Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:16, реферат
В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности.
К.Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: “Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства (“возлюби ближнего своего”, — сказано в Священном Писании, а не “возлюби род свой”), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс”.
Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различия
1. В западной
модели помощи идеи альтруизма
находят свое развитие в
К.Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма
и альтруизма в западной цивилизации,
писал: “Этот объединенный с альтруизмом
индивидуализм стал основой нашей западной
цивилизации. Это — ядро христианства
(“возлюби ближнего своего”, — сказано
в Священном Писании, а не “возлюби род
свой”), а также всех этических учений,
получивших развитие в нашей цивилизации
и ускорявших ее прогресс”.
В основе философии помощи отечественной
модели лежат идеи соборности. Альтруизм
восходит к общинному коллективизму, к
этической, нравственной идее народности,
как идее истинности и справедливости.
Отсюда не случайно наибольшее развитие
получают общественные, общинные формы
помощи не только в дореволюционной, но
и в постреволюционной России.
А.Ф.Лосев так раскрывает идею соборности:
“Тут имеется в виду социальность как
глубочайшее основание всей действительности,
как глубочайшая и интимнейшая потребность
каждой отдельной личности, как то, в жертву
чему должно быть принесено решительно
все. Это общее животрепещущее социальное
тело, в котором каждая личность не больше
как один из бесчисленных органов или
клеток, перешло из старого мировоззрения,
...в примат общественности и народности,
в чувство бесконечной, напряженной ответственности
перед народом... ”.
Таким образом, индивидуальность здесь
проявляется через общинность, и коллективность
становится базовым принципом помощи.
В этом можно увидеть специфические социогенетические
корни отечественной модели помощи и милосердия.
2. В основе мировоззренческой доктрины
помощи и в отечественной и в западной
моделях лежали принципы и идеи христианства.
В западной модели процесс помощи рефлексируется
как духовное преображение, которое “предполагало
внутреннее изменение, обновление духа,
что вело к “воскрешению” и “возрождению”
и превращало грешника-нарушителя в достойного
члена общины”.
В этих подходах виделся индивидуальный
путь спасения отдельного человека. Причем
характерно, что общественные отношения,
общественные идеалы выступают в качестве
нормы. А отсюда стремление к формированию
социально необходимого поведения, которое
воспитывается и рефлексируется в христианской
парадигме мышления Запада.
В западной модели помощи участие в судьбе
человека принимали различные конфессии.
Антагонизм вероисповеданий привнес в
модель помощи эгалитарные тенденции
личностной свободы.
Философия помощи отечественной модели
раскрывается в логике идей православия.
Русская Православная Церковь в течение
тысячелетия формировала национальное
сознание, национальный духовный опыт.
Философия призрения становится на многие
столетия определяющим подходом в отечественной
модели помощи. Призреть — значит приблизить,
озаботиться нуждами ближнего своего.
Отсюда другой модус рефлексии помощи.
Им является не столько “общественный
космос”, сколько нравственный идеал,
поднимающий русское сознание к иному
горизонту нормы.
С.Л.Франк, определяя специфику русской
духовности, выделяет критерий, который
отражает сущность моральной нормы, определившей
подходы различных видов и уровней помощи
в России, “...когда речь идет о русских
поисках “блага”, имеются в виду не ценности,
приносящие личное спасение или исцеление,
но принцип или порядок, т.е. в конечном
счете религиозно-мифический пункт, или
основа, на которой должна зиждиться вся
человеческая жизнь, да и все космическое
мироздание, и через которую человечество
и мир спасаются и преображаются”.
Критерием нормы выступает как бы не сама
реальность, а идеальная реальность , которая
подвижна и постоянно изменяется в духовной
культуре русского сознания. Отсюда, видимо,
и проистекают эти метания в принципах
и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый
собор официально разрешает нищенство,
легализует и оформляет соответствующие
институты помощи, тогда как реформы Петра
I проводятся без учета сложившихся традиций,
причем выдвигаются новые принципы организации
помощи. Это характерно и для моделей помощи
постреволюционной России и России этапа
реформ.
3. Социальная работа как профессия в западной
модели помощи возникает из добровольного
общественного движения феминисток и
либерально-демократической оппозиции.
Аналогичная тенденция наблюдается и
в России. Но если в западной модели развитие
от добровольной помощи к профессиональной
носило непрерывный характер, т.е. для
западной модели характерен эволюционный
путь развития, то в России развитие профессии
носило дискретный, т. е. прерывистый характер.
Даже ее современный, профессиональный
этап характеризуется тем, что специалисты
“рекрутируются” из других профессий
и служб, и их становление как профессионалов
осуществляется на основе собственного
эмпирического опыта и имплицитных профессиональных
представлений.
4. Понятийное поле в западной модели помощи
складывалось на основе медицинских, социологических,
конфессиональных, юридических и психологических
подходов. Психология явилась методологической
базой развития знания социальной работы,
а техника групповой и терапевтической
работы легла в основу ее методики.
Понятийное поле социальной помощи в России
складывалось под воздействием иных факторов.
Два направления — социальное обеспечение
и социальная работа — в России предстают
в единстве, включая в себя просвещение,
образование, медицину, социальную политику.
Оно выступало объединяющей формой, парадигмой,
где нашли свое развитие все вышеназванные
процессы. Этим и объясняется та разорванность
“понятийного сознания”, когда социальную
работу идентифицируют с социальной педагогикой,
социальным обеспечением, социальной
медициной.
5. Отечественная модель помощи развивалась
в течение нескольких столетий в тесном
контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция
идей, государственных законов, включенность
отечественной науки и демократической
общественности в процессы западной цивилизации
своеобразным образом отразилось на процессах
помощи. Многие идеи и законы, особенно
в период Петровских реформ, были декларированы
, когда еще не было объективных условий
для их реализации. Отсюда западная модель
помощи выступала своеобразной “абсолютной
идеей”, видение и “осязание” которой
позволяло намечать свои перспективы
роста и развития. Эти тенденции присутствуют
и в современной отечественной модели
помощи.
Информация о работе Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы