Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа
В данной работе сделана попытка определить способы выполнения болевых приемов «рычагом локтя» в разных видах единоборств, а также выявить влияние биомеханических особенностей локтевого сустава на эффективность выполнения техники.
Цель работы - выявить основные закономерности выполнения болевых приёмов типа «рычаг локтя в стойке».
Ведение
Актуальность……………………………………………………………………...3
Гипотеза…………………………………………………………………………...3
Глава I Состояние вопроса…………………………………………………..4
1.1 Определение понятий: прием, боль, болевой прием………………………4
1.2 Особенности обучения болевым приёмам………………………………….6
1.2.1 Особенности восточных систем обучения болевым приёмам………......6
1.2.2 Особенности американских систем обучения болевым приёмам……....9
1.2.3 Особенности европейских систем обучения болевым приёмам……….10
1.2.4 Особенности советских систем обучения болевым приёмам………….11
1.3 Существующие классификации болевых приёмов……………………….13
1.4 Методики обучения технике болевых приемов……………………..……19
1.5 Биомеханические особенности выполнения болевого
приема рычаг локтя……………………………………………………………...21
Выводы…………………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение………………………………………………………………………33
1.4 Методики обучения технике болевых приемов
При изучении болевых приёмов в стойке, в частности и рычага локтя, существуют различные методики и указания.
Методика
по системе САМБО Харлампиева
рекомендует обучать болевым
приёмам по разделениям, по счёту. Для
этого болевой приём
Перед обучением следует показать приём целиком, слитно, указывая на особенности исполнения и обращая внимание на детали, делающие изучение данного приёма безопасным. Далее необходимо показать и подробно объяснить каждый элемент приёма в отдельности. Только после этого объединяют болевой приём в один счёт, постепенно добиваясь выполнения всего приёма в целом.
Вначале
следует выполнять приём
Методика
обучения болевым приёмам по В.В.Модестову
«Рукопашный бой для спецвойск»
- в целом в медленном темпе;
- по разделениям;
- самостоятельно;
- в боевом темпе.
Приёмы разучиваются сначала стоя на месте, а затем из различных исходных положений, в сочетании с другими приёмами. Сначала приёмы выполняются по командам и распоряжениям руководителя занятий, в дальнейшем техника тих выполнения совершенствуется самостоятельно.
Дзю-дзюцу Агофонов Г.Г. Методические особенности
- кустовое построение техники;
- конструирование
кустов на основе базовых
- смещение акцента с бросковой техники на технику болевых удушающих приёмов и приёмов воздействия на позвоночный столб.
- использование
дыхательно-медитативных
- практика психоэмоциональных тренировок;
- использование
методов идеомоторной
- широкое использование тренировки с воображаемым противником.[1]
Методики тренировки по Спиридонову В.А. САМОЗ.
Поуровневая тренировка, постепенная отработка приёмов, по, так называемому, уровню.
Первый уровень: изучение приёма, сначала в медленном, а затем, после тщательной отработки в быстром темпе, при отсутствии сопротивления со стороны защищающегося. А затем идёт выполнение уже разученного приёма, при незначительном сопротивлении со стороны обороняющегося. И, наконец, полное сопротивление со стороны обороняющегося.
Второй уровень представляет собой тренировку, при которой защищающийся, после начала атаки, может проводить контрприёмы.
Третий уровень представляет собой двустороннюю тренировку. На этом уровне обороняющийся, не дожидаясь нападения со сторон атакующего, может нападать и применять приёмы.[23]
1.5
Биомеханические особенности
приема узел плеча.
В основу
изучения болевых приемов положены
анатомно-физиологические
Функция сустава в схватке существенно отличается от естественной функции сустава в повседневной жизни. Поэтому особенно важно правильное понимание строения и функционирования суставов человеческого тела для грамотного выстраивания учебно-тренировочного процесса обучения технике болевых приемов
Классификация суставов и их влияние на движение
Сустав
– прерывное подвижное
- синартрозы, или непрерывные соединения;
- амфиартрозы, или малоподвижные суставы;
- диартрозы,
или свободно двигающиеся
В соответствии с классификацией, основанной на структурном составе, существует шесть типов суставов:
Шаровидные суставы.
Обеспечивают наиболее свободное движение с наибольшей амплитудой. Движение происходит вокруг трех осей. Кость имеет более или менее круглую головку, размещается в чашеподобной или шаровидной ямке (например - тазобедренный сустав).
Эллипсовидные или яйцевидные суставы.
Движение
возможно вокруг двух осей: сгибание-разгибание
вокруг фронтальной оси и отведение-
Блоковидные (шарнирные) суставы.
Позволяет выполнять угловое
движение в одной плоскости,
ограничивая его сгибанием-
Цилиндрические суставы.
Обеспечивают вращательное движение вокруг одной оси. Вращение является единственно возможным движением. (1-й и 2-й шейные позвонки, обеспечивающие вращение головы, суставы между лучевой и локтевой костями, обеспечивающие пронацию и супинацию предплечья).
Плоские или тугоподвижные суставы.
Обеспечивает
только скользящие движения (небольшие
суставные поверхности
Седловидные суставы.
Поверхность каждой кости является вогнутой в одном направлении и выгнутой в перпендикулярном ему направлении. Движение выполняется в двух направлениях: сгибание-разгибание и отведение-приведение (например, запястно-пястный сустав у основания большого пальца).
