Зарубежный опыт социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 00:01, реферат

Описание работы

Появление в нашей стране современных форм социальной работы поставило перед российской социальной теорией и практикой ряд вопросов: «Возможно ли применение опыта стран Запада для строительства системы социальной защиты населения в России?», «Если возможно, то социальную модель какой страны брать как базовую и в каких пределах ее использовать?», «Какие факторы ограничивают возможности применения такого опыта? ».

Работа содержит 1 файл

Зарубежный опыт социальной работы.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

 Зарубежный  опыт социальной работы

 Появление в нашей стране современных форм социальной работы поставило перед  российской социальной теорией и  практикой ряд вопросов: «Возможно  ли применение опыта стран Запада для строительства системы социальной защиты населения в России?», «Если возможно, то социальную модель какой страны брать как базовую и в каких пределах ее использовать?», «Какие факторы ограничивают возможности применения такого опыта? ». Найти ответы на эти вопросы поможет изучение моделей социальной поддержки населения, действующих в странах развитой рыночной экономики. И прежде всего надо выяснить: какие общецивилизационные истоки стали предтечей современных моделей социальной теории и практики; почему именно XX в. стал веком феномена социальной работы? 
Когда возникновение социальной работы датируют концом XIX — началом XX в., а в России даже 1990 г., то, скорее всего, имеют в виду утверждение ее профессионального статуса. Такие качества, как взаимопомощь, стремление помочь друг другу, всегда были присущи цивилизованному человеческому обществу. Конечно же, в разные периоды они осуществлялись разными средствами, касались далеко не всех слоев населения и по-разному оценивались обществом и его различными институтами. Сначала речь идет о естественном порыве души: помочь ближнему своему, ибо только во взаимопомощи и мог выжить человек. В каждом государстве характер поддержки, оказываемой «сирым и убогим», несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, уровня экономического развития и многих других факторов. При рассмотрении благотворительности как предвестника современных социальных институтов для нас важен следующий вывод: стремление к взаимопомощи имманентно присуще человеку. 
Со временем эти ценностные ориентации становятся в той или иной форме постулатами всех мировых религий. И религиозные институты выступают не только ярыми проповедниками помощи убогим, но и сами зачастую оказывают эту помощь. Эта деятельность стала традиционно находиться под патронажем церкви. Отсюда второй вывод: религия с ее постулатами помощи ближнему своему (а иногда и ответственности за него) определила многие нынешние формы социальной поддержки. 
Но религиозные нормы со временем становятся образом жизни, частью культуры, традиций, общественной морали и поведения для отдельных наций и народов. Появляются люди, которые не от случая к случаю, а постоянно занимаются благотворительностью. И причем бескорыстно. На этой основе возникают всевозможные благотворительные общества, которые и поныне пронизывают всю систему социальной защиты западного мира. Усиливающееся, с одной стороны, единство в понимании общечеловеческой цели — помочь ближнему своему, с другой — различие в культуре, образе жизни, традициях и т. д., предопределили многообразие моделей и форм социальных теорий и действий. И это третий вывод. 
Наконец, нельзя не заметить, что как общественный прогресс, особенно в экономической сфере, так и крупные исторические факты и события, определили контуры социальной жизни XX столетия. 
XX в. стал веком разрушения традиционных каналов социальной помощи: общины, семьи. Связи внутри общины рвутся под напором происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни. Семья переживает период нуклеаризации (распада), что ограничивает возможности взаимопомощи. В связи с этим в первой половине XX столетия происходит перераспределение ролей: одним из главных гарантов социальной защищенности человека становится государство. 
Интенсивное развитие капитализма, характеризующее этот период, сопровождалось включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием работников наемного труда и, как следствие, РОСТОМ революционных выступлений трудящихся. 
Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной защиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые Десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «Великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, проводить активную социальную политику. 
Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей. 
В XIX в. начался поиск теоретических решений нарастающих социальных проблем, появляются первые социальные теории, социальные доктрины, которые и поныне определяют социальную политику государств. 
В результате этих теоретических изысканий выработалось три подхода к решению социальных проблем. 
Первый — революционно-преобразовательный. Марксистское направление, суть которого — решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. На практике, как мы знаем, такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в XX в. 
Второй — реформистский, представители которого причины социальных невзгод также искали в обществе, но выход видели в постепенном реформировании общества. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом скандинавские страны. 
Третий — антропологический. Сторонники данного подхода считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения — Мэри Ричмонд, автор ставшей классикой для теории социальной работы книги «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г. Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, как неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы. 
Возвращаясь к социальной практике, необходимо отметить, что постепенно происходило отделение социальной помощи от церковной благотворительности. В начале XX в. благотворительные общественные организации пополнялись уже профессиональными кадрами социальных работников, которых стали готовить многие высшие и средние учебные заведения. 
Но основным игроком на социальном поле, безусловно, становится государство. Во все большей степени государство начинает осознавать необходимость вмешательства в социальную сферу, а значит, и иметь на государственной службе профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. практически все развитые государства проводят активную экспансию в социальную сферу: выстраивают социальную политику, создают правовую базу, разрабатывают модели и системы социальной поддержки населения. В своей основе они действуют и по сей день. В это же время вырисовываются и различия в моделях социальной поддержки населения в различных странах Запада.
 

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы