Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 00:01, реферат
Появление в нашей стране современных форм социальной работы поставило перед российской социальной теорией и практикой ряд вопросов: «Возможно ли применение опыта стран Запада для строительства системы социальной защиты населения в России?», «Если возможно, то социальную модель какой страны брать как базовую и в каких пределах ее использовать?», «Какие факторы ограничивают возможности применения такого опыта? ».
Появление
в нашей стране современных форм
социальной работы поставило перед
российской социальной теорией и
практикой ряд вопросов: «Возможно
ли применение опыта стран Запада
для строительства системы
Когда возникновение социальной работы
датируют концом XIX — началом XX в., а в России
даже 1990 г., то, скорее всего, имеют в виду
утверждение ее профессионального статуса.
Такие качества, как взаимопомощь, стремление
помочь друг другу, всегда были присущи
цивилизованному человеческому обществу.
Конечно же, в разные периоды они осуществлялись
разными средствами, касались далеко не
всех слоев населения и по-разному оценивались
обществом и его различными институтами.
Сначала речь идет о естественном порыве
души: помочь ближнему своему, ибо только
во взаимопомощи и мог выжить человек.
В каждом государстве характер поддержки,
оказываемой «сирым и убогим», несет на
себе отпечаток национальной культуры,
сложившихся традиций, уровня экономического
развития и многих других факторов. При
рассмотрении благотворительности как
предвестника современных социальных
институтов для нас важен следующий вывод:
стремление к взаимопомощи имманентно
присуще человеку.
Со временем эти ценностные ориентации
становятся в той или иной форме постулатами
всех мировых религий. И религиозные институты
выступают не только ярыми проповедниками
помощи убогим, но и сами зачастую оказывают
эту помощь. Эта деятельность стала традиционно
находиться под патронажем церкви. Отсюда
второй вывод: религия с ее постулатами
помощи ближнему своему (а иногда и ответственности
за него) определила многие нынешние формы
социальной поддержки.
Но религиозные нормы со временем становятся
образом жизни, частью культуры, традиций,
общественной морали и поведения для отдельных
наций и народов. Появляются люди, которые
не от случая к случаю, а постоянно занимаются
благотворительностью. И причем бескорыстно.
На этой основе возникают всевозможные
благотворительные общества, которые
и поныне пронизывают всю систему социальной
защиты западного мира. Усиливающееся,
с одной стороны, единство в понимании
общечеловеческой цели — помочь ближнему
своему, с другой — различие в культуре,
образе жизни, традициях и т. д., предопределили
многообразие моделей и форм социальных
теорий и действий. И это третий вывод.
Наконец, нельзя не заметить, что как общественный
прогресс, особенно в экономической сфере,
так и крупные исторические факты и события,
определили контуры социальной жизни
XX столетия.
XX в. стал веком разрушения традиционных
каналов социальной помощи: общины, семьи.
Связи внутри общины рвутся под напором
происходящих процессов индустриализации,
урбанизации и индивидуализации общественной
жизни. Семья переживает период нуклеаризации
(распада), что ограничивает возможности
взаимопомощи. В связи с этим в первой
половине XX столетия происходит перераспределение
ролей: одним из главных гарантов социальной
защищенности человека становится государство.
Интенсивное развитие капитализма, характеризующее
этот период, сопровождалось включением
женщин и детей в производство, усиленной
эксплуатацией, массовым обнищанием работников
наемного труда и, как следствие, РОСТОМ
революционных выступлений трудящихся.
Нарастание социального неравенства и
отсутствие государственных механизмов
социальной защиты способствовало социальным
взрывам, потрясшим мир в первые Десятилетия
XX в. Революционные движения на Западе,
три российские революции, мировая война,
«Великая депрессия» в Америке заставили
власти западных государств искать адекватные
меры по социальной защите населения,
проводить активную социальную политику.
Для данного этапа развития европейской
и американской цивилизации характерно
то, что наряду с репрессиями включается
и механизм социального маневрирования
через принятие социального законодательства
и основание социальных учреждений, направленных
на создание системы социальной поддержки
наемных рабочих и членов их семей.
В XIX в. начался поиск теоретических решений
нарастающих социальных проблем, появляются
первые социальные теории, социальные
доктрины, которые и поныне определяют
социальную политику государств.
В результате этих теоретических изысканий
выработалось три подхода к решению социальных
проблем.
Первый — революционно-
Второй — реформистский, представители
которого причины социальных невзгод
также искали в обществе, но выход видели
в постепенном реформировании общества.
По этому пути пошло социальное развитие
большинства стран с капиталистической
системой хозяйствования. Особенно преуспели
в этом скандинавские страны.
Третий — антропологический. Сторонники
данного подхода считали, что причины
социальных бед человека кроются в нем
самом. Основатель этого течения — Мэри
Ричмонд, автор ставшей классикой для
теории социальной работы книги «Социальные
диагнозы», вышедшей в 1917 г. Исходя из американской
идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала
бедность как болезнь, как неспособность
индивида самостоятельно организовать
свою независимую жизнь. Клиент выступал
в роли своеобразного больного, и задача
социального работника сводилась к «социальному
врачеванию» индивида, находящегося в
неудовлетворительном состоянии, и подготовке
подопечного к возможности самостоятельно
решать свои проблемы.
Возвращаясь к социальной практике, необходимо
отметить, что постепенно происходило
отделение социальной помощи от церковной
благотворительности. В начале XX в. благотворительные
общественные организации пополнялись
уже профессиональными кадрами социальных
работников, которых стали готовить многие
высшие и средние учебные заведения.
Но основным игроком на социальном поле,
безусловно, становится государство. Во
все большей степени государство начинает
осознавать необходимость вмешательства
в социальную сферу, а значит, и иметь на
государственной службе профессиональных
социальных работников. В первые десятилетия
XX в. практически все развитые государства
проводят активную экспансию в социальную
сферу: выстраивают социальную политику,
создают правовую базу, разрабатывают
модели и системы социальной поддержки
населения. В своей основе они действуют
и по сей день. В это же время вырисовываются
и различия в моделях социальной поддержки
населения в различных странах Запада.