Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:11, реферат
1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий
2. Двигательная активность и здоровье
3. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физической культурой.
1.
Мотивация и
Приобщение
студенческой молодежи к
Здоровье
и учеба студентов
Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.
Мышцы составляют 40-45% массы тела человека, организм которого очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.
Систематическое,
соответствующее полу, возрасту
и состоянию здоровья, использование
физических нагрузок - один из
обязательных факторов
Специалист,
завершивший обучение по
Отношение
студентов к физической
Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.
Существуют
объективные и субъективные
К объективным факторам относятся: состояние материальной, спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.
В вузах задачу формировании мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые, оздоровительно-спортивные мероприятия.
Если
мотивы сформировались, то определяется
цель занятий, ею может быть: активный
отдых, укрепление здоровья, повышение
уровня физического развития и физической
подготовленности, выполнение различных
тестов, достижение спортивных результатов.
2. Двигательная активность и здоровье
Движение — залог здоровья человека. Однако сколько нужно двигаться? Какова оптимальная доза двигательной активности? Эта проблема усиленно разрабатывается в науке и пока ещё окончательно не решена. Японские специалисты считают, что для поддержания хорошего состояния здоровья каждый человек должен ежедневно делать 10 тысяч шагов. Некоторые советские учёные также говорят о необходимости ежедневно проходить не менее 8—10 км.
Однако более научно обоснованными являются рекомендации выполнять физические упражнения в комплексе, включая в свою физическую тренировку не только ходьбу, но и бег, лыжи, велосипед, плавание, обязательно гимнастику и игры.
Основатель советской школы физиологии спорта А. Н. Крестовников считал наиболее правильным контролировать оптимальную двигательную активность по энергозатратам. На различные виды мышечной работы в течение дня он рекомендовал расходовать 1100—1200 ккал. Такого же мнения придерживается известный советский хирург Н. М. Амосов. В таблице 1 приведены расходы энергии на некоторые виды деятельности человека, в том числе и на физические упражнения.
Чтобы высчитать примерные энергозатраты у себя на двигательную активность в течение дня, нужно массу тела умножить на данные таблицы в зависимости от вида мышечной деятельности и на время в минутах, в течение которого выполнялись те или иные движения. Нетрудно убедиться, что выполнить норму в 1200 ккал не так-то легко. Для этого нужно как следует потрудиться!
Если мышцы
бездействуют - ухудшается их питание,
уменьшается объём и сила, снижаются
эластичность и упругость, они становятся
слабыми, дряблыми. Ограничения в движениях
(гиподинамия), пассивный образ жизни приводят
к различным предпатологическим и патологическим
изменениям в организме человека. Так,
американские врачи, лишив добровольцев
движений путём наложения высокого гипса
и сохранив им нормальный режим питания,
убедились, что через 40 дней у них началась
атрофия мышц и накопился жир. Одновременно
повысилась реактивность сердечно-сосудистой
системы и снизился основной обмен. Однако
в течение последующих 4 недель, когда
испытуемые начали активно двигаться
(при том же режиме питания), указанные
выше явления были ликвидированы, мышцы
укрепились и гипертрофировались. Таким
образом, благодаря физическим нагрузкам
удалось восстановление, как в функциональном,
так и в структурном отношениях.
3. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физической культурой.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое
в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и
дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической
культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими
упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие
требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее
развитие физических способностей людей с помощью организованной
двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все
внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает
работоспособность, укрепляет здоровье.
Мышцы составляют 40—45% массы тела человека. За время эволюционного
развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю
жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко
реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые,
непосильные физические нагрузки.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья,
использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового
режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание
разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а
также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и
спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа
людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение
двигательной активности.
Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что
реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими
упражнениями недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы,
определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную
физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся:
состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по
физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной
программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота
проведения занятий,
их продолжительность и
Информация о работе Целенаправленность самостоятельных занятий