Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа
Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Введение
Глава 1.Обзор литературы
1.1 Характеристика баскетбола, как средство физического
воспитания школьников
1.2 Характеристика, классификация и значение бросков в
современном баскетболе
1.3 Требования к современным броскам и методика
начального обучения
Глава 2.Цель, задачи, методы организации
исследования и обследуемые
2.1 Цель, задачи и методы исследования
2.2 Организация исследования
2.3 Педагогический эксперимент
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Эффективность экспериментальной методики обучения и
динамики, показателей результативности броска одной
рукой от плеча
3.2 Типичные ошибки, выявленные в
процессе обучения
Выводы
Практические рекомендации
Список литературы
Таблица1
Исходный уровень
показателей результативности
Показатели
Бросок с правой стороны
Бросок с левой
стороны
Экспер.гр
Контр.гр
Экспер.гр
Контр.гр
х
2,6
3
2,7
2,8
t
2,4
0,3
P
>0,05
>0,05
Как видно из таблицы 1 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся контрольной и экспериментальной группы статистически не отличаются, вэкспериментальной группе среднее количество бросков с правой стороны составило 2,6, а в контрольной 3 при индивидуальном разбросе показателей в обеих группахот 1 до 5 попадания (t=2.4; Р>0,05); с левой стороны в экспериментальной группе среднее количество попаданий составило 2,7; вконтрольной группе 2,8; при индивидуальном разбросе показателей в обоих группах от 0 до 5 попаданий (t=0,3; Р >0,05)
Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обучаемости и носят случайный характер. По первоначальному тестированиюпоказатели бросков одной рукой от плеча с правой и левой стороны у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.
За время эксперимента в обоих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча. Однако это улучшение в разных группах участников эксперимента носило разный характер.
Таблица 2.
Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых
Контрольной группы за 3 месяца.
Статистические
Бросок с правой стороны
Бросок с левой стороны
Показатели
До Эксп-та
После эксп-та
До эксп-та
После эксп-та
X
3
5
2,8
3
?
0,5
0,7
1,2
1
M
0,09
0,14
0,23
0,19
t
7
0,6
P
<0,001
>0,05
Через 3 месяца после изучения броска динамика показателей в контрольной группе изменилась (Табл.2)
Как видно из Табл.2
в результате обучения выявлен закономерный
небольшой прирост показателей
как справа, так и слева. Индивидуальный
разброс приисходном
Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны, составили 5 попаданий, результаты статистическидостоверны (t=7; P<0.001)
При повторном тестировании в 6а классе прирост показателей отмечается с правой стороны. Вероятно, это связано с тем, что на занятиях больше уделяли времени и внимания броскам правой рукой. При выполнении бросков слева, учащиеся уделяли меньше вниманиятехнике броска. Кроме того, они стремились выполнить бросок быстро, а это приводило к нарушению точности движений и рассогласованию действий при работеног и рук. Как видно из Табл.3 в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей, как с правой, так и с левой стороны. Учащиеся занималисьпо предложенной нами программе, что достоверно улучшило показатели.
Таблица 3.
Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых экспериментальнойгруппы за 5 месяцев.
Статист. Показатели
Бросок с правой
Стороны.
Бросок с левой
Стороны.
До
эксп-та
После
Эксп-та
До
эксп-та
После
эксп-та
X
2,6
6
2,7
5,7
?
0,75
0,75
1
0,5
M
0,14
0,14
0,19
0,09
T
8,1
6,3
P
<0,001
<0,001
Анализируя полученные данные средние показатели, составили с правой 6 попаданий, с левой стороны 5,7 при индивидуальном разбросе результатов приисходном 1 до 5, и после предложенной экспериментальной методики с 5 до 8 бросков.
При броске с правой
стороны (t=8,1;Р<0,001), левой стороны(t=6,3;Р<0,001).
При проведениизанятий в
Таблица 4
Результаты бросков одной рукой от плеча в конце
эксперимента у учащихся 6-х классов
Статистические показатели
Бросок с правой стороны
Бросок с левой
стороны
Эксперим.гр.
Контрольн.гр.
Эксперим.гр.
Контрольн.гр.
X
6
5
5,7
3
t
5.2
6,8
P
<0,001
<0,001
Как показано (Табл.4) анализ фактических данных, разные методики обучения оказало существенное изменение на показатели точности броска однойрукой от плеча, как с левой стороны (t=6,8; Р<0,001), так и с правой стороны (t=6,8;Р<0,001)
Анализ полученных
результатов в
3.2 Типичные ошибки,
выявленные в процессе
В результате педагогического наблюдения нами были выявлены ошибки при броске одной рукой от плеча с места, при проведении первого тестирования ивторого (Таблица 5)
Таблица 5
Ошибки у учащихся при выполнении
одной рукой от плеча с места.(%)
№
Ошибки
Экспер.гр.
Контр.гр.
1
2
1
2
11
Неправильное держание мяча(кисти)
43
0
29
14
22
В подготовительной фазе вторая рука располагается на мяче не правильно
57
29
57
43
33
Ноги во время броска не работают
43
0
43
0
14
Излишний наклон вперед, что приводит к потери равновесия
29
29
29
29
15
Бросок выполняется толчком пальцев
57
43
70
57
16
Не бросковая рука, при броске опускает резко вниз или раб.бросок завершается 2-мя руками
43
0
43
29
17
Отсутствие сопровождающего движения бросковой руки.
70
43
57
57
18
Непоследовательное включение звеньев тела в основной фазе
57
23
57
43
19
Бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита
70
29
85
57
110
Асинхронная работа рук и ног
70
29
70
57
Условные обозначения: цифровой 1 обозначено исходное тестирование, цифровой 2 конечное тестирование.
Как следует из представленной (Табл.5), испытуемые имеют большое количество ошибок, которое колеблется от 29 до 85 %. При первом тестировании, выявленные ошибки были причинами незнания техники выполнения броска и правилами.
Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от плеча с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения:
Мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание с захлёстом кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.
Определенные ошибки,
на наш взгляд, являются причинами
возникновения других ошибок. Так, излишний
наклон вперед, который приводит к
потериравновесия, лишает учащегося
возможности последовательно
Выявленная ошибка во время броска 43% в экспериментальной группе является одной из основных при выполнении броска – это когда не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч теряет свою траекторию, для её устранения применялся тренажер предложенный Кузиным В.В., Полиовским С.А. (1999):
К запястью кистей привязывалась лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.
Также, при броске многие испытуемые завершали бросок 2– мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую
( небросковую) руку давался щит размером 0-25 см с рукой, игрок поддерживал им мяч и завершал движения одной рукой.
В результате предложенных
тренажеров, эти две ошибки были
полностью устранены в
На возникновение
многих ошибок повлияло ряд факторов,
которые полностью не позволили
устранить все ошибки. Асинхронная
работа рук и ног 70 % возникла в
результате координационной
В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефектыобучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, также неуверенность и страх (Платонов В.П.,1986).
В экспериментальной
группе предложенная методика обучения
и средства, предложенные для их
устранения, показали себя с положительной
стороны, всесторонне влияя на стороны
обучения. Процентное соотношение ошибок
снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной
группе - 14-57% при конечном тестировании.
В процессе обучения движениям и
совершенствования техники их выполнения
постоянно возникают ошибки. Их своевременное
выявление и устранение причин возникновения
в значительной мере обуславливают
эффективность процесса технического
совершенствования. (Платнов В.П., 1986)