Здоровый образ жизни, как социальный идеал

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно право

Содержание

Общая характеристика здравоохранения в странах СНГ
Подходы по изучению здоровья
«Общественное здоровье»
Формирование здорового образа жизни
Вывод
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

     По  данным ВОЗ, из всех факторов риска  первое место занимает нездоровый образ  жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих  воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения. [2, С. 23]. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы.

     При анализе образа жизни обычно рассматриваются  особенности профессиональной, общественной и социально-культурной деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека – то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и  формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет  свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Образ жизни, обусловленный в  значительной степени социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни  различных людей.

     Современные ученые выделяют в образе жизни три  категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень  жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт  в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И наконец, стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.

     В практической деятельности при определении  индивидуальных критериев и целей  здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

     Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ  от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей  насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых  границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового  укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается  различной при одинаковом поведении  людей с разными генотипами. Явный  недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству  поведения людей, но не к равенству  конечного здоровья.

     Другой  подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается  такой стиль поведения, который  приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

 

     

  1. Формирование здорового образа жизни

     Таким образом, при выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью. Можно  выделить следующие основные направления  в деятельности по формированию здорового  образа жизни:

     Создание  информационно-пропагандистской системы  повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится.

     Второе  важное направление формирования здорового  образа жизни - так называемое «обучение  здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности  по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для  ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и  общества в целом.

     Меры  по снижению распространенности курения  и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков. Следует  подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного  направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние  годы в обществе стало более настойчивым  стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется  законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается  удельный вес курящих женщин и  подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Основной формой антинаркотической профилактики является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.

     Побуждение  населения к физически активному  образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности  этих видов оздоровления. Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно  к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры  в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.  

     Вывод

     Формирование  здорового образа жизни, таким образом, - это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения  и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных  условий и факторов образа жизни. И эта программа должна координировать совместные усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения.

 

     

     Использованная  литература:

     1. Ананьев В.А. Введение в психологию  здоровья: Учебное пособие. –  СПб.: Питер, 1998. – 312 с.

     2. Вайнер Э. Н. Валеология. - М.: Наука,2002.- 310 с.

     3. Казначеев В.П. Современные аспекты  адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 191 с.

     4. Кочеткова А.В., Филлипов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.

     5. Кузин В.Г., Паршаков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П. Концепция информационно – образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. lib.sportedu.ru.

     6. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции: Учебное пособие. – М.: Медицина, 1992. – 512 с.

     7. Оганов Р.Г., Хальфина Р.А. Руководство по медицинской профилактике. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 464 с.

     8. Чимаров В.М. Здоровый образ жизни. / Электронный ресурс. Режим доступа: http: /www.region.utmn.ru

Информация о работе Здоровый образ жизни, как социальный идеал