Зависимость от Интернет-общения: гендерные различия, особенности, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Изучение аспектов влияния Интернета на пользователей, включает в себя и исследование половых различий, которые проявляются при Интернет-зависимости и Интернет-общении.
Целью эксперимента было исследование особенностей и последствий виртуального общения студентов разных полов. Он проводился среди студентов города Тернополя, Украина. Использовалась Шкалу Интернет-зависимости из вопросника «Поведение в Интернете» Анастасии Жичкиной и анкету, созданную мною на основе модификации теста Интернет-зависимости Кимберли Янг.

Работа содержит 1 файл

Ivanova.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

   Интернет-зависимость 12

   Двадцять  пять процентов респондентов отметили, что они нервничают и разговаривают на повышенных тонах с теми, кто их беспокоит во время пребывания в он-лайн, и два процента предпочитает пребывание в Интернете прогулке с другими.

   Кроме того, мы зафиксировали взаимосвязь  между высоким уровнем склонности к Интернет-зависимости и высокими оценками в работе с анкетой. Следует сказать, что в противном случае, то есть с уменьшением уровня Интернет-зависимости, уменьшается и проявление указанных характеристик поведения в Интернете и вне него. Проявление такой корреляции дает нам право говорить о том, что в случае склонности к Интернет-аддикции или ее наличии довольно часто проявляются такие характеристики поведения в Интернете, как задержка в киберпространстве, установление новых дружеских отношений, засиживание до ночи в виртуальном пространстве и т.д. Эти взаимосвязи изображены на рисунках 3,4.

   Обсуждение

   Перед проведением эксперимента мы выдвинули  гипотезу о том, что девушки более, чем юноши, склонны к зависимости  от Интернет-общения. Эта гипотеза была выдвинута на основании результатов экспериментов нескольких исследователей гендерных особенностей Интернет-зависимости. Так, О.Н. Арестова и А.Н. Войскунский указывают на

   Интернет-зависимость 13

компенсаторный  коммуникативный компонент, то есть на то, что женщины в Интернете  пытаются найти возможность компетентного общения, которого им не хватает в реальной жизни. Как отмечает К.С.Янг, мужчины более склонны к он-лайн играм, в частности азартным, удовлетворению своих сексуальных фантазий. Кроме того, она утверждает, что подавляющее большинство (91%) Интернет-зависимых используют только коммуникативные возможности мировой сети, то есть такие, которые позволяют им знакомиться с новыми людьми, заводить друзей.

      Эти факты дали толчок к  выдвижению нами вышеупомянутой  гипотезы. Вместе с тем, результаты нашего исследования не дают права категорически утверждать, что представители мужского пола в меньшей степени склонны к Интернет-аддикции (это можно иногда объяснить недостаточной честностью участников при выполнении заданий – эффект фасада). Тем не менее, высокий уровень склонности к Интернет-зависимости в нашем эксперименте чаще встречается среди опрошенных девушек, чем среди юношей, что свидетельствует о подтверждении гипотезы.

   Длительное  пребывание в Интернете и коммуникация с пользователями он-лайн уменьшает возможность непосредственного общения с окружающими и приводит к ухудшению отношений с ними. Это видно из того, что значительное количество респондентов отметило, что они

   Интернет-зависимость 14

нервничают и  разговаривают на повышенных тонах с людьми, которые беспокоят их во время пребывания он-лайн. Вместе с тем, некоторые из участников предпочитают пребывание в Интернет прогулке с другими.

   Среди других симптомов и последствий  Интернет-зависимости у участников можно назвать такие:

  • постоянная проверка электронной почты на случай новых поступлений;
  • принятие оборонной позиции на вопрос о предмете заинтересованности в Интернете;
  • успокоительный характер мыслей о Сети в случае неприятных переживаний;
  • постоянное ожидание времени, когда будет возможность войти в виртуальный мир;
  • неудачные попытки сокращения времени пребывания в Интернете; переживание депрессии и недовольства при невозможности доступа к всемирной сети.

    Все  эти симптомы связаны с высокими  показателями склонности к Интернет-зависимости.

   Результаты  исследования могут быть использованы исследователями для дальнейшего  изучения проблемы; преподавателями  высшей школы при разработке учебных  курсов по психологии киберпространства, гендерной 

   Интернет-зависимость 15

психологии, психологических  последствий информатизации; а также психологами-практиками при проведении профилактической и психокоррекционной работы с Интернет-зависимыми юношами и девушками.

   Результаты за данного исследования можно в дальнейшем использовать при изучении таких проблем Интернет-коммуникации как:

   - Снижение  возрастных рамок Интернет-зависимости;

   - Виртуальное  общение как способ ощутить аффилиацию в подростковом возрасте;

   - Развитие  интеллектуальной деятельности  подростков в процессе виртуального общения;

   - Влияние  Интернет-зависимости на взаимоотношения в семье.

 

    Интернет-зависимость 16

   Библиография 

   О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский. (1997). Мотивация пользователей Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt.

   А. Жичкина. (2001). Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref_zhichkina.

    John Suler, Ph.D. (1996). Why is This Thing Eating My Life? Computer and Cyberspace Addiction at the "Palace". http://www.rider.edu/~suler/psycyber/eatlife.html.

   Kimberly S. Young. (1996). Internet Addiction: the Emergence of a New Clinical Disorder. CyberPsychology and Behavior, Vol. 1 No. 3., 237-244.

   Kimberly S. Young. Internet Addiction Test (IAT). http://www.netaddiction.com/resources/internet_addiction_test.htm. 
 
 
 
 

Интернет-зависимость 17

Назвния рисунков

Рисунок 1.Показатели Интернет-зависимости у юношей

Рисунок 2.Показатели Интернет-зависимости у девушек

Рисунок 3. Сравнительный анализ высоких результатов исследования Интернет-зависимости и особенностей поведения студентов

Рисунок 4. Сравнительный анализ низких результатов исследования Интернет-зависимости и особенностей поведения студентов

 

Интернет-зависимость 18

Рисунок 1

 

Интернет-зависимость 19

Рисунок 2

Интернет-зависимость 20

Рисунок 3

1. Голубым цветом  обозначен уровень  склонности к Интернет-зависимости

2. Синим   цветом обозначены показатели по анкете

Интернет-зависимость 21

Рисунок 4

1. Голубым цветом  обозначен уровень  склонности к Интернет-зависимости

2. Красным  цветом  обозначены показатели  по анкете

Информация о работе Зависимость от Интернет-общения: гендерные различия, особенности, последствия