Существуют
шесть основных видов остеокинетического
(произвольного или активного) движения,
которое может выполнять
Кроме этого существует ряд терминов, которые используют для описания определенных специальных движений:
1. Супинация – это направленное наружу вращение предплечья, движение связано с поворотом ладони вперед (из положения стоя руки по бокам);
2. Пронация – это направленное внутрь вращение предплечья;
3. Инверсия – поворот подошвы стопы внутрь (имеет место, при растяжении голеностопного сустава);
4. Эверсия – вращение подошвы стопы наружу.
Существуют и другие виды движений, происходящие в голеностопном суставах: тыльное сгибание или разгибание стопы назад; сгибание подошвы.
Также существуют протракция и ретракция плечевого пояса. Это движение плеча, лопатки и ключицы направленное вперед или назад.
Биомеханика выполнения болевых приемов в единоборствах
Законы рычага
Движение
в суставе может быть
Закономерности работы рычага следующие: действующие на рычаг силы обратно пропорциональны прилежащим им плечам, а пути проходимые, плечам рычага, прямо пропорциональны их собственной длине.
В человеческом организме мышцы чаще всего действуют на более короткое плечо. Причем, в работе рычага участвуют, в основном, группы мышц: одни мышцы начинают движение, другие его продолжают, третьи заканчивают.
В механике различают рычаги первого и второго рода. В организме человека рычаг первого рода – это чаще всего рычаг разгибания. Причем, за счет более короткого плеча действующих мышц этот рычаг дает выигрыш в скорости и перемещении. При помощи рычага первого рода осуществляются практически все виды ударов в кулачном бою.
В рычаге второго рода силы расположены по одну сторону от опоры, но плечо силы мышцы больше плеча сопротивления.
Это «рычаг силы». Взаимный переход различных видов рычага друг в друга при изменении точки опоры является особенностью всего живого, механические рычаги свойством взаимного перехода не обладают.
В рычаге третьего рода силы также расположены по одну сторону от опоры, но плечо силы мышцы меньше плеча сопротивления.
Сгибание
в суставах конечностей происходит
по принципу этого рычага, это рычаг
сгибания. По принципу этого рычага
работает предплечье человека на сгибание.
В этом рычаге, как и в рычаге
первого рода, проигрыш в силе компенсируется
величиной и скоростью
В этом случае при относительно малом сокращении мышцы сочленяемая конечность производит достаточно скоростное высокоамплитудное движение.
Анализ болевых приемов рычагом
Рычагом называют твердое тело, которое
можно вращать вокруг неподвижной
оси. Рычаг находится под действием
сил, которые расположены в
где F1 – сила тяжести тела противника; F2 – сила тяжести атакующего;
F – сила реакции опоры
Из приведённой информации можно сделать следующие выводы: болевой приём «рычаг локтя» выполняется за счёт рычага второго рода (так называемого «рычага силы»), в этом рычаге силы расположены по одну сторону от опоры, но плечо силы мышцы больше плеча сопротивления.
ВЫВОДЫ
1. Анализ специальной литературы и мнений специалистов-практиков
позволил выяснить, что необходимо искать новые подходы к классификации
и методике обучения технике болевых приемов, с учетом новых требований,
предъявляемых к служебно-прикладной подготовке.
2. Для оптимизации учебного процесса по освоению болевых приемов в стойке в единоборствах различного контингента целесообразно использовать более развернутую классификацию болевых приемов, охватывающую как
спортивные, так и прикладные особенности технических действий.
3. Построение полноценного процесса обучения технике болевых приемов в стойке следует производить с учетом знаний, основывающихся на
биомеханических, психологических и физиологических механизмах
возникновения боли, что позволит
более качественно строить
обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонов Г.Г. «Джиу-джицу. Современная техника древнего боевого искусства». Ростов-на-Дону, 2003г.
2. Ахмедов К.Б., Трунин В.В. Методические указания по исследованию физической работоспособности человека. – Алма-Ата, изд. КИФК, 1975г.
3. Булочко В.И. Физические способности разведчика. Москва: Боевые искусства, 2001г.
4. Вельмякин В.Н. «Боевое САМБО и рукопашный бой для спецвойск». Рязань, 1993г.
5. Волков ВП. Курс самозащиты без оружия «САМБО», Издание школьно-курсового отдела кадров НКВД СССР, Москва, 1940г.
6. Дзи Дзяньчен, техника самообороны ДУАНЬДА, Москва, Прасковья, 1995г.
7. Долин А.А., Попов Г.В. «КЭМПО-традиции воинских искусств» - Москва, 1997г.
8. Евгений Есин «Невидимое ороужие». Н.Новгород, 2002г.
9. Карамов С.К. «КЭМПО. 100 вопросов» - ТерроСпорт 1999г.
10. Карякин Б.П. «САМОЗАЩИТА», Московская область, 1993г.
11. Касьянов Т.Р., Иванов-Катанский Техника рукопашного боя. Москва: Боевые искусства, 2004г.
12. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. Москва: Советская Россия, 1975г.
13. Лю Го Шень Циньна, Будо, 1997г.
14. Лян Юшень «ЦИНЬНА. Искусство болевых захватов». Москва, 2002г.
15. Нишпорский О. «Курс Дзю-дзюцу. От 5-го кю до 2-ого дана». ХарВест, 2004г
16. Ознобишин Н.Н. «Искусство рукопашного боя». Санкт-Петербург, «Всемирная литература», 1998г.