Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 18:13, реферат
Динамика семьи. Сущность понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного
цикла семьи. Стадии супружеских отношений. Кризисы семейной жизни. Задачи
развития семьи. Стадии родительства.
При
анализе стадий развития
супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
Молодое
супружество продолжается
от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и
предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями
одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно
обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с
рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В
профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо
квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к
новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске.
Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому
их материально и «морально» поддерживают родители.
Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди
экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от
необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких,
дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена
помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать
профессиональной деятельности.
Супружество
зрелого возраста наступает
семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями
и воспитывать внуков.
Для супружества пожилого возраста характерно снижение
производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак,
как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга.
Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной
жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов
иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их
проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов.
При
прохождении семьи от стадии
к стадии она переживает
кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают
организм, личность и социальные группы.
Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода
семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее
стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия,
когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и
«уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
Неожиданные
и особенно травматические
ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по
развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный
стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже
нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные
изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».
Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может
ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например,
смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.
По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы ситуативных
изменений в семье:
1.
«выбывание» (утрата членов
2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением,
усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
3.
изменения под влиянием
депрессия, землетрясение и т. п.);
4.
биологические изменения (
климактерический период и т. д.);
5.
изменение стиля жизни (
т.д.);
6.
«насилие» (кража,
В отличие
от ситуативных, стрессы,
литературе определяются как «нормативные» (Burnham J. В., 1991).
Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье,
уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС
показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к
ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в
своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»).
Поэтому был сделан
вывод о необходимости
периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются
связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и
фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС (Nichols M. Р., 1984).
Больше
значение исследователи
0-1. Принятие
на себя супружеских
1-2. Освоение супругами родительских ролей.
2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.
3-4. Включение
детей во внешние социальные
структуры (детские учреждения)
4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5-6. Экспериментирование
семьи с независимостью
7-8. Уход
детей из семьи и
8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
В развитии
супружеских отношений
Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и
продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют
такие факторы:
• исчезновение романтических настроений,
активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в
повседневном семейном быту;
• рост числа ситуаций, в которых супруги
обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
• более частые проявления отрицательных эмоций,
возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
Второй
кризисный период наступает
годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться
несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
• с приближением периода инволюции, с повышением
эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических
жалоб;
• с возникновением чувства одиночества, связанного
с уходом детей; с
усиливающейся эмоциональной
переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа
сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».
При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными
результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» -
он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий
уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к
разрушению системы.
Наиболее
вероятными моментами, когда
или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются
как раз моменты кризисов.
Задачи развития семьи
На
каждой стадии жизненного
Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с
которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы
семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной
и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с
фазы молодой семейной пары без детей.
/. Молодая семья:
·
дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и
родственниками;
·
разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
2. Семья с маленьким ребенком:
·
реорганизация семьи для
· поощрение роста ребенка с
одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
· согласование личных и семейных целей.
3. Семья с ребенком-школьником:
·
перераспределение
· проявление участия при наличии проблем с учебой;
· распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
4. Семья с ребенком-подростком:
· перераспределение автономии и
контроля между родителями и подростками;
· изменение типа родительского поведения и ролей;
· подготовка к уходу подростка из дома.
5.
Семья как «стартовая площадка»
• сепарация ребенка от семьи;
• корректный уход из дома;
• поступление в колледж, на военную или иную службу.
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:
•
пересмотр супружеских
•
пересмотр распределения
• адаптация к уходу на пенсию.
На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с
трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в
супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким
образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя