Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:25, реферат
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).
Реферат: "Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)"
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Адаптивная физическая
культура (цель, содержание, место в
системе знаний о человеке)
Доктор педагогических
наук, профессор С.П. Евсеев Санкт-Петербургская
государственная академия физической
культуры им. П.Ф. Лесгафта
Рост инвалидности
населения в большинстве стран
мира, что связано с усложнением
производственных процессов, увеличением
транспортных потоков, возникновением
военных конфликтов, ухудшением экологической
обстановки и другими причинами,
обусловил появление новых
Решению данного
вопроса предшествовало открытие в
Санкт-Петербургской
Данные обстоятельства
предопределили цель настоящей публикации
- выделить ведущую дисциплину, составляющую
ядро новой специальности (022500), и
рассмотреть ее философию, содержание,
основные задачи, отличия от родственных
учебных и научных дисциплин.
Как видно из названия
специальности, ее ядро - "Теория и
методика адаптивной физической культуры",
которая базируется на общей теории
и методике физической культуры, являющейся
по отношению к новой родовым
понятием. Однако в отличие от базовой
дисциплины объект познания и преобразования
в адаптивной физической культуре -
не здоровые, а больные люди, в
том числе и инвалиды. Необходимо
еще раз подчеркнуть, что деятельность
будущих специалистов адаптивной физической
культуры будет осуществляться именно
с той категорией населения, которая
утратила какие-либо функции на достаточно
длительный срок, а зачастую - навсегда
(например, лица, перенесшие ампутацию
конечностей, удаление пораженного
органа и др.).
Все это требует
значительной, а иногда принципиальной
трансформации (приспособления, коррекции,
или, по-другому, адаптации) задач, принципов,
средств, методов, организационных
форм основных разделов (или видов)
базовой дисциплины применительно
к столь необычной для
Именно своей ориентацией
на хронических больных и
По сложившейся
в нашем обществе системе мировоззренческих
взглядов, инвалидами и лицами с
устойчивыми отклонениями в состоянии
здоровья должны заниматься представители
здравоохранения, социального обеспечения,
образования, но не физической культуры.
Она же была ориентирована
на здоровых или (как исключение) на
временно утративших те или иные функции,
а что касается наиболее развитого
как в теоретическом, так и
в практическом аспекте раздела
данного вида культуры - спорта, то он
вообще предусматривает активную деятельность
с лицами не просто здоровыми, но и
моторно одаренными. Причем попасть
в число последних было крайне
трудно, так как в каждом виде
спорта действовала довольно жесткая
система отбора перспективных спортсменов.
В связи с этим
обратим внимание еще на такой
факт, который очень наглядно подтверждает
приоритеты физической культуры по отношению
к той или иной категории населения.
Ведущий отечественный теоретик
физической культуры Л.П. Матвеев даже
в ее оздоровительно-
Если обратиться
к учебным планам и программам
дисциплин специальности "физическая
культура", являющихся своеобразной
моделью содержания знаний, умений
и навыков выпускников вузов
физической культуры и факультетов
физического воспитания педагогических
институтов и университетов, то легко
будет убедиться в том, что
практически все дисциплины, включая
дисциплины и медико-биоло гического,
и психолого-педагогических циклов,
содержат сведения только о здоровом
человеке. Исключением являются две
дисциплины: лечебная физическая культура
и спортивная медицина, которые изучают
в основном заболевания и повреждения,
характерные для спортивной деятельности.
Уместно будет вспомнить
и о перечне медицинских
Сказанное позволяет
заключить, что в России высшее профессиональное
образование в сфере физической
культуры получали в подавляющем
большинстве только здоровые люди,
как правило, бывшие и действующие
спортсмены, а ориентировано оно
было на работу специалистов со здоровыми
и двигательно одаренными детьми
и взрослыми.
Автор статьи не склонен
считать, что подобное невнимание к
проблемам инвалидов полностью
обусловлено позицией представителей
сферы физической культуры, хотя, очевидно,
именно они должны были бы быть основными
инициаторами расширения сферы влияния
в обществе физической культуры, обоснования
и доказательства ее действительно
социальной значимости 1. Однако дело здесь
намного более сложное, чем может
показаться на первый взгляд. Немаловажную
роль в сложившейся ситуации играет
недостаточная разработанность
теоретических, концептуальных проблем
физической культуры инвалидов. Проведенный
А.В. Сахно [11] анализ отечественной
и зарубежной литературы, посвященной
проблеме здоровья, определению его
качественных и количественных параметров,
позволил ему утверждать, что между
понятиями "здоровье человека" и
"инвалидность человека" была воздвигнута
непроходимая стена и что эти
понятия трактовались как взаимоисключающие.
