Значение социологии для развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3-4

Глава 1. Социология — наука об обществе………………………..5-8
1.1. Понятие социологии в структуре социальных отношений……..5-8
1.2. Социология — система знаний…………………………………...8-9
1.3. Структура социологии…………………………………………..10-14
Глава 2. Предмет и объект социологии. Функции
cоциологии…………………………………………………………………..15-17
2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества...17-19
2.2. Социологические исследования — инструмент познания

социальной реальности………………………………………………………19-20
2.3. Методы социального познания…………………………………20-23
2.4. Функции социологии…………………………………………...23-27
Заключение………………………………………………………….28-30

Литература………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

2.4. Функции социологии

Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует  все присущие общественной  науке функции: теоретико-познавательную,  критическую,  описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную,  мировоззренческую. Вообще  функции гуманитарных  наук  принято делить на две группы:  гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.  Гносеологические функции  социологии проявляются  в наиболее  полном  и конкретном познании тех или иных  сторон социальной  жизни. Социальные  функции раскрывают пути  и способы их оптимизации. Существуют  и действуют функции  только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого  мира  с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию,  социология дифференцирование подходит к действительности.  С  одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить,  развить — ведь не все надо менять  перестраивать и т. п.  С  другой стороны  выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.  Теоретико-познавательная, критическая   функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современном мире.   К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные  знания  об  основных  социальных  проблемах  развития современного общества. Что же касается прикладной социологии,  то она призвана обеспечить надежную  информацию о различных  процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений  и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о  процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей  или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень  системности и конкретности знаний  социологии определяет эффективность реализации ее социальной  функции.

Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в  виде аналитических записок, различного  рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие,  взаимосвязи т. п. При исследовании  социального объекта требуется высокая нравственная  чистота и  порядочность ученого,  потому что на  основе данных, фактов  и документов делаются  практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти  материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир,  она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек  должен всегда помнить, что преобразование общества — не само цель. И преобразования нужны  лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния  и общества и людей. Как бы ни была  хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается  в решения,  рекомендации, прогнозы. Познавательная функция  социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция  социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно  социологические  исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза  изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.  В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии  социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему  и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим  желанием  показать  перспективу и конечный результат,  который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что  выводы, рекомендации, предложения  социолога, его оценка состояния социального субъекта служит  основанием для выработки и  принятия определенных решений. Уже  всем  ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и  полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике  реализации.  Более того, нередко  органы управления  поступают вопреки рекомендациям  ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления  общества и дает возможность  выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования  в  Украине, а точнее, трансформация общества  состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей.  Проблема состоит в  преодолении  отчуждения человека от  рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении  ее  эффективности. Задача  социологии — теоретически  обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной  жизни  в Украине.  Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состояния к  другому как раз в связи с сознательным  превращением  целей в  результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций  объясняется не  столько  недостаточной квалификацией  социологических кадров  (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка  их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной  у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.    

Информационная  функция  социологии представляет сбор, систематизации   и накопление информации,  полученной в  результате  исследований. Социологическая информация —  самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она  концентрируется в памяти ЭВМ.   Ее могут использовать социологи, руководители  объектов, где проводились исследования.  В  установленном порядке информацию  получают  государственные   и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция  социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно  корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это   один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая  интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве  социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций  именно социологические концепции того или иного рода выступали  ведущими  в общественном  развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную  роль  в революции 1688  г. при  установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов  сыграли преобразующую  роль во Франции  и т. п. Длительный  период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой  нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции  социологии  определяют не  только  задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каково же место социологии в системе общественных  наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками?  Место  социологии в системе  общественных и гуманитарных наук  определяется прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно  включает общую социологическую теорию, которая может служить  теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности,  методы социального измерения,  разрабатываемые  социологией,  используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того,  в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято  называть социальными. Социология как система знаний не может  развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным  наукам  социология находится в таком положении, в каком общая биология  находится по отношению к специальным биологическим отраслям  знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди  общественных  наук, которые имеют  дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве (например, США   уникальная  страна  по  национальному  составу, христианство — уникальная религия, 30-летняя война —  отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.),  то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими  для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций,  всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это  различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом  изучения  общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных,  неповторимых явлений  и  процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и  исторического опыта оборачивается большими   бедами для  человечества. Выявить   эволюцию  субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно  лишь  совместными усилиями истории и социологии.

Основная  форма  деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может  не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая  деятельность человека  меняется с  учетом развития самого  человека как  социального существа.  А  это исследует уже   социология. Тесно связана  социология и  с психологией. Социология  изучает гражданское общество, политология — политическую  жизнь  общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук — социология и политологии породило новую отрасль  науки — политическую  социологию. Связь  социологии  и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности  политической жизни можно, только учитывая  особенности общества  в целом как социальной системы, во-вторых, общество  нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают  на него политические структуры  и различные политические ре жимы.

Социология тесно связана  с философией. В основе связи —  изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы,  категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии  общества, общественных отношений, социальных связей, социальных  действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя  и  сознание,  социология — социальную  структуру, социальные  институты, культуру, социальную организацию общества  и т. п.  Если  же  философия  изучает сущность  человека, личности, то  социология — личность как социальный тип. Если же  философия  изучает социальные отношения  в их сущностной сути, то социология—социальные    взаимодействие и социальные  взаимосвязи.  Конечно  же социология осуществляет задачу, непосильную общей  философии  — непосредственно перерабатывает конкретные данные  общественной  жизни.     Важнейшей   задачей в  разработке современной философской  мысли  выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз действие на состояние окружающей природной и космической среды,  нахождение   путей решения  глобальных  проблем  человечества,  осмысление  глубоких интеграционных процессов  в мировом  со обществе,  понимание необходимости новых подходов   к решению  современных  этнических процессов. Принципиально новое решение   в современной  философии  и социологии  получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации  в  современном мире. Наполняется  новым  теоретическим содержанием  принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным  пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  не действительное состояние.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюркгейм 3. О разделении  общественного труда. Метод социологии. М., 2000.

2. Зборовский  Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 2002.

3. Осипов Г. В. Социология. М., 2000. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 2003.

4. Краткий словарь по социологии. М., 1999.

5. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 2002.

6.  Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. Социс, 2000, № 2.

 


Информация о работе Значение социологии для развития общества