Автор: s****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:31, реферат
А начинать следует с изменения сознания живущих, с гуманитаризации всей сферы образования народа и прежде всего - высшего образования. "Если вы верите в гуманность вообще, - писал малоизвестный у нас английский писатель, философ Д.Г. Лоуренс, - то сегодня нет более важного дела, чем сохранить живой деятельность университета, главная функция которого связана с идеей образования и культуры народа. Университет, а затем институт или колледж должен превратиться в храм науки, искусства и культуры, в центр, от деятельности которого зависят судьба науки и судьба человечества
CАМООРГАНИЗАЦИЯ
В РЕФОРМЕ ВУЗОВСКОГО
Мы вступили
в эру, которая призывает нас
к уравновешенности в общественном
устройстве, к сбалансированности в
отношениях с окружающей средой, к
достижению гармонии и внутреннему
равновесию в каждом из нас.
Осуществление
поворота от материального прогресса
к духовному человеку, к личности
как главному созидательному мотиву
человеческой деятельности - важнейшая
глобальная проблема современности, разрешение
которой способно снова наполнить
смыслом нашу индивидуальную и личную
жизнь, до сих пор придавленную излишним
стремлением к материальной пользе
[1]. Как подойти к решению этой
задачи?
А начинать следует
с изменения сознания живущих, с
гуманитаризации всей сферы образования
народа и прежде всего - высшего образования.
"Если вы верите в гуманность вообще,
- писал малоизвестный у нас
английский писатель, философ Д.Г. Лоуренс,
- то сегодня нет более важного
дела, чем сохранить живой
Тот факт, что
образование выдвигается в
Постижение механизма
самоорганизации стало одним
из важнейших открытий уходящего
столетия. Было доказано, что закон
физики о росте энтропии справедлив
и для замкнутых систем. Система
образования оказалась под
Человек познан
еще крайне неудовлетво рительно,
и только он сам (конечно, с помощью
специалистов) может попробовать
строить свое образование, самостоятельно
рисковать и потом отвечать за
результаты своего движения в плохо
предсказуемой среде, поэтому образование
должно быть центрированным вокруг личности
(а не направленным или ориентированным
на нее). Некогда Кант, абсолютизировавший
роль самосознания, утверждал: личность
- "это то, что человек делает
сам из себя" [2].
Вузовское физическое
воспитание как подсистема также
выбито из кокона стабильности, и особое
внимание должно уделяться налаживанию
диалога с внешним миром, т. е.
коммуникации. А внешнему миру сегодня
важны те знания и такое воспитание,
которые могли бы влиять на поведение,
потому что сегодня речь идет не
о процветании (экономичес ком и
любом другом) общности "российский
народ", а об ее физическом существовании.
Вот факты. 70% населения России живут
в загрязненных городах; 50% пьют воду,
не соответствующую санитарным нормам;
более 6 млн человек подверглись
радиационному воздействию; алкоголь,
наркотики, табакокурение захватили
70% населения России. Что касается
психоэмоционального стресса, то его
испытывает все население страны.
В России сформировалась не типичная
ни для одной страны структура
смертности: 672 тыс. чел. (1/3 умерших) в
год уходят из жизни в трудоспособном
возрасте, причем 80% - мужчины. Не имеет
аналогов и смертность мужчин в трудоспособном
возрасте от несчастных случаев, отравлений
и травм. Каждый третий юноша не может
по состоянию здоровья быть призван
на военную службу (в 1985 г. - только каждый
двадцатый). Среди призывников стало
в 2 раза больше алкоголиков; 12% лиц, которые
подлежат призыву, страдают хроническим
алкоголизмом; 8% принимают наркотики.
Если ситуация не изменится, то лишь 54%
ребят, которым сегодня 16 лет, доживут
до пенсионного возраста. Россию ждут
и уже захлестывают четыре эпидемии: табакокурение,
наркомания, СПИД и алкоголизм [6].
Сегодня решающими
факторами улучшения здоровья населения
являются создание благоприятной для
человека среды обитания, обеспечение
безопасности пищевых продуктов
и воды, охрана труда и соблюдение
техники безопасности на производстве,
проведение продуманной демографической
политики, пропаганда здорового образа
жизни. А образование должно стать
не только доступным, но и привлекательным,
это для России и лекарство, и
путь к спасению. Итак, сегодня доказано,
что основные "факторы риска"
имеют поведенческую основу, которая
вырабатывается воспитанием. Но исследования
показали, что сегодняшний учитель
и преподаватель, так же как школьники
и студенты, не имеют четкого научного
представления о сущности здорового
образа жизни. Они сами не заботятся
должным образом о своем
Напрашивается
вывод, что реформировать прежде
всего следует физическое воспитание
в вузах, хотя в основе лежит образование
первичное, начальное, школьное. И причин
здесь несколько: во-первых, его объем
меньше; во-вторых, результат будет
получен скорее; в-третьих, высшее образование
формирует преподавательский
Однако решать
проблемы сегодняшнего дня вчерашними
методами невозможно. И если пришло
понимание, что нормативный метод,
привнеся много положительного в
развитие физического воспитания, исчерпал
себя, то постепенно, а не сокрушая все
на своем пути, высшая школа должна
выстроить новые модели воспитания
физической культуры , в самом широком
понимании слова культура .
