий  на уроках физической культуры. При этом отмечалось, что сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые  качества".

Ребенок младшего школьного  возраста способен выделять план деятельности по полной ориентировочной  основе с оценкой  и самооценкой. Дети этого возраста по данным исследований в возрастной психологии могут достигать  удивительно высоких  результатов в  общении, в деятельности, в отношении к  другому, в воспроизведении образцов деятельности и поведения и т.д. Их возможности овладения движениями приближаются к возможностям взрослого человека. Не случайно в области развития способностей возраст 2-3 года определяют как возраст первого проявления общих способностей, а возраст 6-7 лет считается завершающим проявления этих способностей ребенка.

Детям младшего школьного  возраста доступны взрослые движения очень сложного содержания. Возможность  овладеть сложными движениями ребенку позволяет  уровень развития его восприятия, памяти, воображения, мышления и т.д. В сравнении  с ребенком дошкольного  возраста он уже в  состоянии выделять в деятельности не только ее последовательность, но и логичное построение плана деятельности. Это позволяет  ребенку выделить Ориентировочную  Основу Действий, предлагаемую взрослым.

Традиционное  обучение детей заключается  в воспроизводстве  ими образцов движений, где описывается, в основном, лишь внешняя картина  организации движения. В качестве ориентиров образа движений в  таком обучении выступают  последовательность исполнения частей движений, отдельные экспрессивно-выделяемые моменты и конечный результат. Такими движения и запоминаются ребенком. Это очень обедняет его мышление. При этом чаще всего взрослыми не объясняется логическое содержание движения и на вопрос ребенка: почему следует поступать, так или иначе, следует ответ: "Так надо". Удовлетворение деятельностью обучения у ребенка наступает только при совпадении характеристик конечного результата с предъявленным образцом - "Наконец-то!".

"Организуя  обучение движению  в соответствии  со свойствами  работоспособности  ребенка как реализации  актуального пространства  данным способом, мы имеем возможность  обеспечить осуществление  движения в творческом  исполнении, обеспечивая  достижения развивающего  эффекта обучения. Такое развивающее  обучение дает  возможность использовать  весь наличный  арсенал способностей  ребенка".

Информация о работе Двигательная активность