Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 06:02, реферат
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования.
Введение.
1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
2. Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
3. Структура реабилитации инвалидов. Направления реабилитации, существующие в настоящее время.
4. Цель адаптивной физической культуры.
5.Приоритетные задачи адаптивной физической культуры. Их взаимосвязь с традиционными задачами физической культуры.
6. Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Заключение.
• социально-трудовая реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в профессиональной сфере;
• социально-бытовая реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере домашнего и общественного быта;
• социально-культурная реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере культурного производства и потребления.
Вместе с тем в субъективном плане реабилитация инвалидов выражается в повышении степени их социальной дееспособности в основных сферах жизнедеятельности. Так обнаруживается второе необходимое измерение реабилитации инвалидов — динамическое (стадийно-уровневое), при рассмотрении в котором различаются ее основные этапы (фазы)
или качественные уровни:
• первоначальная реабилитация, предполагающая приостановление развития социальной недостаточности, обусловливаемой психофизическим нарушением;
• элементарная реабилитация, предполагающая создание основ дееспособности инвалида в ключевых областях общественной практики;
• полная реабилитация, предполагающая достижение инвалидом максимально возможного для него уровня независимости и самостоятельности в основных сферах социальной жизнедеятельности.
Между тем в прикладном отношении осуществление реабилитации инвалидов как специфического направления социальной политики необходимо предполагает осуществление — на базе государственных или общественных организаций и учреждений — различных видов реабилитационной деятельности с использованием разных по своей природе реабилитационных технологий и средств, обеспечивающих положительную динамику статуса инвалидов в трудовой, бытовой и культурной сферах. И при рассмотрении реабилитации в соответствующем — инструментальном (технологическом) — измерении четко обнаруживаются основные виды реабилитационной деятельности:
• медицинская реабилитация, т.е. восстановительное лечение лиц, имеющих инвалидизирующее заболевание;
• инженерная (техническая) реабилитация, т.е. разработка и внедрение специальных технических средств, расширяющих социальные возможности инвалидов;
• психологическая реабилитация, т.е. осуществление психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в отношении инвалидов;
• педагогическая реабилитация, т.е. осуществление мероприятий по формированию у инвалидов специфических умений, навыков и личностных свойств, необходимых для участия в социальной практике.
Таким образом, комплексная реабилитация инвалидов представляет собой специфическое направление социальной политики государства, предполагающее поэтапное повышение их социальной дееспособности в сферах труда, быта и культуры на основе комплексной реализации мер медицинского, инженерно-технического, психологического и педагогического характера и имеющее своей целью
обеспечение готовности этой категории
населения к реализации нормативного
для данных общественно-исторических
условий образа жизни.
4. Цель
адаптивной физической
Цель
адаптивной физической культуры
как вида физической
культуры может быть определена так:
максимально возможное развитие жизнеспособности
человека, имеющего устойчивые отклонения
в состоянии здоровья, за счет обеспечения
оптимального режима функционирования
отпущенных природой и имеющихся в наличии
(оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных
характерис тик и духовных сил, их гармонизации
для максимальной самореализации в качестве
социально и индивидуально значимого
субъекта.
5.Приоритетные задачи адаптивной физической культуры. Их взаимосвязь с традиционными задачами физической культуры.
1) Взаимодействие природного и социального, естественного и рукотворного лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек – это всегда прежде всего «человек телесный», а потом уже «человек разумный», «человек социальный и т.п. Следовательно, физическая культура выступает как базовый, фундаментальный слой культуры, присутствует (хотя и не всегда в осознаваемом и реализованном виде) в любой сфере культурной и бытовой деятельности.
2) Физическая культура- это интегрирующее звено культуры вследствие заключённого в ней необходимого взаимодействия и взаимопреобразования атрибутов, характерных для различных уровней бытия человека. В этом проявляется её особенность как механизма «встраивания» природного начала в социокультурное и адаптации социально-требуемого к естественным основам человеческого существования.
3) Физическая культура – это не только область непосредственной «работы с телом», «создания физической готовности людей к жизни», «средство и способ физического совершенствования», хотя именно телесно- двигательные качества человека являются предметом приоритетного интереса в этой области. Как и всякое сфера культуры, культура физическая – это прежде всего «работа с духом» человека, и его внутренним, а не внешним миром: без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможно никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленное на тело, в связи с телом на основе тела.
4) Культура едина, а человек в культуре целостен, воспроизводится целостно. Физическая культура служит средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и одновременно фактором его физического, психического и духовного совершенствования. Нарушения баланса гармонии между природным и социальным в человеке ведут либо к соматизации индивида, либо к его социологизации за счет подавления, уничтожения естественного начала в нём – то и другое есть разрушения культуры, выход за её «систему координат».
5) Недостаточный уровень физической культуры личности, неполноценная двигательная активность человека, дефицит движений отрицательно сказываются на развёртывания всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности личности: телесных характеристиках, интеллектуальных, эмоциональных и вообще духовно психических свойствах человека. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребёнок (в данном случае из-за низкого уровня физической культуры родителей, врачей, воспитателей, учителей и др.), который с помощью движений не только активизирует функционирование всех своих органов и систем, но и познаёт окружающий мир, при этом формируя свои ощущения, восприятия, представления, ориентировки, пространственно-временные шкалы и т.д. и т.п., в том числе эмоционально-волевую сферу.
Информация о работе Адаптивное физическое воспитание – содержание, цель, задачи и особенности