Нашим глубоким
убеждением является то, что это
должны быть личностно-центрированные
модели, которые делают акцент на самоуправлении
и снятии внешнего принуждения. На сегодня
нет ни одной разработанной подробно,
и мы предлагаем как вариант создание
сельфцентров (от английского слова
self-organizing - самоорганизация) - синтетических
структур, которые используют все
возможные достижения различных
сфер жизни: медицины, науки, культуры,
спорта. Уже в самом названии -
точный, научно обоснованный смысл
усиления процесса самоорганизации. Только
добровольно, комплексно и избирательно
можно привить физическую культуру
и поместить ее достояния не в
память, а в душу и интеллект.
Государственные
образовательные стандарты
Сегодня идет поиск
форм занятий, отвечающих характеру
реально существующих потребностей.
Основные идеи, направления и принципы
физкультурного воспитания, отраженные
в концепции физкультурного образования
студентов [5], предусматривают кардинальное
изменение содержания физического
воспитания. Весь предшествующий опыт
работы в высшей школе приводит к
мысли, что личностно-центрированная
модель образования именно в физическом
воспитании могла бы прижиться и
показать свою самостоятельность. Идея
создания так называемых центров
самоорганизации (ЦСО), предложенных В.Н.
Компаниченко [3], показалась нам привлекательной.
Здесь, и "либерализация", и "гуманизация",
и "гармонизация", и "непрерывное
развитие физкультурного воспитания".
Автор идеи закладывает
в название научно обоснованный смысл:
центр должен способствовать усилению
процесса самоорганизации в людях.
Центр самоорганизации
и медицина. Задача - предупреждение
заболеваний, т.е. это профилактическая
структура. Возможность заниматься
должна быть предоставлена вне зависимости
от того, здоров студент или болен
и чем болен.
Центр самоорганизации
и наука. Хотя наука и не все
объясняет, тем не менее она максимально
приближает нас к объективной
картине мира, ибо опирается на
факты - реальные наблюдения. Деятельность
центров должна быть пронизана ясной
и свободной научной мыслью.
Центр самоорганизации
и спорт. Особое внимание должно быть
уделено телесной организации как
основе для выявления высших человеческих
способностей. Спорт укрепляет физические
кондиции человека. Методики, используемые
в центре, должны быть компактными
и включать комплексы разнообразных
упражнений [3, 4].
В информационном
центре самоорганизации должна быть
сосредоточена информация (в печатных,
электронных, видео- и аудио- материалах)
об особенностях человеческого организма,
о безграничных возможностях каждого
из нас к совершенствованию, о
взаимосвязи живых существ и
т.д. Нужно повысить тонус мышления
оригинально подобранной
Основная идея
- создание образовательного пространства,
в котором все максимально
приспособлено для усвоения теоретических
основ физической культуры и практики
движения, предложение максимальной
свободы выбора.
Деятельность
центра должна осуществляться таким
образом, чтобы, с одной стороны,
предоставить студенту возможность
принять воздействия (или самовоздействия)
любого вида, с другой - помочь ему
самому составить индивидуальную программу
саморазвития (то есть определить наиболее
желаемый набор воздействий и
их пропорции).
Изложенные представления
о центре - это "программа максимум",
но начать можно с зародышевых
структур, в которых осуществлялась
хотя бы часть возможных воздействий,
позволяя постепенно уходить от утилитарно
-прикладной направленности вузовского
физического воспитания.
Список литературы
1. Гайдученок
И.А. Слово о личности: Философское
эссе /Под ред. Л.В. Уварова.
Наука и техника, 1990. - 158 с.
2. Гуанский Э.Н.,
Турчанинова Ю.И. Введение в
философию образования. - М.: Издательская
корпорация "Логос", 2000. - 224 с.
3. Компаниченко
В.Н. Цикл и смысл
4. Компаниченко
В.Н. Самоорганизация личности - путь
к расцвету человечества, Хабаровск,
1994. - 51 с.
5. Лубышева Л.И.
К концепции физкультурного
6. Пальцев В.
Образование как лекарство // Alma
mater. 1998, № 7, с.19.
7. Соловьенко
К., Пугачева Е. Открытость в
реформе высшей школы // Alma mater.
1998, № 5, с. 3 - 5.
8. Lawrence D.H. Assorted Article/
London, 1932.
9. Е.П. Оськина, аспирантка, С.Б. Нарзулаев, доктор медицинских наук, профессор
Информация о работе Cамоорганизация в рефоруме вузовского физического воспитания