Закономерности и принципы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:57, доклад

Описание работы

Важнейшим структурным компонентом научной теории соци¬альной работы являются ее закономерности. Результативность и эф¬фективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования со¬циальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственны¬ми и опосредованными связями и взаимовлияниями потребнос¬тей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения че-ловека в различных жизненных обстоятельствах.

Работа содержит 1 файл

Закономерности и принципы социальной работы.docx

— 23.65 Кб (Скачать)

Закономерности  и принципы социальной работы 
 
Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Результативность и эффективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей. 
 
Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых зависит результативность социальной работы, — важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков в области социальнойработы в частности. Следует заметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке. Дело в том, что в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в «чистом виде». 
 
Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследовательской технологии изменяются, трансформируются, постоянноприближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Следует также заметить, что закономерности социальной работы как логические формы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах. 
 
Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений — все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности. 
 
Для управленческих органов социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями: 
 
• зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования; 
 
•      зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления; 
 
•      зависимость результативности социальной работы от соответствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др. 
 
Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне,могут быть выражены следующими закономерностями: 
 
•      общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; 
 
•      целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; 
 
•  соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; 
 
•  соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и др. 
 
Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы — это не нарушит действия и влияния закономерности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономерности на практике, тем эффективнее его деятельность. 
 
Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание указанных закономерностей еще не гарантирует их использование в повседневной практике социальной работы. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действияс закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. Поэтому на практике он руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника. 
 
Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений, включающих в себя экономические, социальные, политические, идеологические и другие отношения, социальная работа непосредственно участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом. 
 
Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования человека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил «социально ослабленных» членов общества, оказаниипомощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 
 
Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколькогрупп: 
 
•      методологические; 
 
•      организационно-распорядительные; 
 
•      психолого-педагогические; 
 
•      социально-политические. 
 
Методологические принципы — это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития. Организационно-распределительные принципы — это: 
 
•      социально-технологическая компетентность кадров; 
 
•      стимулирование; 
 
•      контроль и проверка исполнения; 
 
•      функциональная определенность; 
 
•      единство правил и обязанностей. 
 
Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести: 
 
•      комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы; 
 
•      индивидуальный подход к личности клиента социальных служб; 
 
•      целенаправленность и адресность социальной работы; 
 
•      такт и терпимость при общении с клиентами социальных 
служб и др. 
 
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы: 
 
•      государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе; 
 
•      гуманизм и демократизм содержания и методов социальной 
работы; 
 
•      учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов 
социальной работы; 
 
•      законность и справедливость действий социального работника. 
 
Знания об окружающей нас действительности — это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теорииявляются такие ее логические формы, как обусловленные закономерностями, принципами и постулатами следствия, выводы, технологические алгоритмы и логические операции, способствующие решению проблемных ситуаций и практических задач. 
 
Итак, социальная работа как наука, как интегративная, целостная теоретическая система знаний может быть структурно представлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отражающей практическую профессиональную деятельность органов,учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизирующих, описывающих и обобщающих знаний, и подсистемы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к абстрактному, а от абстрактного обратно к эмпирии, к практике. 
 
Наши представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функциональный аспект. Дело в том, что любое системное образование выполняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сумме функций компонентов этой системы. Теория социальной работы не является исключением. Так, практическая деятельность социальных служб и учреждений, практика социальной работы являются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык — это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся результатом теоретических положений, представляют собой логический инструментарий превращения идеального в материальное, преобразования социального статуса клиента социальной работы. 
 
Вместе с тем структурные компоненты социальной работы как наукивносят определенный вклад в реализацию общих для научной теории функций: 
 
•    информационной, поскольку теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, присущих предметной области социальной работы; 
 
•      объяснительной, так как наука призвана не просто описывать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития; 
 
•      эвристической, заключающейся в том, что научная теория 
не просто описывает действительность, а несет в себе новации, новые знания, которые расширяют наши представления о проблемах социальной работы. Научная теория социальной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее разработки, выражения и использования; 
 
•      практической, состоящей в том, что она порождается потребностями практики, развивается на ее основе и находит 
подтверждение своей истинности опять-таки в практике. 
Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к 
которым относится теория социальной работы; 
 
•      прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая 
направленность развития социальных процессов, объектов 
социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие 
на развитие социальных явлений и процессов. 
 
Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграцииструктурных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ проявления эвристической и творческой активности системы, оказывая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей. 
 
В сложном переплетении причинно-следственных связей, характерных для междисциплинарных, интеграционных наук, имеют место как необходимые, так и случайные связи. Наступление того или иного следствия в социальной работе чаще всего бывает результатом столкновения необходимых и случайных взаимодействий, их непропорционального влияния. В связи с этим большое значение для исследователей социальных процессов имеет использование методов теории вероятности и статистики, а для практиков — использование опыта и интуиции. 
 
Таким образом, применяя системный подход к анализу теории социальной работы, мы выяснили значимость ее структуры. Именно познание структуры, внутренних взаимосвязей компонентов теории как целого позволяет выделить среди многообразия связейсущественные и несущественные, необходимые и случайные, распутать сложнейший узел присущих междисциплинарной целостности причинных зависимостей. 
 
Раскрытие структуры социальной работы как науки позволяет понять место и роль, значимость интегрированных компонентов в целом, понять, как и почему теория социальной работы сохраняет свою качественную определенность и специфику. 
 
Познание социальной работы как науки исторически представляет собой процесс движения мысли от состава системы знаний к их структуре, а затем к функциям, но иногда познание начинается с осознания функций. В этом случае структурные компоненты — результат удовлетворения потребностей системы в новых органах, результат материализации вновь возникающих функций. В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов раскрываются не сразу, а постепенно, по мере проникновения их в природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно комплексно использовать весь арсенал инструментария научного познания: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. 
Список литературы 
 
1.     Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. 
 
2.     Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с. 
 
3.     www.bestreferat.ru/  
 
4.     Теория социальной работы: Учебно-практическое пособие / Сост.- О.А. Гордилова. – Белгород: Издательство БелГУ, 2006. – 132 с. 


Информация о работе Закономерности и принципы социальной работы