Женское предпринимательство в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:21, статья

Описание работы

Женский бизнес… Что мы, в Украине, видим за словосочетанием "женское предпринимательство"? Стратегию выживания, к которой нас подтолкнула бедность, потеря постоянной работы и стабильного заработка? Или стремление современной женщины самореализоваться, приобрести экономическую независимость, заняться "делом", которое подчас становится смыслом жизни? Можно получить новую профессию (бухгалтера, экономиста, юриста), востребованную на рынке труда. В 90-х годах многие женщины так и поступили. Переобучение и получение новой профессии было своего рода выходом, но не всегда давало реальные шансы устроиться на работу. Ведь объявления о найме пестрили требованиями: мужчина 35-40 лет с опытом работы. Поэтому женщины, более старшего возраста и без опыта работы, получив новую профессию должны были полагаться на случай.

Работа содержит 1 файл

Женское предпринимательство в Украине.docx

— 23.80 Кб (Скачать)

                                       Женское предпринимательство в Украине

Женский бизнес… Что мы, в Украине, видим  за словосочетанием "женское  предпринимательство"? Стратегию выживания, к которой нас  подтолкнула бедность, потеря постоянной работы и стабильного  заработка? Или стремление современной женщины  самореализоваться, приобрести экономическую независимость, заняться "делом", которое подчас становится смыслом жизни? Можно получить новую профессию (бухгалтера, экономиста, юриста), востребованную на рынке труда. В 90-х годах многие женщины так и поступили. Переобучение и получение новой профессии было своего рода выходом, но не всегда давало реальные шансы устроиться на работу. Ведь объявления о найме пестрили требованиями: мужчина 35-40 лет с опытом работы. Поэтому женщины, более старшего возраста и без опыта работы, получив новую профессию должны были полагаться на случай. Другой стратегией стала надежда на малые, но стабильные заработки государственной службы; при этом лучшее будущее мысленно связывалось с реализацией государственной политики в области соблюдения социальных гарантий. Есть еще один путь - развитие женского предпринимательства, малого бизнеса и самозанятости. Может показаться странным, но развитие рыночных отношений не только вызвало стрессы и депрессии у женщин; оно также создало новые возможности. Полностью новые формы экономической активности, типа самозанятости и предпринимательства, помогли многим женщинам выбраться из их психологических и финансовых кризисов. Рабочее население было перераспределено в соответствии с требованиями рыночной экономики: и количество занятых в секторе обслуживания, посреднических услугах, предоставлении услуг, финансовой сфере, страховании и так далее увеличилось, и число рабочих частного сектора почти удвоилось. Базовым в таких изменениях было развитие малого бизнеса, в который были вовлечены женщины. Обучение, предоставление услуг, производство и продажа различных товаров, журналистика, издательское дело и сельское хозяйство - предпринимательство такого рода первым появилось на рынке в странах с переходной экономикой, и впоследствии внесло ценный вклад в суммарные показатели экономического роста. Вопросы женского предпринимательства достаточно интенсивно изучаются во всем мире, в частности, в плане необходимости государственной поддержки женского предпринимательства в интересах экономического процветания. Подобные исследования проводятся и в Украине. Так, Европейской Экономической Комиссией были опубликованы результаты выполнения международного проекта, возглавленного Рейнвестфальским институтом экономических исследований в Германии и выполненного совместно с партнерами в Украине, Молдове и Узбекистане. Финансирование проекта осуществляла ассоциация "Интас" (www.intas.be). Среди результатов исследования женского предпринимательства в Украине были следующие. Большая часть деловых женщин имеет высшее образование (73%). Перед тем, как открыть свое собственное дело, более 70% женщин работали в государственном секторе, в частном бизнесе - 23%. Опыт управления с предыдущего места работы имела половина женщин. На этапе открытия дела первой по важности проблемой был капитал, второй - помещение, третьей - нормативно-правовая база. Данные обследования показали, что, помимо своего собственного капитала, наиболее распространенными источниками внешнего финансирования выступают такие неформальные источники, как родственники и друзья. Лишь незначительное количество женщин получили банковские ссуды. Однако, большинство предпринимательниц на этапе организации предприятия вовсе не обращались к таким источникам заемного финансирования, как банки, клиенты или поставщики.

Основным  барьером уже при  ведении бизнеса  для женщин продолжал  оставаться капитал. И тем не менее, около 70% предпринимательниц ни разу не обращались за банковским кредитом. Среди причин, по которым женщины не обращаются в специализированные учреждения за финансовой помощью назывались невыгодные кредитные условия или сообщалось, что несмотря на необходимость кредита, женщина не уверена в успехе его получения, слабое развитие системы микрокредитования, и особенно - практически отсутствующее информирование женщин о возможности получить помощь. Среди причин необращения за финансовой помощью также было названо отсутствие конкретных знаний о том, куда, кроме банков, можно обратиться за помощью в своем регионе, как это делать, как правильно обосновать необходимость в дополнительных средствах, как грамотно разработать бизнес-план. Таким образом, финансирование выступает в качестве ограничивающего фактора как при органищзации, так и при дальнейшем развитии принадлежащих женщинам предприятий. Тот факт, что капитал упоминается как одна из основных проблем в сфере ведения бизнеса, свидетельствует о проблемах доступа к внешнему финансированию.