В частности, понятие "здоровье",
изложенное в уставе Всемирной организации
здравоохранения как "состояние
полного физического, духовного
и социального благополу чия,
а не только отсутствия болезней и
физических дефектов", фактически отождествляется
с "абсолютным здоровьем" и, естественно,
не допускает и мысли о
Таким образом, в
силу целого ряда объективных условий
и субъективных факторов инвалиды оказались
в сфере деятельности медицины, в
которой сравнительно недавно зародилось
самостоятельное направление - реабилитация.
В Энциклопедичес ком словаре медицинских
терминов она определяется как "комплекс
медицинских, педагогических и социальных
мероприятий, направленных на восстановление
(или компенсацию) нарушенных функций
организма, также социальных функций и
трудоспособности больных и инвалидов"
[15, c. 29]. Как видно из определения, в понятие
"реабилитация" входят функциональное
восстановление или компенсация того,
что нельзя восстановить, приспособление
к повседневной жизни и приобщение к трудовому
процессу больного или инвалида. Соответственно
различают три основных вида реабилитации:
медицинскую, социальную, (бытовую) и профессиональ
ную (трудовую).
Важно отметить, что
медицинская реабилитация включает
в себя лечебные мероприятия, направленные
на восстановление здоровья больного,
и психическую подготовку пострадавшего
к необходимой адаптации, реадаптации
или переквалификации [11, c. 21]. При
этом до настоящего времени существуют
различия в понимании сущности реабилитации
теми или иными специалистами-
Все эти положения
с учетом той или иной медицинской
специальности вполне понятны. Однако
они, с одной стороны, сужают цели,
задачи, средства, методы, организационные
формы реабилитации, ориентируют
их в зависимости от профиля заболевания
или инвалидности на общепринятые в
официальной медицине средства и
методы и явно недооценивают роль
движения и вообще физической культуры
личности участвующего в этом процессе;
а с другой - лишний раз подтверждают,
что медицинская реабилитация находится
лишь на пути выхода из рамок лечебно-госпитальной
парадигмы. В соответствии с последней,
кстати говоря, неоднократно подвергавшейся
критике [1, 13 и др.], главная цель медицины
- излечение конкретных болезней в
больницах, поликлиниках, санаториях,
реабилитационных центрах с помощью
лекарств и медицинской техники
под руководством и наблюдением
специалис тов-медиков, а не максимально
возможное развитие жизнеспособности
человека (здорового, больного, инвалида),
его телесно-двигательных и психических
потенций, отпущенных природой и имеющихся
(оставшихся) в наличии в процессе
жизни.
Таким образом, в
отличие от адаптивной физической кульутры
медицинская реабилитация в большей
степени направлена на восстановление
нарушенных функций организма, а
не на максимальную самореализацию человека
в новых условиях, что требует
от больного или инвалида значительно
большей активности и самостоятельности.
Кроме того, используемые в реабилитации
средства так или иначе ориентированы
на составляющие традиционной медицины:
медицинскую технику, массаж, физиотерапию,
психотерапию, фармакологию и т.п., а
не на естественные факторы - движение,
здоровый образ жизни, рациональное
питание, закаливание и др.
Правда, в последнем
руководстве для врачей по лечебной
физической культуре (ЛФК) в системе
медицинской реабилитации [7] признается,
что движение является важнейшим
естественнобиологическим стимулятором
организма, который стал первейшей
потребностью современного человека.
Однако тут же подчеркивается, что
ЛФК - метод комплексного лечения, что
она использует нозологический принцип
по наиболее важным заболеваниям, органно-системный
подход при дифференциации частных
вопросов и отражает задачи конкретных
направлений в отечественной
медицине 2. Более того, как считают
авторы данного руководства, даже физическая
культура и спорт являются организованной
формой вторичной профилактики, необходимой
для сохранения результатов, достигнутых
в процессе лечения больных (подчеркнуто
мною. - С.Е.).
Позиция же автора пособия
состоит в том, что адаптивную
физическую культуру нельзя сводить
только к лечению и медицинской
реабилитации. Она является не только
и даже не столько средством лечения
или профилактики конкретных болезней,
сколько одной из форм, составляющих
полноценную жизнь человека в
его новом состоянии, образовав
шемся в результате травмы или
болезни. Адаптивный спорт, адаптивная
двигательная рекреация и другие
виды адаптивной физической культуры
как раз и ставят задачи максимального
отвлечения от своих болезней и проблем
в процессе соревновательной или
рекреационной деятельности, предусматри
вающей общение, развлечение, активный
отдых и другие формы нормальной
человеческой жизни.
На значительное
расширение сферы традиционной медицины,
"опьяненной" успехами в лечении
ранее неизлечимых болезней и
спасении умирающих и "видящих"
только в этом главную задачу служения
людям, направлены такие ее "ветви",
как валеология [1, 10 и др.] и профилактическая
медицина [12].
Главная цель валеологии
состоит в реализации "прямого
пути" к здоровью, в его сохранении,
укреплении и "воспроизводства".
В отличие от медицины основными
средствами валеологии являются компоненты
здорового образа жизни: