Здоровье детей первых лет жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Первые 2-3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Грудные дети - особенно родившиеся маловесными или уязвимые в каком-либо другом отношении - в течение первых двух лет жизни и особенно в возрасте после 6 месяцев подвержены повышенному риску заболеваемости и смертности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Физическое развитие………………………………………………………4
2 Детские болезни…………………………………………………………...12
3 Профилактика болезней…………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Здоровье детей первых лет жизни.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

      Одновременно  с совершенствованием движений в  возрасте 2,5 года-3 лет продолжается развитие начальных представлений о величине, форме и расположении предметов в пространстве. Ребенок начинает подбирать предметы по образцу, составлять пирамидки, строить башни из 6 -7 кубиков, а также располагать кубики в ряд в горизонтальной плоскости - построение поезда, забора и т. д., пытается сложить бумагу по вертикали, для чего требуются хорошо координированные двусторонние движения.

С развитием  дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе  ребенок получает возможность одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш рвет бумагу, одна его рука тянет лист по направлению к телу, а другая то же делает в противоположную сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенен.

      Увеличение  силы мышц пальцев позволяет ребенку  пользоваться в игре прищепками для  белья. Малыш уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы.

      В 2,5 года ребенок в состоянии приспосабливать  двигательные навыки к различным  условиям. Это можно наблюдать, когда  он, играя, ходит на цыпочках, переступает  одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила.

К концу 3-го года жизни координация движений у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком трехколесном велосипеде. Он уже может произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом.

      Во  время игры 3-летний ребенок все  еще пользуется преимущественно одной рукой (ведущей), наиболее часто - правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.

      В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать "молнию" на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания.

      Таким образом, благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок к 3 годам уже владеет способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания. Нормальное развитие моторики имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Детские болезни
 

      В наше время частые простудные заболевания уже не вызывают должного удивления и беспокойства. Респираторные заболевания обычно связаны с отклонениями в иммунной системе ребенка, а также частыми контактами с источниками инфекции, в основном - в детских дошкольных учреждениях. По данным медицинской статистики в нашей стране в первый год посещения детских дошкольных учреждений, как правило, у ребенка бывает шесть и более респираторных заболеваний. Так болеют около 50 % детей. На втором году посещений детских дошкольных учреждений заболевает 20 % детей, на третьем году посещения - около 10 %. При этом нужно отметить, что общее число респираторных заболеваний за первые семь лет жизни у организованных детей (то есть тех, кто посещает детские дошкольные учреждения) мало отличается от детей, воспитывающихся дома. Частые ОРЗ отмечаются в группе детей до возраста 7 лет. Заслуживает внимания и детская нервность или трудность, связанная с состоянием после перенесенного заболевания. После любой болезни ребенок на определенное время декомпенсирован. Грипп, острые простудные заболевания, инфекции проходят не так быстро, как думают некоторые родители. Болея, ребенок теряет витаминный запас, что приводит к кровотечениям из носа, кровоточивости десен, шелушению кожи, появлению гнойничков, замедленному заживлению ссадин, "заедам" в углах рта, конъюнктивитам, резям в глазах, зуду и многому другому, но более всего к чувству слабости, утомляемости. Вирусное заболевание протекает с повышением давления ликвора (жидкости) в желудочках мозга, с микроотеком мозга. Выражено это как будто слабо, но последствия длительны. Болезнь всегда сопровождается вегетативной дистонией, часто с гипотонией, интоксикацией нервной системы и других систем организма. Реконвалесценция длится неделями и месяцами. Ребенок становится нервным, ранимым, обидчивым, быстро устает. Нередко отклоняющееся поведение ребенка, возникновение нервности, раздражительности, плаксивости, капризности начинается именно в этот период, после соматического или инфекционного заболевания.

      К ослабленным, болезненным правомерно отнести и детей с диатезами. Диатез в переводе с греческого - предрасположение, что подчеркивает врожденность этого состояния. Речь идет о сложных, во многом еще не выясненных нарушениях внутриутробного развития систем организма, об их слабости, что приводит к нарушению обмена веществ, иммуногенеза или к врожденной уязвимости кожных покровов и слизистых оболочек.

Ослабленный ребенок требователен, часто не знает, чего он хочет, и своим поведением раздражает взрослых, сверстников, создавая конфликтные ситуации из ничего. Он особенно чувствителен к конфликту, неспособен его адекватно изжить, склонен к его раздуванию. Он острее воспринимает несправедливость со стороны близких: даже их обычные замечания и требования выводят его из себя, вызывают психотравмирующие переживания. Он кричит, плачет, двигательно не упорядочен и тогда, когда причина инцидента уже забыта. Надолго выйдя из колеи, соматически ослабленный ребенок не может успокоиться и, продолжая во сне переживать случившееся, мечется, просыпается ночью с криком. Аппетит у ребенка исчезает. Такой ребенок - легкая добыча нового вируса. Астеническое состояние усиливается, усиливаются и ранимость, конфликтность. Ребенок попадает в некий порочный круг, выход из которого труден.

Ослабленного  ребенка, перенесшего одну за другой детские инфекции, страдающего хронической  пневмонией или другим хроническим  заболеванием, ребенка после тяжелой операции, чрезмерно истощаемого в некоторых случаях рекомендуется задержать на год дома или в детском садике. Не будет смысла в том, что он окончит школу вовремя, но тут же станет на учет к психиатру или на диспансерное наблюдение с хроническим заболеванием внутренних органов.

      Ветряная  оспа - острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом из группы герпесвирусов. Восприимчивость к ветрянке очень высокая. Преимущественно болеют дети дошкольного возраста. Дети первых 2-3 месяцев жизни болеют редко, т.к., как правило, имеют защитные антитела от матери. Но, при отсутствии иммунитета у мамы, тоже могут заболеть. После перенесенной инфекции остается прочный иммунитет. Повторное заболевание - это либо ошибка диагностики, либо исключительный случай, свидетельствующий о дефекте иммунной системы ребёнка. Инкубационный период заболевания (т. е. период от момента попадания вируса в организм и появления признаков болезни) составляет от 11 до21 дня. Заболевание может протекать в разных по тяжести и характеру проявлений формах. В типичных случаях болезнь протекает легко. Температура тела нормализуется на 3-5 день от начала заболевания. Отпадение корочек происходит на 7-14 день болезни. На месте корочек еще долгое время может оставаться пигментация. В случае тяжелых форм болезни (они бывают у новорожденных, у детей с другими "фоновыми" тяжелыми заболеваниями, у получающих гормональное лечение) могут быть поражены и внутренние органы - печень, легкие, поджелудочна железа, надпочечники, селезенка, вилочковая железа, костный мозг, почки; отмечается очень высокая температура тела - до 40 градусов, высыпания обильные, крупные, могут быть с участками кровоизлияний, могут появиться судороги, симптомы поражения нервной системы, и возможен летальный исход.

      Рахит - заболевание интенсивно растущего организма, преимущественно детей первых 2 лет жизни, возникающее вследствие гиповитаминоза. Рахит представляет собой общее заболевание с нарушением обмена веществ, преимущественно кальциевого и фосфорного, со значительным расстройством остеогенеза (костеобразования) и функций ряда органов и систем.

      Широкие мероприятия по борьбе с рахитом, проводимые в нашей стране, содействовали  значительному снижению заболеваемости им, исчезли тяжелые формы рахита. Однако преобладающие в настоящее  время легкие формы заболевания все еще остаются распространенными у детей раннего возраста. Рахит оказывает неблагоприятное влияние на детский организм. Даже при легких формах в организме ребенка наступают значительные обменные сдвиги, изменяющие состояние его реактивности. Понижается сопротивляемость организма, больные рахитом подвержены ряду других заболеваний, течение и исход которых значительно осложняются. Борьба с рахитом является важной задачей педиатрии. Гиповитаминоз D, лежащий в основе развития рахита, возникает вследствие недостаточного поступления кальциферола (витамина D) с пищей или в результате нарушения его образования в организме. Дети, вскармливаемые грудью, реже болеют рахитом. При смешанном и особенно искусственном вскармливании заболеваемость детей значительно выше. Причиной этого может быть разница в усвоении солей кальция и фосфора. В грудном молоке соотношение кальция и фосфора наиболее благоприятно для усвоения этих веществ. Оно отличается от коровьего также по составу и качеству белка, жира, содержанию ретинола, аскорбиновой кислоты и витаминов группы В, что также имеет немаловажное значение. При грудном вскармливании ребенок имеет меньшую потребность в кальцифероле.

      Продуктов, содержащих кальциферол, немного: печень, яичный желток, рыбий жир, икра. Своевременное введение прикорма с включением этих продуктов обогащает организм ребенка кальциферолом. Расстройства пищеварения, которые чаще наблюдаются при искусственном вскармливании, содействуют развитию рахита, предрасполагает к этому и пища, богатая углеводами. Кратковременное, недостаточное пребывание детей на воздухе может быть одной из причин развития рахита. В коже под влиянием УФ-лучей или кварцевой лампы образуется холекальциферол (витамин D3).  
 
 
 

      3 Профилактика заболеваний  

      В настоящее время не вызывает сомнений, что наиболее эффективным методом профилактики инфекционных заболеваний является активная специфическая иммунизация. Однако возможности вакцинопрофилактики острых респираторных вирусных инфекций ограничены лишь иммунизацией против гриппа. Тем не менее, следует подчеркнуть, что противогриппозная вакцинация, широко проводимая в России в последние годы, позволила не только существенно уменьшить заболеваемость среди привитых, но и значимо снизила распространение гриппа в целом. В России для иммунизации против гриппа у детей разрешены как живые, так и инактивированные вакцины. Особо следует подчеркнуть, что прививки против гриппа должны проводиться в строгом соответствии с официальными рекомендациями. Так, противопоказаниями для вакцинации против гриппа являются аллергия к белку куриного яйца, непереносимость аминогликозидов, указания на тяжелые реакции на гриппозную иммунизацию в анамнезе, а также острые заболевания с лихорадкой и хронические болезни в период обострения.

      Профилактика рахита должна быть комплексной и начинаться еще до рождения ребенка. Будущая мама должна много времени проводить на свежем воздухе, соблюдать режим труда и отдыха, следить за характером питания (принимать больше овощей, фруктов, белка). Наилучшей профилактикой рахита для новорожденного является грудное вскармливание. Следует ежедневно гулять с ребенком, вывозить коляску на солнце. Обязательно делать малышу массаж, гимнастику, закаливать его. Специфическая профилактика рахита начинается с 3-4 недельного возраста и продолжается до 1-1,5 лет. Она заключается в приеме 500 МЕ  витамина D (в масляном или водном растворе) через день, исключая летний период. Прием витамина D можно чередовать с курсами ультрафиолетового облучения по 15-20 сеансов два раза в год. После окончания курса ультрафиолетового облучения не рекомендуется принимать витамин. После того, как ребенок переведен на взрослую пищу, в его рацион следует обязательно включать продукты, богатые витамином D. Этот витамин содержится, в основном, в животных продуктах, таких как печень рыб, молоко, яйца, икра, жирные сорта рыбы.

      Специфические методы профилактики в России ветряной оспы, да и в Европе не используются, хотя в некоторых странах применяется  варицелло-зостер - вакцина в первые трое суток после контакта с больным. Для активной иммунопрофилактики ветрянки за рубежом используют также специфическую аттенуированную вакцину. Применение специфических иммуноглобулинов для профилактики ветрянки целесообразно лишь у беременных и детей с тяжелыми декомпенсированными формами заболеваний и не имеющих естественного иммунитета. Ребенка, заболевшего ветряной оспой, изолируют от других детей до исчезновения корочек или до пятого дня со времени появления последних высыпных элементов. Остальных детей в возрасте до 7 лет, не имеющих иммунитета к ветряной оспе и контактировавших с больным ребенком, отправляют на карантин, т.е. накладывается запрет на посещение детских дошкольных учреждений на три недели, начиная со дня контакта.

      Для профилактики желудочно-кишечных инфекций обращайте внимание на качество и правильное приготовление пищи, не используйте сырую воду. Кипяченая вода должна храниться в закрытой и чистой посуде. Сырые овощи и фрукты моют, а потом обдают кипятком. Все продукты должны быть защищены от мух, мусорные ведра тоже нужно держать закрытыми. Обязательно приучите ребенка к постоянному мытью рук перед едой, после туалета, после контакта с землей. 
 
 
 

     Заключение 

Информация о работе Здоровье детей первых лет жизни