Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Объектом являются предпосылки, условия и факторы, способствующие зарождению и развитию социальной работы как практической деятельности в обществе и Вооруженных Силах
Предметом курсовой работы - исторические формы, методы и тенденции развития социальной работы в обществе и армии на разных исторических этапах.
Переход общественного призрения в определенную систему принадлежит уже императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его законов и распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения:
1) подробно останавливается на
необходимости различать
2) указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней;
Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее значимые из них:
1) учреждению в городах
2) в 1710 г., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, великий преобразователь России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы;
3) в указах 1713—1719 гг. обращается внимание полиции на монахов и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их предписывалось забирать и приводить в Монастырский приказ;
4) призрение военных чинов, по отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие;
Сеть благотворительных
Таковы в общем важнейшие
течения в области
Хотя императрица Екатерина I, а
затем и Елизавета и издавали
указы о призрении
При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему по отношению к нищим. Крупнейшим же делом периода царствования Екатерины Великой было учреждение двух больших, по своим размерам, заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И. И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. В Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.
Продолжателем реформ становится Екатерина
II, которая создает целую сеть
специальных учреждений под названием
"Приказы общественного
ü народных школ;
ü установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;
ü установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных;
Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики, а с учреждением в 1802 г. министерств они вошли в ведение Министерства внутренних дел; с 1810 по 1819 г. они подчинялись Министерству полиции, а с ликвидацией последнего они вновь перешли в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.
К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:
—лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);
—заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);
Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.
Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения. И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.
Период социальной работы – с начала 90-х годов
В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населению составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений — 97%. С 1990 по 1993 г. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.
Массовое высвобождение
В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.
В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
Исходя из вышесказанного, автор курсовой работы делает следующие выводы по первой главе:
1) история социальной работы в России – совершенствование субъектной и объектной базы социальной работы, поступательное развитие ее исторических моделей и форм их проявления.
2) как феномен российской действительности социальная работа имеет многовековые традиции. В последние годы в России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы.
3) закономерности истории социальной работы в России – форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в истории социальной работы.
Среди этих закономерностей отмечают:
а) зависимость результативности социальной работы от структурной завершенности системы органов управления и функционирования на различных этапах истории Российского государства;
б) соответствие форм и методов работы возможностям государства и требованиям времени;
в) зависимость результативности работы от непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты, социального обеспечения и т. д.;
г) соответствие полномочий и ответственности специалиста социальной работы и др.
Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка , номинации процесса. Он связан и с такими процессами, как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, наличие глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.
Глава 2. Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность
В нынешней сложной социально-политической обстановке в России обращение к истории социальной работы с военнослужащими и членами их семей весьма актуально связи с тем, что знание исторических проблем социальном работы и путей их решения помогает офицеру - специалисту в этой области - четче определить сегодняшние аспекты деятельности, избрать наиболее приемлемые способы и приемы решения соответствующих задач.
Исторический подход предполагает вычленение определенных этапов, и, на наш взгляд, их может быть два: зарождение социальной работы в армии России и дальнейшее ее совершенствование. Зарождение охватывает период с X в (появление первых исторических памятников, документов касающихся военно-социальной работы) до середины XVIII в., когда в общих чертах сформировалось объектное и субъектное множество этой деятельности и появился целым ряд правовых и нормативных источников. Этап дальнейшего совершенствования военно-социальной работы продолжается с середины XVIII в. по настоящее время и включает: три периода: 1) царский -до 1917 г., 2) советский и современный - с начала 90-х гг. XX в. Последний характеризуется широким развитием правовой системы и системы объектов и субъектов работы.
В связи с тем, что в первой главе основное внимание автор курсовой работы уделил истокам, зарождению, формам и методам исторического развития социальной работы в обществе, то во второй главе автор основное внимание уделит историческому и современному этапу развития социальной работы в Вооруженных Силах.
Радикальные изменения во всех сферах нашего общества, реформирование военной организации государства породили комплекс социальных проблем, с которыми столкнулись военнослужащие. В то же время эти изменения объективно обусловили создание особых социальных институтов, адекватных происходящим переменам и потребностям в социальной защите граждан страны, развитие новых видов и форм социальной практики в армии и на флоте. Результатом них перемен стала институционализация социальной работы в Вооруженных Силах.
Под социальным институтом социальной работы в Вооруженных Силах понимается специфическая социальная гуманитарная практика социального взаимодействия, осуществляемая на основе установленных норм и правил статусными военно-управленческими структурами и реализующая функцию удовлетворения социальных потребностей всех категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Отечественный опыт в области военно-социальной работы свидетельствует, что забота о "служивых" людях первоначально входила в блок отношений, касающихся социального обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью или вовсе нетрудоспособных, причем это касалось, в основном, послетрудовой жизни воинов. В ратной же жизни начальники, под чьей "рукой" служили воины, заботились об их пропитании, обмундировании и оснащении оружием.
Еще
в далекие времена можно найти
примеры заботы о людях, имевшиx определенные
военные заслуги перед
Так, например, заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда договоров об "искуплении" пленных, в частности, Великим князем Киевским Олегом в 911году и князем Игорем в 945году. Ими устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они не находились, и отправлении их на родину. В договоре 911года прямо говорилось: "Буде случиться россиянину видеть в чужой земле полоненного грека, или греку россиянина, выкупать оного и отсылать в свою землю, получив данную за него цену... Подобным образом выкупать и военнопленных и возвращать их в свою землю".
Свидетельства западных путешественников древности отмечают, что славянам было присуще гуманное обхождение с пленными, которые у них не рабствовали весь век, а по истечении времени могли или возвратиться к своим, или остаться вольно жить между славян.
Информация о работе Зарождение, становление и развитие социальной работы в истории России