Почти все женщины-предприниматели на момент опроса ставили целью улучшение показателей их фирмы. На вопрос о наиболее серьезном шаге, запланированном на будущий год, в ответах на первом месте было названо повышение качества продуктов и/или услуг, а на втором - планы по повышению внимания к маркетингу и необходимости технологической модернизации. Средняя численность персонала для фирм и предприятий, принадлежащих женщинам, 11 человек. Большинство обследованных предприятий ориентируется на местные рынки. Более 70% украинских предпринимательниц реализуют свою продукцию на локальном уровне. Объем продаж на местных и национальных рынках сумели увеличить 25% женщин-предпринимателей. Зничительная доля женщин-предпринимателей (45%) имеют кооперационные связи. При этом партнерами являются редприниматели и предприятия того же сектора. Мотивами сотрудничества выступают: обмен информацией, совместное производство, обмен идеями, повышение прибылей, - что свидетельствует об использовании сотрудничества как способа решения ряда деловых проблем.

Больше  половины женщин нуждаются  в какой-либо внешней  поддержке при  ведении бизнеса. А рассмотрение конкретных примеров, когда вроде бы о необходимости во внешней поддержке женщины не говорили, свидетельствовало о том, что для решения своих проблем женщины все же обращались за помощью к родственникам, друзьям, партнерам по бизнесу. Что касается основных областей, в которых украинские женщины нуждаются в поддержке, это, прежде всего, общие навыки управления бизнесом, затем - нехватка информации и профессиональной квалификации; такие потребности в поддержке отражают стремление к повышению общих деловых навыков. Большинство женщин-бизнесменов не владеют информацией о действиях правительства по поддержке их деятельности. 70% респонденток считают, что женщинам-предпринимателям необходимо особое внимание со стороны центральных и местных органов власти в виде конкретных программ поддержки и совершенствования налоговой и нормативной в целом базы. Но в сложившейся ситуации женщины ориентированы в первую очередь не на финансовую, а на информационную и правовую поддержку со стороны государства, на фоне укрепления статуса женского предпринимательства в регионах. Однако, в Украине существует лишь несколько инициатив по поощрению женского предпринимательства, при этом большинство из них имеют региональный или локальный характер. Директивные органы на Украине не рассматривают женское предпринимательство как составную часть сектора малых и средних предприятий, для чего необходимы специальные законы и льготы. Региональные программы по-прежнему не имеют широкого охвата ни в географическом, ни в финансовом смысле. Кроме того, ощущается нехватка обученных специалистов для реализации этих мер.

Вместе  с тем чиновники, отвечающие за государственную  политику поддержки семьи и юношества, сейчас уделяют более пристальное  внимание женскому населению, включая  возможности, открываемые занятостью и самостоятельной занятостью. Центры занятости по всей Украине располагают небольшими финансовыми средствами для проведения переподготовки безработных женщин, а также для организации профессиональной подготовки в сфере предпринимательства и предоставления начального капитала. Хотя эти средства, выделяемые из государственного бюджета, не позволяют полностью удовлетворить потребности безработных женщин, указанные центры занятости все же оказывают благотворное влияние на рост женского предпринимательства. Однако, деловые женщины, как правило, не осведомлены о существовании этой программы, а в тех случаях, когда они знают о ней, они не входят в круг адресатов принимаемых мер. Украинские бизнесмены в решении деловых проблем в основном полагаются на свои собственные возможности и на помощь со стороны друзей и родственников. Кроме изучения условий создания и ведения собственного бизнеса, проводятся исследования по изучению женского корпоративного стиля поведения. Так, по данным Института социально-экономических стратегий (ИСЭС), для 56% женщих-предпринимателей этические нормы являются необходимым условием успеха. Для 44% женщин, соблюдение этических норм является делом совести. 55% женщин-предпринимателей считают недопустимой в бизнесе непорядочность, а 40% - выход за рамки Уголовного кодекса. В бизнесе женщины действуют осторожнее и ответственнее, чем мужчины, не желают рисковать, предпочитая "умеренный консерватизм", ориентированы на устойчивые деловые стратегии. Этот комплекс психологических черт служит своеобразным гарантом "защищенности", вложенных государственных инвестиций в женское предпринимательство. Показательно, что в процентном соотношении, женщины берут кредиты реже, чем мужчины, но большинство женщин их возвращают.

Говоря  о женском предпринимательстве  в Украине, нельзя обойти такой абсолютно  нерешенный у нас вопрос как учет неоплачиваемого труда женщин. Проблема выполнения женщинами значительного  количества неоплачиваемой домашней работы, часто в дополнение к "обычной" работе на производстве или в области  услуг, существует в целом мире. Но в если в западной экономике существует понятие "неоплачиваемая домашняя работа", то в Украине роль женщины в домашнем хозяйстве недооценена. Даже в технически и продовольственно обеспеченных странах Запада считается, что женщина, которая воспитывает ребенка, стирает, убирает, покупает продукты и готовит пищу для собственной семьи, каждый день отрабатывает полный рабочий день. Украинская женщина, имея несравненно меньше возможностей и средств, делает то же самое, но большей частью после своего 8-часового рабочего дня.

По подсчетам  британских экспертов, в процессе такой  неоплачиваемой работы женщина, которая "не работает" вне дома, создает  продукты и услуги на сумму от 12 до 15 тысяч фунтов стерлингов на год. То есть экономический эффект от домашней работы очень высок. Количество неоплачиваемой домашней работы, которое выполняют украинские женщины, на сегодня еще не высчитано, поскольку отсутствует сама методика проведения таких оценок и подсчетов. Даже учет в ВНП той частицы, которая создается подсобными хозяйствами, реальной картины не предоставит. Ведь женщинам приходится выполнять намного больше работы, чем работа в собственном огороде. Исследования "Рабочий день семьи", проведенные Информационно-консультативным женским центром в ходе тренинга по программе "Уполномоченное образование" , показало, что украинские женщины, большинство из которых имеют свою "обычную" работу, выполняют не менее 70% всей домашней работы. По приблизительным оценкам, каждая украинская женщина каждый год вырабатывает для своей семьи продуктов и услуг на сумму не менее 10-20 тысяч гривен. Сегодня украинские женщины несут двойную нагрузку, которая вредит их здоровью и лишает возможности сосредоточить усилия на достижении успеха в частном предпринимательстве, политике или творчестве. По результатам исследования ИСЭС лишь 7% женщин-предпринимателей не выполняют обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Методологически обоснованная попытка оценить эту работу могла бы дать ориентировочную картину реального положения женщин в Украине. На фоне все еще существующих гендерних стереотипов в трудоустройстве и выборе профессии, в нашем обществе выращивается и пропагандируется образ жертвенной, неутомимой, трудоспособной украинской женщины. Но прежде всего, женщина должна ощущать себя свободной в выборе, и она найдет ту сферу, в которой сможет реализовать себя в соответствии с тем, что ей самой необходимо. И если она избрала роль домохозяйки, то мы этот выбор должны уважать, считать ее самозанятой в сфере услуг, учитывать ее труд.

Выводы. Женское предпринимательство сыграло и продолжает играть важную роль в изменении отношения общества к женщине. Оказание помощи большему числу женщин в открытии собственного дела и поддержка роста существующих фирм будет способствовать созданию более конкурентоспособной экономики и экономическому росту.

- улучшение общего  делового климата поможет как женщинам, так и мужчинам. Деловые женщины во многом сталкиваются с теми же препятствиями, что и мужчины, касающимися проблем в области налогового законодательства и доступа к финансам.

- необходимо  повышение информированности центральных  и местных органов власти в  отношении потребностей и проблем  деловых женщин, а так же учет  того обстоятельства, что меры  политики, ориентированные или оказывающие  влияние на определенные сферы  бизнеса с низкими исходными  требованиями, в готорых преимущественно заняты женщины, например, торговля, могут оказать непропорциональное воздействие на женщин.

- одним  из главных препятствий для  женщин-предпринимателей является недостаточное предложение банковских кредитных продуктов, адаптированных под условия малого бизнеса и информирование о возможностях доступа к ним. Поэтому существует острая необходимость в инициативах микрофинансированuя в сочетании с реформами и укреплением потенциала во всех банковских системах, которые, должны охватывать секторы активности женщин-предпринимателей.

- развитие  сети ассоциаций/организаций  деловых женщин играет важную роль в лоббировании от имени женщин защиты их прав и интересов, оказании им непосредственной помощи.

- требуется  большее внимание созданию возможностей  для женщины заниматься предпринимательством.  Женщины-предприниматели имеют возможность совмещать ведение бизнеса и выполнение семейных обязанностей лишь в том случае, если их родственники (обычно матери) помогают им воспитывать детей. Поэтому финансирование учреждений дошкольного воспитания или введение льгот частным учреждениям дошкольного воспитания для снижения цены на их услуги, позитивно скажется на развитии женского бизнеса. Украинских женщин есть высокая образованность, ум, профессионализм, а женский корпоративный стиль управления может стать важным фактором успешного реформирования бизнес-предприятий. Многие из наших соотечественниц показали, что у них может быть невыполненной только та работа, за которую они еще не брались. Украинские женщины выступают "не только пользователями преимуществ экономического развития, а его непосредственным творцом с неповторимым опытом, знаниями, способностями" (Розмари Поклей, експерт Совета Европы).

(Информационное агентство ИАЦ "ЛIГА", 2004. ЛIГАБiзнесIнформ, украинская Сеть деловой информации, 2004). (И.Босак)

 

Информация о работе Женское предпринимательство в Украине