Защита прав граждан в области социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – теоретически исследовать систему защиты прав граждан в области социального обеспечения.
Цель работы обусловило постановку и решение следующих задач:
- изучить научную литературу по теме курсовой работы;
- определить понятие социального обеспечения, его функции и современное состояние;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5
1.1. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения 5
1.2. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации 11
2.3. Инструменты защиты прав граждан в области социального обеспечения 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ  СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Права граждан  на социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца  гарантированы ст.39 Конституции  Российской Федерации.

С проведением  пенсионной реформы, принятием Федеральных  законов РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в судах Чувашской Республики увеличилось количество гражданских дел, связанных с пенсионными спорами. В основном это были дела, связанные с реализацией пенсионных прав граждан по ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По некоторым вопросам применения указанного Федерального закона в судах с самого начала сложилась стабильная судебная практика, которая повлияла и на правоприменительную практику пенсионных органов. По ряду вопросов произошло переосмысливание правовых подходов и изменение судебной практики.

Дела данной категории являются актуальными  и сегодня. В основном эти дела, как и ранее, связаны с применением  ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Наиболее массовыми среди  них являются споры о назначении досрочных трудовых пенсий по старости педагогическим и медицинским работникам, а также лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда.

В данном обобщении  затронуты некоторые проблемы, возникавшие  в судебной практике судов Чувашской  Республики, и изложены пути их разрешения.

1. Применение  судами нормативно-правовых актов,  действовавших в различные периоды.

Право на досрочную  трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных  и муниципальных учреждениях  для детей, а также осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предусмотрено подпунктами 10 и 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 3 этой же статьи установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в го­сударственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанным же постановлением утверждены  Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Списки и Правила 2002 года).

До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации» и указанных выше Списков и Правил, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались статьями 80, 81 Закона РФ от 20.11.90 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятыми на основании ст.83 Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (Списки 1991 года),  Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (Списки и Правила 1999 года).

При применении указанных выше нормативных правовых актов следует иметь в виду следующее. Списки и Правила 2002 года могут применяться ко всем периодам работы, Списки и Правила 1999 года могут применяться к периодам работы с 1 ноября 1999 года и до вступления в силу Списков и Правил 2002 года, а Списки 1991 года к периодам работы до 1 ноября 1999 года. Основным критерием при определении нормативного правового акта, подлежащего применению к тому или иному периоду работы, является определение нормативного правового акта наиболее выгодного для гражданина. Как правило, суды Чувашской Республики принимают правильные решения при выборе законодательства, подлежащего применению при разрешении пенсионных споров. Однако имеют место и ошибки.

Так решением Шумерлинского  районного суда ЧР от 11 сентября 2008 года П. было отказано в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Шумерля и Шумерлинском районе ЧР о возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы в должности диетической сестры Шумерлинской ЦРБ с 21.07.1989 года по 10.05.1994 года.

Отменяя решение  суда в указанной части и вынося новое решение об удовлетворении заявленных требований кассационная инстанция указала, что отказывая в удовлетворении требования о включении в стаж периода работы в должности медицинской сестры диетической, суд первой инстанции исходил из того, что в Списке 2002 года, в который включены медицинские сестры различных наименований, должность медицинской сестры диетической не включена. Однако судом не принято во внимание, что указанная должность включена в Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утв. приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения". Спорный период работы протекал в периоды, к которым применимы постановление СМ СССР от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (Постановление 1959 года) и Список 1991 года, которые предусматривали право на пенсию за выслугу лет медицинских сестер независимо от их наименования (Постановление 1959 года) и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности (Список 1991 года). Таким образом, указанные нормативные акты предусматривали возможность включения спорного периода в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию по старости).

Вопросы назначения медицинским и педагогическим работникам пенсии за выслугу лет регулировались и законодательством, действовавшим  до принятия Закона РФ от 20.11.90 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В частности эти вопросы регулировались постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». 

 Данным Постановлением были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения (далее Положение).

Работа в  должностях и учреждениях, перечисленных  в Перечне, подлежала безусловному включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу  лет.

Кроме того, работа в определенных должностях и на определенных видах работ также могла быть включена в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет медицинским и педагогическим работникам в соответствии с Положением.

Применение  Постановления 1959 года вызывало определенные сложности, практика его применения претерпела существенные изменения: от отказа в его применении по тем мотивам, что пенсия за выслугу лет по нормам указанного Постановления назначалась на несколько иных условиях, чем пенсия за выслугу лет, назначаемая с момента введения в действие Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», до признания необходимости его применения.

Изменяя практику, суды стали исходить из того, что  принимая то или иное решение, гражданин  ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового  стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Суды стали  также руководствоваться правовой позицией, высказанной Конституционным  Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П , Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П и Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Исходя из изложенного, наработанный в период действия Постановления 1959 года специальный стаж, дававший право на назначение пенсии за выслугу лет, суды стали включать в стаж, дающий в настоящее время право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

После признания  необходимости применения Постановления 1959 года у судов возникали вопросы в применении Положения.

Сложности были связаны с тем, что в соответствии с п.4 Положения, периоды работы, указанной  в пунктах 1,2,3 данного Положения, засчитываются в стаж работы по специальности  при условии, если не мерее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом, для включения указанных периодов в стаж лицо, претендующее на пенсию, должно было иметь стаж работы в должностях и учреждениях, включенных в Перечень,  не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», этот стаж должен был составлять 16 лет 8 месяцев.

 Первоначально  суды исходили из того, что  указанное соотношение могло  быть применено лишь при выработке  всего необходимого для назначения  пенсии стажа и только при назначении пенсии. Поскольку в период действия Положения истцы, как правило, еще не вырабатывали необходимого для назначения пенсии 25 - летнего стажа, и у них отсутствовал стаж работы в 16 лет и 8 месяцев в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, суды отказывали во включении спорных периодов в специальный стаж. При этом суды исходили также из того, что постановлением СМ РФ от 22 сентября 1993 года № 953 Положение признано не подлежащим применению на территории Российской Федерации и оснований для применения Положения в части соблюдения соотношения специального стажа и стажа, который может быть зачтен работникам просвещения в качестве стажа для назначения пенсии, в настоящее время, то есть для распространения действия Положения на период после 1993 года, не имеется.

Вместе с  тем подобная правовая позиция вела к нарушению принципа правовой определенности, поскольку Положение, в период его  действия,  гарантировало гражданам, работавшим в таких должностях и  на таких видах работ возможность включения этих периодов в стаж в случае наработки, в том числе и последующей, необходимого специального стажа. Лица, наработавшие такой стаж в последующем, лишались возможности включения таких периодов в специальный стаж.

В настоящее  время суды исходят из того, что периоды работы, указанные в пунктах 1,2,3 Положения, осуществлявшейся  до 1992 года, могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом п.4 Положения о соотношении требуемого стажа на момент принятия решения о назначении пенсии, исходя из того, что в такой стаж подлежат включению периоды работы по Перечню 1959 года, Спискам 1991, 1999 и 2002 годов.

Исходя из изложенных выше позиций, решением Канашского районного  суда ЧР от 05 июня 2007 года в стаж работы, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей были включены периоды работы К. в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ Рубцовского медицинского училища с 03.01.1983 года по 25.01.1983 года, с 24.06.1983 года по 06.09.1983 года, с 20.06.1984 года по 01.08.1985 года поскольку в соответствии с п.п.«а» п.1 Положения в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Информация о работе Защита прав граждан в области социального обеспечения