Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:28, реферат
Герберт Маркузе (1898—1979), немецко-американский социальный философ и социолог, родился в Берлине. Из гимназии был призван в армию в 1916 г. После войны, в 1919 г., поступил в Берлинский университет, затем через два года продолжил обучение на философском факультете Фрайбургского университета. Поработав в книжном бизнесе, Маркузе вернулся в 1929 г. в университет г. Фрайбурга для того, чтобы стать преподавателем.
2. Взгляды Г. Маркузе
Герберт Маркузе (1898—1979),
немецко-американский социальный философ
и социолог, родился в Берлине.
Из гимназии был призван в армию
в 1916 г. После войны, в 1919 г., поступил
в Берлинский университет, затем
через два года продолжил обучение
на философском факультете Фрайбургского
университета. Поработав в книжном бизнесе,
Маркузе вернулся в 1929 г. в университет
г. Фрайбурга для того, чтобы стать преподавателем.
Однако после прихода к власти фашизма
он теряет такую возможность, переезжает
во Франкфурт-на-Майне (в 1933 г.), а затем
вместе с Институтом социальных исследований,
где работал, едет сначала в Женеву, а вслед
за этим — в Нью-Йорк и в 1934 г. оказывается
в Колумбийском университете.
Начинается новый,
американский период жизни, который
длится уже до ее конца. Во время
Второй мировой войны Маркузе
занимается антифашистской контрпропагандой,
сотрудничая с информационной службой
американской разведки. С 1950 г. работает
в Русском институте
Маркузе является автором
ряда популярных книг: "Разум и
революция" (1941), "Эрос и цивилизация"
(1955), "Советский марксизм" (1958),
"Одномерный человек" (1964), "Эссе
об освобождении" (1969), "Конец утопии",
"Контрреволюция и бунт" (1972) и
др.
Подвергая в этих
работах критическому анализу индустриальное
("позднекапиталистическое") общество,
ученый считает, что благодаря характерным
для него технологиям оно зашло в тупик
тоталитаризма. Технология не может быть
безразличной по отношению к обществу
и личности: в условиях капитализма она
способствует подавлению индивидуальности
и свободы. Происходит выравнивание людей
на уровне их "усреднения", что облегчает
осуществление власти и господства одних
над другими. Именно при таких технологиях
возникает "одномерное общество".
Поскольку в нем индивид не в состоянии
критически оценить ни общество, ни свое
место в нем, ни тем более перспективы
собственного развития, он становится
"одномерным человеком". Его многомерное
культурное, социальное, моральное, чисто
человеческое, индивидуальное (антропологическое)
развитие становится невозможным.
Такой подход есть не
что иное, как продолжение "критической
теории" М. Хоркхаймера. Согласно Маркузе,
современное индустриальное общество
обеспечивает нейтральные позиции и молчаливое
с ним согласие своих членов тем, что сначала
способствует формированию у них определенной
структуры элементарных жизненных ("витальных")
потребностей ("влечений", как он
их характеризует), соответствующих требованиям
этого общества и не выходящих за его социокультурные
пределы; затем создает необходимые условия
для удовлетворения этих потребностей
или по крайней мере не препятствует их
реализации. Главными среди них, вслед
за З. Фрейдом, оказавшим глубокое влияние
на идеи Маркузе, последний считал сексуальные
потребности ("влечения").
Все это означает,
что революция против такого "одномерного"
общества может быть успешной лишь
тогда, когда она выйдет на уровень
витальных антропологических
Таким образом, Маркузе
был поставлен один из центральных
социологических вопросов: "Как
возможна революция в
Наконец, на третьем
социальном уровне ряд общественных
групп, не интегрированных в современное
индустриальное общество (представители
стран "третьего мира", люмпенизированные
слои, бунтующие, не согласные с истеблишментом,
интеллектуалы, студенты, сексуальные
и этнические меньшинства и т.д.),
осуществляет социальную революцию, направленную
против "Позднекапиталистического
общества", стремящегося к тоталитаризму,
репрессивной культуры этот общества
и господствующего авторитарного тина
личности.
В этой связи специально
следует отмстить отказ Маркузе
(и других представителей Франкфуртской
школы) видеть в рабочем классе главную
революционную силу (как полагал
Маркс, с идеями которого поэтому
вопросу шла активная полемика).
Основной аргумент состоял в том,
что рабочим классом стали
успешно управлять с помощью "массовой
культуры" и он перестал представлять
угрозу для индустриального общества.
Поэтому па авангардные революционные
позиции выдвигаются названные
выше новые социальные силы.
Таким образом, к
концу 1960-х гг. у Маркузе сложилась
трехуровневая социологическая
концепция революции, соединившая
в себе сексуальную, культурную и
социальную составляющие. Эта концепция
получила большой резонанс у новых
левых, молодежного (студенческого) движения,
объявивших "тотальную революционную
войну" против капиталистического общества.
Концепция обеспечила социологу
огромную популярность среди различных
групп и движений, и прежде всего
среди экстремистов.
Однако, увиден практическое
воплощение своих идей в терроризме,
нигилизме, аморализме, он испугался
такого резонанса своих идей и
их последствий, а потому отмежевался
от левых экстремистов, что привело
к резкому падению его