Значимость физической культуры в здоровом образе жизни студентов на примере БГУЭП

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, практическая работа

Описание работы

Цель: получить социологическую информацию об отношении студентов БГУЭП к физической культуре, выяснить ее роль в организации здорового стиля жизни студенческой молодежи. Разработать практические рекомендации для руководителей вуза по формированию здорового стиля жизни студенческой молодежи.
Задачи: С целью исследования связан ряд исследовательских задач, в ходе решения которых предполагается выяснить:
являются ли физическая культура и спорт ценностью для студентов, чем именно привлекает их физкультурно-спортивная деятельность;
какое место физкультурно-спортивная деятельность занимает в образе жизни современных студентов;
какие вопросы, касающиеся организации и методики занятий физкультурно-спортивной деятельностью, интересуют студентов в первую очередь;

Работа содержит 1 файл

соц исследование.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социологического исследования на тему:

«Значимость физической культуры в здоровом образе жизни студентов на примере БГУЭП».

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Сокольникова Н.Г.

Группа У-09-3

Факультет МЭГУ

Проверила: Инкижинова Светлана Антоновна

 

 

 

Иркутск 2011

I. Методологический раздел.

1.1. Актуальность проблемы.

 

Необходимость разработки и реализации исследовательского проекта связана прежде всего с особенностями развития нашего общества, его реформированием, новым формирующимся образом жизни людей, повышением значимости личностной физической культуры.

Ухудшение экономической  ситуации повлекло за собой целый ряд социальных проблем: безработица, низкий прожиточный уровень, платные медицинские услуги привели к резкому снижению показателей здоровья населения. Одним из доступных средств поддержания и сохранения здоровья, работоспособности людей остаются физическая культура и спорт. Более того, с каждым годом совершенствуются и развиваются новые формы занятий физическими упражнениями, возникают необычные виды спорта, однако интерес к ним со стороны большей части населения остается достаточно слабым. Несмотря на увеличение показателей смертности от таких заболеваний, как инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, люди, к сожалению, не видят в физической культуре сильнейшего средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья.

По данным эпидемиологического исследования, проводимого в рамках программы «Здоровье студентов», было выявлено, что низкая физическая активность является одним из основных факторов риска ишемической болезни сердца среди студентов в различных регионах страны. Для восполнения «мышечного голода» имеется громадный арсенал средств физической культуры: физические упражнения, различные виды спорта, оздоровительные занятия.

Физическое  воспитание в высших учебных заведениях является основным звеном организации  физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов.

Именно такой  предмет как физическое воспитание должен формировать у будущих  специалистов навык сохранения высокой  физической и творческой активности на долгие годы. Благотворное влияние  физических упражнений на физическую и умственную работоспособность отмечали многие исследователи.

1.2. Цели и задачи исследования.

 

Цель: получить социологическую информацию об отношении студентов БГУЭП к физической культуре, выяснить ее роль в организации здорового стиля жизни студенческой молодежи. Разработать практические рекомендации для руководителей вуза по формированию здорового стиля жизни студенческой молодежи.

Задачи: С целью исследования связан ряд исследовательских задач, в ходе решения которых предполагается выяснить:

  • являются ли физическая культура и спорт ценностью для студентов, чем именно привлекает их физкультурно-спортивная деятельность;
  • какое место физкультурно-спортивная деятельность занимает в образе жизни современных студентов;
  • какие вопросы, касающиеся организации и методики занятий физкультурно-спортивной деятельностью, интересуют студентов в первую очередь;
  • какая работа по пропаганде физической культуры и спорта проводится в БГУЭП;
  • какова образованность студентов в области физической культуры и спорта;
  • ведут ли студенты БГУЭП здоровый образ жизни;
  • каково мнение студентов о возможности и целесообразности улучшения работы по формированию здорового стиля жизни и усилении роли и значимости физической культуры в нем.

1.3. Объект и предмет исследования.

 

Объектом исследования являются студенты БГУЭП, которые должны высказать своё мнение о роли и месте физической культуры в их образе жизни, о значимости физкультурно-спортивной деятельности и путях актуализации ими ценностей физической культуры и спорта.

  Предметом исследования является оценка значимости физической культуры и спорта в образе жизни студентов, степень актуализации физической культуры в образе жизни студентов БГУЭП.

1.4. Гипотезы исследования.

 

В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.

  1. Большинство студентов положительно оценивают занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
  2. Физическая культура и спорт привлекают студенческую молодежь прежде всего как специфическая сфера деятельности, в которой можно отдохнуть, развлечься, укрепить здоровье, поднять свой престиж. Значительно реже студенты оценивают физическую культуру как средство развития личности, понимают физическую культуру как вид личностной культуры.
  3. Физкультурная образованность и грамотность студентов крайне низкие и поверхностные.
  4. Примерно у половины студентов не сформирован ЗОЖ, и они имеют неполные и поверхностные представления о нем
  5. Работа по пропаганде ЗОЖ в вузе организована слабо. Физкультурное воспитание в основном сводится к организации практических занятий.

1.5. Теоретическая интерпретация  понятий.

 

В соответствии с проблемой и целью исследования логическому анализу подлежат следующие понятия.

Здоровый образ  жизни (ЗОЖ) — обобщенное для данного  социума понятие, содержащее представление о формах и способах жизнедеятельности, не противоречащих требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.

Здоровый стиль жизни (ЗСЖ) — сложившиеся и актуализированные  личностью формы и способы  жизнедеятельности, не противоречащие требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.

Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) — деятельность, направленная на физическое, нравственное, духовное совершенствование человека средствами физической культуры и спорта.

Физическая культура —  часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, физическое, нравственное и духовное совершенствование человека.

II. Методический раздел.

2.1. Обоснование и описание метода  и инструментария исследования.

 

Методы исследования для сбора социологической информации применяются следующие:

  • традиционный анализ специальной литературы по теме исследования;
  • сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатываются компьютерами методами математической статистики.

Метод анкетирования  — психологический вербально-коммуникативный  метод, заключающийся в осуществлении  взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно  рассматривать как один из самых  распространенных методов получения  информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании  людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю  получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

При создании опросов  сначала формулируют программные  вопросы, соответствующие решению  задачи, но которые доступны для  понимания лишь специалистам. Затем  эти вопросы переводятся в  анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Для данного исследования используется описательная стратегия, ошибка выборки  которой составляет 10-20%.

 . Респондентами будут являться студенты, обучающиеся на дневной форме обучения на факультете МЭГУ в БГУЭПе. При анкетировании каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на вопросы анкеты.

2.3. Описание техники построения  выборочной совокупности и её  репрезентативности.

Генеральной совокупностью  исследования является 1000 студентов. Для  отбора респондентов будет использоваться стратифицированный метод отбора выборочной совокупности, так как имеется возможность провести погрупповой опрос, где объем выборочной совокупности при ошибке выборки 5%, рассчитывается законом В. Паниотто. При объеме генеральной совокупности 1000 человек, объем выборочной совокупности составит 385 человек. Таким образом, в исследовании примет участие каждый 3 студент, обучающийся на данном факультете.

 

 

II. Методический раздел.

2.1. Обоснование и описание метода  и инструментария исследования.

 

Методы исследования для сбора социологической информации применяются следующие:

  • традиционный анализ специальной литературы по теме исследования;
  • сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатываются компьютерами методами математической статистики.

Метод анкетирования  — психологический вербально-коммуникативный  метод, заключающийся в осуществлении  взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством  получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно  рассматривать как один из самых  распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

При создании опросов  сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Для данного исследования используется описательная стратегия, ошибка выборки которой составляет 10-20%.

 . Респондентами будут являться студенты, обучающиеся на дневной форме обучения на факультете МЭГУ в БГУЭПе. При анкетировании каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на вопросы анкеты.

2.3. Описание техники построения  выборочной совокупности и её  репрезентативности.

Генеральной совокупностью  исследования является 1000 студентов. Для  отбора респондентов будет использоваться стратифицированный метод отбора выборочной совокупности, так как имеется возможность провести погрупповой опрос, где объем выборочной совокупности при ошибке выборки 5%, рассчитывается законом В. Паниотто. При объеме генеральной совокупности 1000 человек, объем выборочной совокупности составит 385 человек. Таким образом, в исследовании примет участие каждый 3 студент, обучающийся на данном факультете.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация «Логос»,. 1997. – 360 с.
  2. Закревская, Н.Г. Социология физической культуры : самостоятельное изучение курса и подготовка к контрольной работе : учеб.-метод. пособие / Н.Г. Закревская ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. 2002. – 48 с.
  3. Новиков, Д.В. Эталон здорового образа жизни в представлении современной молодежи, СПб., 2008. – С. 220-221.
  4. Виханский, А.А. Влияние социального здоровья на активизацию жизненной позиции студентов. М., 2009. – С. 96-97.
  5. http://www.iksmedia.ru/news/2052205.html
  6. . http://www.liveinternet.ru/stat/vkontakte.ru/

Информация о работе Значимость физической культуры в здоровом образе жизни студентов на примере БГУЭП